ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-15295/17 от 22.06.2018 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир                                                           Дело №  А11-15295/2017

22 июня 2018 года

В  соответствии со  статьей 176  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации резолютивная часть объявлена 15.06.2018. Полный текст решения изготовлен  22.06.2018.

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи

 ФИО1

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания  Чирковой М.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Север», <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>,

к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации округа Муром, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>,

об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка,

при участии:

от истца – представитель не явился, извещен;

от ответчика – представитель не явился, извещен.

Общество с ограниченной ответственностью «Север», г. Москва (далее – ООО «Север», истец), обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации округа Муром, Владимирская область, г. Муром (далее – КУМИ округа Муром, ответчик), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 20.06.2017 купли-продажи, находящегося в государственной собственности, земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245, площадью 23 565 кв.м, расположенного по адресу: <...>, изложив:

пункт 2.1. договора купли-продажи земельного участка                     от 20.06.2017, в следующей редакции: «Цена участка составляет      293 905 руб. 93 коп. (двести девяносто три тысячи девятьсот пять рублей               93 копейки). Расчет цены земельного участка определен в приложении, которое является неотъемлемой частью договора. Расчет цены земельного участка произведен в соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»»;

приложение «расчет цены земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245, расположенного по адресу: <...>» к договору купли-продажи земельного участка от 20.06.2017, в следующей редакции: «Ц=КС*2,5%, где кадастровая стоимость земельного участка КС=11756237,00 руб., Ц=11756237,00*2,5%=293905,93 руб.»;

пункт 4.2.2. договора купли-продажи земельного участка                 от 20.06.2017 – исключить.

Также истец просит взыскать с ответчика судебные издержки в виде почтовых расходов по отправке искового заявления в сумме 131 руб.

Ответчик (КУМИ округа Муром) в возражениях от 16.04.2018 исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии с постановлением Главы администрации округа Муром от 27.02.2015                   № 528 КУМИ округа Муром делегированы полномочия в области земельных отношений. На основании поступившего от ООО «Север» заявления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245 КУМИ округа Муром 22.06.2017 был направлен истцу проект договора купли-продажи земельного участка, с определением в нем его цены в соответствии с пунктом 1 статьи 2 и пунктом 2.2. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001           № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». На момент подачи истцом заявления о выкупе земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245, площадью 23 565 кв.м, с видом разрешенного использования «для организации производства» составляла                     31 426 048, 35 руб. В нарушение сроков, предусмотренных частью 7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров), договор купли-продажи земельного участка ответчиком не был согласован. 20.10.2017 ООО «Север» направило в КУМИ округа Муром подписанный договор купли-продажи земельного участка с протоколом разногласий, согласно которому выкупная стоимость рассчитана из кадастровой стоимости в размере 11 756 237 руб. Сведения о новой стоимости были внесены в ЕГРН 20.09.2017. Ответчик полагает, что поскольку заявление о выкупе земельного участка было подано               ООО «Север» 04.04.2017 в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, размер выкупной цены земельного участка правомерно определен КУМИ округа Муром в соответствии с законодательством, действовавшим на дату подачи заявления о выкупе земельного участка и представления обществом всех необходимых документов, а новая кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной, утвержденная решением комиссии от 14.09.2017, не подлежит применению к ранее возникшим правоотношениям. Также ответчик указал на обоснованность включения в договор купли-продажи земельного участка от 20.06.2017 пункта 4.2.2.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

ООО «Север» в соответствии с договорами купли-продажи недвижимости от 04.03.2011 №№ 33, 35, заключенными между                     ОАО «Муромский машиностроительный завод» (продавец) и                         ООО «Север» (покупатель), принадлежат на праве собственности бытовые помещения базы,  площадью 636,9 кв.м, назначение – нежилое здание; склад крепителей с насосной станцией, площадью 65,4 кв.м., , назначение – нежилое здание, расположенные по адресу: <...> (договоры купли-продажи недвижимости от 04.03.2011 №№ 33, 35; выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости    от 05.04.2017          № 33/001/014/2017-2002, № 33/001/014/2017-2003).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права         от 03.10.2008 серии 33АК № 577747, от 06.02.2009 серии 33АК № 593318 право собственности ОАО «Муромский машиностроительный завод» на вышеназванные объекты зарегистрировано на основании плана приватизации Муромского государственного машиностроительного завода, утвержденного распоряжением председателя комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 30.09.1992 № 317.

