ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-1516/2018 от 21.05.2018 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир Дело № А11-1516/2018

"21" мая 2018 года

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15.05.2018 объявлен перерыв до 21.05.2018 до 16 час. 30 мин.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Кузьминой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шихобалово" (601817, <...>, эт. 2, пом. 4, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным и незаконным постановления администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области (601810, <...>); об обязании администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области предоставить земельный участок с кадастровым номером 33:04:000000:1009, общей площадью 3211200 кв.м, адрес (местонахождение): Владимирская область, Юрьев-Польский район, МО Небыловское (сельское поселение), участок находится примерно в 1700 м от ориентира по направлению на юг; почтовый адрес ориентира: Владимирская область, Юрьев-Польский район, МО Небыловское (сельское поселение), д. Тартышево, в собственность ООО "Шихобалово" без проведения торгов,

при участии представителей

от ООО "Шихобалово" – не явились, извещены надлежащим образом;

от администрации МО Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области – не явились, извещены надлежащим образом,

информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru,

установил.

Общество с ограниченной ответственностью "Шихобалово" (далее – ООО "Шихобалово", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и незаконным постановления администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области (далее – Администрация); об обязании администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области предоставить земельный участок с кадастровым номером 33:04:000000:1009, общей площадью 3211200 кв.м, адрес (местонахождение): Владимирская область, Юрьев-Польский район, МО Небыловское (сельское поселение), участок находится примерно в 1700 м от ориентира по направлению на юг; почтовый адрес ориентира: Владимирская область, Юрьев-Польский район, МО Небыловское (сельское поселение), д. Тартышево, в собственность ООО "Шихобалово" без проведения торгов.

Представитель ООО "Шихобалово" в предварительном судебном заседании устно в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил признать недействительным и незаконным постановление администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области от 15.01.2018 № 4; обязать администрацию муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области предоставить земельный участок с кадастровым номером 33:04:000000:1009, общей площадью 3211200 кв.м, адрес (местонахождение): Владимирская область, Юрьев-Польский район, МО Небыловское (сельское поселение), участок находится примерно в 1700 м от ориентира по направлению на юг; почтовый адрес ориентира: Владимирская область, Юрьев-Польский район, МО Небыловское (сельское поселение), д. Тартышево, в собственность ООО "Шихобалово" без проведения торгов.

Рассмотрев данное уточнение, арбитражный суд счел возможным его принять. Указанные обстоятельства в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для рассмотрения заявления исходя из представленного уточнения.

В обоснование заявленного требования Общество указало на наличие оснований для передачи заявителю спорного земельного участка на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пояснив при этом, что им в орган местного самоуправления были представлены все необходимые документы для приобретения испрашиваемого земельного участка на льготных условиях.

Как пояснил заявитель, Общество является сельскохозяйственным товаропроизводителем; испрашиваемый земельный участок используется им по целевому назначению; иных заявлений на приобретение спорного земельного участка в орган местного самоуправления не поступало.

Администрация в отзыве на заявление от 28.02.2018 № 01/41-262 возразила против удовлетворения рассматриваемого требования. При этом указала, что на данный момент действующим земельным законодательством не установлен четкий перечень документов, необходимых для предоставления в органы местного самоуправления по вопросу подтверждения факта использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, что препятствует предоставлению использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено по имеющимся в нем доказательствам в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещённых о месте и времени проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, администрацией Юрьев-Польского района Владимирской области 20.06.1994 принято постановление № 235 о выдаче членам собственников земельных долей товарищества с ограниченной ответственностью "Мичуринское" свидетельств на право собственности. Указанные земельные доли входили в состав земельного участка с кадастровым номером 33:04:131201:19.

Поскольку граждане не передавали свои земельные доли в аренду и не распоряжались ими иным способом в течение трех и более лет подряд, Администрация в силу статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обратилась в Юрьев-Польский районный суд Владимирской области с иском о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Решением Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 10.06.2014 по делу № 2-233/2014 за муниципальным образованием Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области признано право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, и прекращено право собственности на эти доли у граждан, которыми они были ранее наделены.

