600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
21 марта 2018 года Дело № А11-15322/2017
Резолютивная часть решения объявлена 19.03.2018.
Полный текст решения изготовлен 21.03.2018.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Степановой Р.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефимовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Астра" (602251, <...>, кабинет 4, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на право организации ярмарки на постоянной основе, оформленного уведомлением администрации округа Муром Владимирской области от 07.11.2017 № 538;
об обязании администрации округа Муром Владимирской области устранить допущенное нарушение прав путем выдачи обществу с ограниченной ответственностью "Астра" разрешения на право организации универсальной ярмарки на постоянной основе сроком по 09.11.2022 по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером 33:26:020514:63 с количеством мест 230,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Муромская городская прокуратура (602267, <...>)
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Астра": ФИО1 (по доверенности от 30.03.2017 сроком действия три года);
от администрации округа Муром Владимирской области: ФИО2 (по доверенности от 01.11.2015 сроком действия три года),
от Муромской городской прокуратуры: не явился, надлежащим образом извещен,
установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Астра" (далее – ООО "Астра") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, в котором просит признать недействительным отказ в выдаче разрешения на право организации ярмарки на постоянной основе, оформленного уведомлением администрации округа Муром Владимирской области от 07.11.2017 № 538, а также обязать администрацию округа Муром Владимирской области устранить допущенное нарушение прав путем выдачи обществу с ограниченной ответственностью "Астра" разрешения на право организации универсальной ярмарки на постоянной основе сроком по 09.11.2022 по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером 33:26:020514:63 с количеством мест 230.
В обоснование заявленного требования ООО "Астра" указывает, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления им предпринимательской деятельности. По мнению заявителя, отказ в выдаче разрешения на право организации ярмарки не соответствует требованиям подпункта 4 пункта 9 Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Владимирской области.
В судебном заседании 19.03.2018 представитель ООО "Астра" поддержал заявленные требования.
Администрация округа Муром Владимирской области представила в материалы дела отзыв от 31.01.2018, в котором указывает на необоснованность заявленного ООО "Астра" требования. Полагает, что организация ярмарки на земельном участке с видом разрешенного использования "эксплуатация второй очереди культурно-просветительского и торгового центра" является недопустимым и приведет к нарушению статей 7, 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
В заседании суда представитель администрации округа Муром Владимирской области поддержал изложенную в отзыве позицию.
Муромская городская прокуратура представила в материалы дела отзыв от 28.02.2018 № 6-1-2018, в котором поддержала заявленное ООО "Астра" требование.
Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 09.10.2017 ООО "Астра" обратилось в администрацию округа Муром Владимирской области с заявлением от 01.09.2017 (вх. № 4119) на получение разрешения на организацию универсальной ярмарки на срок с 10.11.2017 по 09.11.2022 по адресу: <...>, приложив к заявлению соответствующие документы.
Письмом от 07.11.2017 № 538, оформленным уведомлением, администрация округа Муром Владимирской области со ссылкой Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 31.05.2007 № 387, Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничных рынков, сезонных ярмарок и ярмарок выходного дня", утвержденный постановлением администрации округа Муром от 29.06.2012 № 1951, отказала ООО "Астра" в получении разрешения на право организации универсальной ярмарки на срок с 10.11.2017 по 09.11.2022 по адресу: <...>.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Астра" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы участвующих в судебном заседании лиц, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 31.05.2007 № 387 "Об организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Владимирской области" установлен такой порядок (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 9 Порядка организация ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней на территории Владимирской области осуществляется на основании разрешения, выдаваемого местной администрацией в порядке, установленном настоящим постановлением.
Для получения разрешения в силу пункта 5 Порядка юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют заявление, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя и в котором указываются:
- для юридического лица: полное и (если имеется) сокращенное наименования (в том числе фирменное наименование); организационно-правовая форма; почтовый адрес и место нахождения юридического лица; место нахождения объекта или объектов недвижимости, на которых предполагается организовать ярмарку; государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; идентификационный номер налогоплательщика; данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; срок, на который выдается разрешение; тип ярмарки; количество мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты; опись прилагаемых документов;
К заявлению прилагаются:
- копии учредительных документов - для юридического лица, документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригиналов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или их нотариально удостоверенные копии;
- нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих право на объект или объекты недвижимости, включая земельные участки, где организуется ярмарка.
Порядок выдачи разрешений на организацию ярмарки на территории округа Муром регулируется административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничных рынков, сезонных ярмарок и ярмарок выходного дня", утвержденным постановлением администрации округа Муром от 29.06.2012 № 1951 (далее - Административный регламент).
Абзацем 2 пункта 1.3, пунктом 2.2 Административного регламента определено, что ответственным за предоставление муниципальной услуги является торговый отдел комитета по развитию потребительского рынка и продовольствию.
Подпунктом 4 пункта 9 Порядка, абзацем 6 пункта 2.8 Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении разрешения является установление несоответствия испрашиваемого использования земельного участка градостроительным регламентам, установленным правилами землепользования и застройки. Данное основание явилось причиной отказа в выдаче разрешения на право организации универсальной ярмарки Заявителю ввиду следующего.