Из постановления главы администрации города Мурома Владимирской области от 23.09.1992 № 646, свидетельства о праве собственности на землю (пожизненного наследуемого владения, пользования) от 07.12.1993 № ВЛ-23-133, постановления главы округа Муром Владимирской области от 23.06.2003 № 1145, постановления главы округа Муром Владимирской области от 12.04.2004 № 723, постановления главы округа Муром Владимирской области от 17.06.2004 № 1291, постановления главы округа Муром Владимирской области от 06.12.2005 № 3415, постановления главы округа Муром Владимирской области от 29.12.2009 № 3321, постановления администрации округа Муром Владимирской области от 21.02.2013 № 616, видно, что земельный участок с кадастровым номером 33:26:040103:245, на котором находятся вышеназванные объекты, образован из земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования  в 1992 году Муромскому машиностроительному заводу и в отношении которого в 2003 году осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.

Между КУМИ округа Муром (арендодатель) и ООО «Север» (арендатор) заключен договор от 21.02.2013 № 15869 аренды земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245, площадью 23 565 кв.м, расположенного по адресу: <...>, сроком с 21.02.2013 по 21.02.2062, для организации производства. Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

ООО «Север» 04.04.2017 обратилось в КУМИ округа Муром с заявлением от 03.04.2017 № 89/2017 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245, площадью 23 565 кв.м, расположенного по адресу: <...>, путем заключения договора купли-продажи по  выкупной цене – 2,5% от кадастровой стоимости участка, поскольку на данном земельном участке находятся принадлежащие  обществу на праве собственности бытовые помещения базы и здание склада крепителей, которые ранее отчуждены из государственной собственности в результате приватизации и в связи с тем, что в 2003 году осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды на земельный участок, из которого образован, в том числе земельный участок с кадастровым номером 33:26:040103:245.

КУМИ округа Муром в письме от 02.05.2017 № 1334 сообщило     ООО «Север» об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245, площадью 23 565 кв.м, в связи с отсутствием документов, подтверждающих необходимость предоставления ООО «Север» земельного участка в размере 23 565 кв.м.

В письме от 22.05.2017 № 197/2017, направленном в адрес КУМИ округа Муром, ООО «Север» представило пояснения в отношении  площади земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245, просило рассмотреть заявление от 03.04.2017 № 89/2017 и предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 33:26:040103:245.

Письмом от 22.06.2017 № 1874 КУМИ округа Муром направил в адрес ООО «Север» договор купли-продажи, находящегося в государственной собственности, земельного участка от 20.06.2017, согласно разделу 1 которого продавец (КУМИ округа Муром) обязуется передать в собственность, а покупатель (ООО «Север») принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 33:26:040103:245, общей площадью 23 565 кв.м, находящийся по адресу: <...>, для организации производства. На участке имеются: бытовые помещения базы, назначение: нежилое здание, площадью 636,9 кв.м, инв. № 17:435:001:001678180:2801, кадастровый номер: 33:26:040103:331, рег. от 07.04.2011 № 33-33-12/012/2011-266; склад крепителей с насосной станцией, назначение: нежилое здание, площадью 65,4 кв.м, инв. № 17:435:001:001678180:2706, кадастровый номер: 33:26:040104, рег. от 08.04.2011 № 33-33-12/012/2011-281.

В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора цена участка составляет 785 651 руб. 21 коп. Расчет цены земельного участка определен в приложении, которое является неотъемлемой частью договора. Расчет цены земельного участка произведен в соответствии с п. 1 ст. 2, п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно приложению «расчет цены земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245, расположенного по адресу: <...>» к договору купли-продажи земельного участка от 20.06.2017 Ц = КС х 2,5%, где кадастровая стоимость земельного участка КС = 31 426 048,35 руб.; Ц = 31 426 048,35 руб. х 2,5% = 785 651,21 руб.

В пункте 4.2.2 договора определено, что продавец обязуется представлять информацию о состоянии участка по запросам соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, создавать необходимые условия для контроля за надлежащим выполнением условий договора и установленного порядка использования участка, а также обеспечивать доступ и проход на участок их представителей.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 25.07.2012 № П/322 во Владимирской области при территориальном органе – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от 14.09.2017 № 638 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245 определена в размере рыночной стоимости – 11 756 237 руб., установленной в отчете об определении рыночной стоимости от 15.08.2017 № О11213-15/08/17-2 «ОЦ».

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости                  от 28.11.2017 № 33/202/17-549188 в Единый государственный реестр недвижимости 20.09.2017 внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245 в размере 11 756 237 руб.