Администрацией в счет невостребованных земельных долей из земельного участка с кадастровым номером 33:04:131201:19, ранее являвшегося единым землепользованием и находившегося в общей долевой собственности, был выделен земельный участок с кадастровым номером 33:04:000000:1009, общей площадью 3211200 кв.м, адрес (местоположение): Владимирская область, район Юрьев-Польский, МО Небыловское (сельское поселение), участок находится примерно в 1700 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область, Юрьев-Польский район, МО Небыловское (сельское поселение), д. Тартышево.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 33:04:000000:1009 зарегистрировано за муниципальным образованием Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 24.07.2017 сделана запись № 33:04:000000:1009-33/001/2017-1 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 24.07.2017, от 22.04.2018).

В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" информация о возможности приобретения такого земельного участка в собственность или аренду без проведения торгов была опубликована в районной газете "Вестник Ополья" и размещена на сайте администрации муниципального образования Юрьев-Польский район Владимирской области, что подтверждается копией районной газеты "Вестник Ополья" от 01.08.2017 и справкой Администрации от 31.01.2018 № 20.

Общество направило в Администрацию заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 33:04:000000:1009 из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов.

В целях проверки обоснованности указанного заявления и подтверждения факта использования ООО "Шихобалово" спорного земельного участка 25.12.2017 была созвана межведомственная комиссия, по итогам заседания которой подтвержден факт использования заявителем земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, по целевому назначению.

По результатам рассмотрения заявления и документов ООО "Шихобалово" комиссия рекомендовала главе администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области предоставить Обществу земельный участок с кадастровым номером 33:04:000000:1009 из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 3211200 кв.м, адрес (местоположение): Владимирская область, район Юрьев-Польский, МО Небыловское (сельское поселение), участок находится примерно в 1700 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: Владимирская область, Юрьев-Польский район, МО Небыловское (сельское поселение), д. Тартышево, многоконтурный земельный участок, в собственность без проведения торгов.

Между тем, постановлением Администрации от 15.01.2018 № 4 ООО "Шихобалово" отказано в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.

Общество, полагая, что указанное постановление противоречит положениям действующего земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые позиции сторон и представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.

Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, сформирован из невостребованных долей, находится в собственности муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области, следовательно, полномочия по распоряжению им принадлежат Администрации.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Категории земель в зависимости от их целевого назначения определены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов.

Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Пунктом 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок; при этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости; орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом; указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Одним из закрепленных в пункте 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" условий реализации права на приобретение земельного участка без проведения торгов является использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством испрашиваемого участка до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него.

Из представленных в материалы дела документов видно, что ООО "Шихобалово" обладает статусом сельскохозяйственной организации (согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Уставу Общества, приказу Департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области от 17.02.2017 № 34 "Об утверждении перечня юридических и физических лиц, имеющих право на получение субсидий в рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области на 2013 – 2020 годы, на 2017 год", справке муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства Юрьев-Польского района" от 04.12.2017 № УСХ-566).

Согласно материалам дела, администрацией Юрьев-Польского района Владимирской области 20.06.1994 принято постановление № 235 о выдаче членам собственников земельных долей товарищества с ограниченной ответственностью "Мичуринское" свидетельств на право собственности. Указанные земельные доли входили в состав земельного участка с кадастровым номером 33:04:131201:19.

Указанным постановлением был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями, с определением размера доли каждого собственника 6,69 га.

Доли, принадлежащие гражданам, на основании решения Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 10.06.2014 по делу № 2-233/2014 признаны невостребованными и переданы в собственность муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области.

В 2017 году Администрацией в счет невостребованных земельных долей из земельного участка с кадастровым номером 33:04:131201:19, являющегося единым землепользованием, был выделен земельный участок с кадастровым номером 33:04:000000:1009, общей площадью 3211200 кв.м, адрес (местоположение): Владимирская область, район Юрьев-Польский, МО Небыловское (сельское поселение), участок находится примерно в 1700 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область, Юрьев-Польский район, МО Небыловское (сельское поселение), д. Тартышево.