Решением Совета народных депутатов округа Муром от 29.12.2012 № 301 утверждены Правила землепользования и застройки в округе Муром, которые в соответствии с требованиями статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают территориальное зонирование округа Муром и градостроительные регламенты применительно к каждой территориальной зоне, включая виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 33:36:020514:63 по адресу: <...>, расположен в территориальной зоне ОД-1 (многофункциональная общественно-деловая зона административного центра города Мурома), выделенной для обеспечения правовых условий использования и строительства недвижимости с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов многофункционального назначения.
К условно разрешенным видам использования земельных участков территориальной зоны ОД-1, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 33:26:020514:63, относится вид "объекты торговли". Испрашиваемое использование указанного земельного участка, то есть организация универсальной ярмарки, не соответствует утвержденному градостроительному регламенту территориальной зоны ОД-1, поскольку он не включает в себя разрешенное использование земельных участков, допускающее размещение ярмарок, рынков и т.п., в отличие от, например, зоны ИК-2, для которой Правилами землепользования и застройки предусмотрен вил разрешенного использования "специально оборудованные рынки, рыночные комплексы и торговые зоны продовольственных, промтоварных, сельхозпродуктов, ярмарки".
Таким образом, Правила землепользования и застройки в округе Муром разграничивают использование земельных участков для объектов торговли и для ярмарок, в связи с чем правовые основания для установления соответствия испрашиваемого использования земельного участка с кадастровым номером 33:26:020514:63 градостроительному регламенту территориальной зоны ОД-1, а следовательно, и для выдачи разрешения на право организации ярмарки на данном земельном участке, отсутствуют.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона № 381-ФЗ, пункту 14 ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (далее - ГОСТ Р 51303-2013) под торговым объектом понимают здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. В силу пункта 89 ГОСТ Р 51303-2013 ярмарка - это форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров купли-продажи и договоров бытового подряда цен.
Пунктом 2 Порядка установлено, что ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, организуемое в установленном месте и на установленный срок, направленное на обеспечение населения теми или иными товарами, предназначенное для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющее в своем составе торговые места.
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 33:26:020514:63 предусматривает эксплуатацию второй очереди культурно-просветительского и торгового центра, то есть - торгового объекта. Из приведенной терминологии видно, что ярмарки не относятся к торговым объектам, поскольку являются формой осуществления торговой деятельности, мероприятием.
При таких обстоятельствах правовые основания для установления соответствия испрашиваемого использования земельного участка с кадастровым номером 33:26:020514:63, то есть организация универсальной ярмарки, градостроительному регламенту территориальной зоны ОД-1 отсутствуют.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 25.09.2012 по делу № А11-4464/2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2013, вступившим в законную силу, ООО "Астра" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 1.1 постановления администрации округа Муром от 20.04.2012 № 1066 и об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 33:26:020514:63, расположенного по адресу: <...>, с "эксплуатации второй очереди культурно-просветительского и торгового центра" на "использование под организацию торговой деятельности".
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанным решением Арбитражного суда установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 33:26:020514:63 "эксплуатация второй очереди культурно-просветительского и торгового центра" соответствует его фактическому использованию. Размещение ярмарки на указанном земельном участке, согласно имеющимся в деле материалам публичных слушаний, проведенных 29.02.2012, приведет к нарушению Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил дорожного движения (постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993), СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", норм земельного, градостроительного законодательства.
В частности, ярмарка на данном земельно участке:
- ограничит возможности эксплуатации культурно-просветительского и торгового центра посредством создания препятствий въезда - выезда, парковки автотранспорта, погрузки - разгрузки товара лицами, осуществляющими торговлю в указанном объекте торговли;
- приведет к нарушению безопасности дорожного движения в центральной части города;
- ограничит проезд пожарной техники;
- приведет к загрязнению почвы, атмосферного воздуха, акустическому воздействию и др.
Пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
К числу обязанностей собственника земельного участка статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации относит использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, использование земельного участка обусловлено видом его разрешенного использования. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 33:26:020514:63 установлено так, чтобы эксплуатация расположенного на нем здания проводилась в технологическом процессе, определенном проектом. Материалами дела № А11-4464/2012 подтверждается, что спорный земельный участок с кадастровым номером 33:26:020514:63 учтен в проекте строительства торгового центра, расположенного на нем, и предназначен для размещения объектов инфраструктуры (проездов, проходов, парковок, объектов благоустройства), необходимых для эксплуатации существующего торгового центра.
Организация ярмарки на земельном участке с видом разрешенного использования "эксплуатация второй очереди культурно-просветительского и торгового центра" приведет к нарушению статей 7, 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отказ в выдаче разрешения на право организации ярмарки на постоянной основе, оформленного уведомлением администрации округа Муром Владимирской области от 07.11.2017 № 538, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО "Астра".
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ООО "Астра" не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.
В силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в размере 3000 руб., уплаченная по платежному поручению от 19.12.2017 № 307.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Отказатьобществу с ограниченной ответственностью "Астра" в удовлетворении заявления о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на право организации ярмарки на постоянной основе, оформленного уведомлением администрации округа Муром Владимирской области от07.11.2017 № 538; об обязании администрации округа Муром Владимирской области устранить допущенное нарушение прав путем выдачи обществу с ограниченной ответственностью "Астра" разрешения на право организации универсальной ярмарки на постоянной основе сроком по 09.11.2022 по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером 33:26:020514:63 с количеством мест 230.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Астра" (602251, <...>, кабинет 4, ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 19.12.2017 № 307.
Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Р.К. Степанова