ООО «Север» в адрес КУМИ округа Муром заявлением                      от 20.10.2017 № 155/2017 был направлен протокол разногласий                   от 06.10.2017 к договору купли – продажи земельного участка                     от 20.06.2017 с предложением: пункт 2.1 договора от 20.06.2017 изложить в следующей редакции: «Цена участка составляет 293 905 руб. 93 коп.; приложение «расчет цены земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245, находящегося по адресу: <...>» к договору от 20.06.2017 изложить в следующей редакции: «Ц = КС х 2,5%, где кадастровая стоимость земельного участка КС = 11 756 237,00 руб. Ц = 11 756 237,00 х 2,5% = 293 905,93 руб.»; пункт 4.2.2 договора от 20.06.2017 – исключить.

Рассмотрев протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка от 20.06.2017, КУМИ округа Муром в письме                от 17.11.2017 № 3689 сообщил ООО «Север» о несогласии с изменением выкупной стоимости земельного участка (пункт 2.1 договора и приложение к договору) и исключении пункта 4.2.2 договора.                    

В связи с недостижением согласия по вышеназванным условиям договора купли-продажи земельного участка от 20.06.2017 истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что пункт 2.1 договора и приложение (расчет цены) к договору подлежат установлению в редакции истца, пункт 4.2.2 договора – в редакции ответчика, исходя из следующего.

Из пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» следует, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из положений пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В пункте 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

В пункте 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу пункта 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации                   от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36              ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие           ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона                 от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

В силу пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001          № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу настоящего Закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков указанных в абзаце 3 настоящего пункта.

Исходя из положений статей 2, 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» такое право предоставлено не только первым собственникам приватизированных зданий, строений, сооружений, но и всем последующим.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Согласно абзацу 3 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 вышеназванного Закона, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В абзаце 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона № 135- ФЗ).

Из материалов дела (в том числе договоров купли – продажи недвижимости от 04.03.2011 №№ 33, 35, выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 05.04.2017            № 33/001/014/2017-2002, № 33/001/014/2017-2003, свидетельств о государственной регистрации права от 03.10.2008 серии 33АК № 577747, от 06.02.2009 серии 33АК № 593318, постановления главы администрации города Мурома Владимирской области от 23.09.1992 № 646, свидетельства о праве собственности на землю (пожизненного наследуемого владения, пользования) от 07.12.1993 № ВЛ-23-133, постановления главы округа Муром Владимирской области от 23.06.2003 № 1145, постановления главы округа Муром Владимирской области от 12.04.2004 № 723, постановления главы округа Муром Владимирской области от 17.06.2004 № 1291, постановления главы округа Муром Владимирской области от 06.12.2005 № 3415, постановления главы округа Муром Владимирской области от 29.12.2009 № 3321, постановления администрации округа Муром Владимирской области от 21.02.2013 № 616) следует, что объекты недвижимости (бытовые помещения базы и склад крепителей с насосной станцией), принадлежащие на праве собственности ООО «Север», ранее были отчуждены из государственной собственности и находятся на земельном участке с кадастровым номером 33:26:040103:245, образованном из земельного участка, предоставленного в 1992 году на праве постоянного (бессрочного) пользования Муромскому машиностроительному заводу и в отношении которого в 2003 году осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.

Предложенная истцом выкупная цена земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245 определена на основании кадастровой стоимости, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 25.07.2012 № П/322 во Владимирской области при  территориальном органе – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от 14.09.2017 № 638.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Владимирской области от 14.09.2017 № 638 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245 установлена в размере  рыночной стоимости – 11 756 237 руб.

Поскольку на момент обращения в суд с настоящим требованием решением Комиссии установлена новая кадастровая стоимость, внесены изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении кадастровой стоимости и договор купли-продажи земельного участка после обращения ООО «Север» не был заключен, то с учетом положений статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае размер кадастровой стоимости спорного земельного участка (при наличии разногласий) не может быть принят на иных условиях, чем установлено решением Комиссии.

Применение кадастровой стоимости на момент обращения и направления проекта договора купли-продажи при определении выкупной цены спорного земельного участка, при наличии новой кадастровой стоимости на момент заключения договора купли-продажи, нарушает права и законные интересы истца, как лица, имевшего намерение приобрести в собственность указанный земельный участок, и, следовательно, противоречит положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Заявление о выкупе земельного участка является основанием для начала процедуры оформления его купли-продажи. При этом уменьшение в результате оспаривания кадастровой стоимости земельного участка цены выкупа, способствует защите прав ООО «Север» как более слабой стороны договора.

В силу вышеизложенного, доводы ответчика о том, что расчет выкупной стоимости спорного земельного участка необходимо производить из кадастровой стоимости в размере 31 426 048 руб. 35 коп. –на дату обращения ООО «Север» по вопросу выкупа земельного участка и направления проекта договора купли-продажи, не основательны.