Как следует из пояснений ООО "Шихобалово", Общество с 2008 года использовало земельные доли, находящиеся в общей долевой собственности,входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 33:04:131201:19, в дальнейшем признанные невостребованными и приобретенные в собственность муниципальным образованием Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области, без оформления соответствующих правоотношений. Площадь используемых земельных долей составляла 321,12 га.

С 2010 года участок площадью 321,12 га был введен в оборот земель сельскохозяйственного назначения ООО "Шихобалово", что подтверждается справкой муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства Юрьев-Польского района" от 18.04.2018 № УСХ-179, отчетами формы № 29-СХ за 2010 – 2017 годы, учетными листами тракториста-машиниста за 2015-2017 годы.

Таким образом, принимая во внимание невозможность дальнейшего приобретения Обществом земельных долей,признанных впоследствии невостребованными и перешедших в собственность Администрации, на законных основаниях (поскольку собственники не передавали эти земельные доли в аренду или не распоряжались ими иным образом либо умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию), что следует из положений статьи 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ, определяющей понятие невостребованной земельной доли и порядок признания ее таковой; исходя из предусмотренного пунктом 5.1 статьи 10 названного Федерального закона механизма приобретения земельных участков, сформированных из невостребованных земельных долей, сельскохозяйственными производителями, именно на законных началах; учитывая также добросовестное использование Обществом испрашиваемого им земельного участка и отсутствие иных претендентов на его приобретение, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии у Администрации правовых оснований для отказа заявителю в приобретении в собственность спорного земельного участка на льготных условиях.

Отсутствие предусмотренного действующим земельным законодательством перечня документов, необходимых для подтверждения факта использования земельного участка по целевому назначению, не может служить препятствием в реализации добросовестными землепользователями преимущественного права на приобретение таких земельных участков.

Департаментом недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации в письме от 25.11.2011 № Д23-4894 даны разъяснения по вопросу подтверждения факта использования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в целях предоставления его указанным лицам без торгов. В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок по основаниям, предусмотренным действовавшими на соответствующий момент требованиями закона (например, на условиях договоров аренды или безвозмездного срочного пользования и др.), факт использования этого земельного участка подтверждается соответствующими документами. В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).

В подтверждение факта использования испрашиваемого земельного участка как до государственной регистрации права муниципальной собственности на него, так и после, Обществом и в орган местного самоуправления при подаче соответствующего заявления, и в материалы настоящего дела представлены: справка муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства Юрьев-Польского района" от 04.12.2017 № УСХ-566, приказ Департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области от 17.02.2017 № 34 "Об утверждении перечня юридических и физических лиц, имеющих право на получение субсидий в рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области на 2013 – 2020 годы, на 2017 год" и иные документы.

Как указано выше, факт использования спорного земельного участка по целевому назначению (для выращивания сельскохозяйственных культур) установлен решением межведомственной комиссии (протокол от 25.12.2017), и не отрицается Администрацией.

Признаков ненадлежащего использования земельного участка Администрацией в материалы дела вопреки требованиям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, доводы Общества документально не опровергнуты.

Доказательств использования испрашиваемого земельного участка иным лицом, нежели заявителем, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, требование ООО "Шихобалово" подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию недействительным, как несоответствующее Федеральному закону № 101-ФЗ.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на Администрацию.

Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Требование общества с ограниченной ответственностью "Шихобалово" удовлетворить.

2. Постановление администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района от 15.01.2018 № 4, проверенное на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, признать недействительным.

3. Обязать администрацию муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района в двухнедельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу предоставить в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Шихобалово" без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 33:04:000000:1009, общей площадью 3211200 кв.м, адрес (местонахождение): Владимирская область, Юрьев-Польский район, МО Небыловское (сельское поселение), участок находится примерно в 1700 м от ориентира по направлению на юг; почтовый адрес ориентира: Владимирская область, Юрьев-Польский район, МО Небыловское (сельское поселение), д. Тартышево.

4. Взыскать с администрации муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района (601810, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Шихобалово" (601817, <...>, эт. 2, пом. 4, ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

5. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья С.Г. Кузьмина