Таким образом, при урегулировании разногласий по договору купли-продажи от 20.06.2017 относительно цены, подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Владимирской области               от 14.09.2017 № 638 в размере 11 756 237 руб.

Следовательно, в соответствии с вышеназванными нормами, выкупная цена по договору купли-продажи земельного участка                   от 20.06.2017 должна была быть определена в размере 293 905 руб. 33 коп. (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка – 11 756 237 руб.).

В связи с этим, пункт 2.1 договора подлежит установлению в редакции истца – «Цена участка составляет 293 905 руб. 93 коп. (двести девяносто три тысячи девятьсот пять рублей 93 копейки). Расчет цены земельного участка определен в приложении, которое является неотъемлемой частью договора. Расчет цены земельного участка произведен в соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; приложение «расчет цены земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245, расположенного по адресу: <...>» к договору – в редакции истца: «Ц=КС*2,5%, где кадастровая стоимость земельного участка КС=11756237,00 руб., Ц=11756237,00*2,5%=293905,93 руб.».

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона               от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Администрации Владимирской области                   от 25.02.2015 № 118 утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Владимирской области.

В пункте 2 данного постановления определено, что муниципальный земельный контроль на территории Владимирской области осуществляется органами местного самоуправления городского округа – в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Постановлением администрации округа Муром от 25.10.2013 № 3702 (в редакции постановления администрации округа Муром от 12.05.2017             № 364) утвержден административный регламент по проведению проверок при осуществлении функций муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования округ Муром.

Согласно пункту 1.2 постановления администрации округа Муром    от 25.10.2013 № 3702 уполномоченным органом по исполнению муниципальной функции осуществления муниципального земельного контроля, за использованием земель, находящихся на территории муниципального образования округ Муром, является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования округ Муром.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, при урегулировании разногласий по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245 в отношении пункта 4.2.2, данный пункт подлежит установлению в редакции ответчика – «покупатель обязуется представлять информацию о состоянии участка по запросам соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, создавать необходимые условия для контроля за надлежащим выполнением условий договора и установленного порядка использования участка, а также обеспечивать доступ и проход на участок их представителей».

Истцом также предъявлены к взысканию судебные издержки в виде почтовых расходов по отправке искового заявления в сумме 131 руб.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде, к которым относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесённые лицами, участвующими в деле (статьи 101, 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера.

В подтверждение понесенных расходов (по отправке искового заявления) истцом представлены скриншоты от 12.03.2018, от 18.12.2017, письма Управления почтовой связи Владимирской области – филиала ФГУП «Почта России» Муромский Почтамт от 15.02.2018 № 4.3.17.7-21/1/48, от 20.04.2018 №  4.3.17.7-21/1/146, почтовые квитанции                   от 18.12.2017.

В связи с изложенным, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в сумме 131 руб.

Расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6000 руб. суд относит на ответчика в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 23 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».

Руководствуясь статьями 4, 11, 12, 17, 65, 106, 110, 167-170, 176, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Урегулировать разногласия, возникшие между обществом с ограниченной ответственностью «Север», г. Москва, и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации округа Муром, Владимирская область, г. Муром, при заключении договора от 20.06.2017                            купли-продажи, находящегося в государственной собственности земельного участка, с кадастровым номером 33:26:040103:245, площадью 23 565 кв.м, расположенного по адресу: <...>, изложив:

пункт 2.1. договора купли-продажи земельного участка от 20.06.2017, в следующей редакции: «Цена участка составляет 293 905 руб. 93 коп. (двести девяносто три тысячи девятьсот пять рублей 93 копейки). Расчет цены земельного участка определен в приложении, которое является неотъемлемой частью договора. Расчет цены земельного участка произведен в соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»»;

приложение «расчет цены земельного участка с кадастровым номером 33:26:040103:245, расположенного по адресу: <...>» к договору купли-продажи земельного участка от 20.06.2017, в следующей редакции: «Ц=КС*2,5%, где кадастровая стоимость земельного участка КС=11756237,00 руб., Ц=11756237,00*2,5%=293905,93 руб.»;

пункт 4.2.2. договора купли-продажи земельного участка                      от 20.06.2017, в следующей редакции: «представлять информацию о состоянии участка по запросам соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, создавать необходимые условия для контроля за надлежащим выполнением условий договора и установленного порядка использования участка, а также обеспечивать доступ и проход на участок их представителей». 

Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации округа Муром, Владимирская область, г. Муром, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Север», г. Москва, расходы по государственной пошлине в сумме 6000 рублей и судебные издержки в сумме 131 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.   

Судья

     ФИО1