600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
г. Владимир Дело № А11-16501/2018
6 июня 2019 года
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть объявлена 30.05.2019. Полный текст решения изготовлен 06.06.2019.
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
судьи Киселевой М.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кульковой К.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью «Сетевые решения»,
<...>; ОГРН <***>,
ИНН <***>,
к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению
г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 45», <...> ОГРН <***>,
ИНН <***>,
третьи лица:
1) Управление муниципального заказа администрации города Владимира, <...>;
2) Публичное акционерное общество «Ростелеком», <...>,
о признании требований незаконными,
при участии:
от истца – ФИО1 – генеральный директор, по приказу от 10.10.2017 № 1 и решению от 06.02.2017 № 1; ФИО2 – по доверенности от 28.01.2019 № 1, сроком на один год;
от ответчика – ФИО3 – директор, по распоряжению от 23.07.2018
№ 75-к; ФИО4 – по доверенности от 21.01.2019, сроком до 31.12.2019;
от третьего лица (Управление муниципального заказа администрации города Владимира) – ФИО5 – по доверенности от 05.09.2018
№ 18-03/776, сроком на один год;
от третьего лица (публичное акционерное общество «Ростелеком») – представитель не явился, извещен.
Общество с ограниченной ответственностью «Сетевые решения»,
г. Владимир (далее – ООО «Сетевые решения», истец), обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском (с учетом уточнений (вх. от 21.02.2019)) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 45»,
<...> (далее – МБОУ «СОШ № 45», ответчик), о признании незаконными требований о допоставке истцом недостающих в спецификации товаров и об интеграции ПО Специализированный программный продукт с ПО АИС «образование33.рф» «Электронная школа», правообладателем которого МБОУ «СОШ № 45» не является.
Ответчик (МБОУ «СОШ № 45») в отзыве без даты и номера исковые требования не признал, указал на то, что между истцом и ответчиком был заключен контракт от 07.09.2018 № 6205 на приобретение системы контроля и управления доступом, включающее обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования в соответствии со спецификацией. Пунктом 7.1.4 контракта предусмотрено, что истец обязан произвести сборку, установку и настройку поставляемого товара. 18.10.2018 истцом в адрес ответчика были направлены письма (исх. № 150, № 151) в которых истец сообщал о готовности поставленного оборудования к приемке и гарантировал проведение пуско-наладочных работ. 22.10.2018 при проведении проверки готовности системы было установлено, что монтаж осуществлен не полностью, а сама система не работоспособна. Ссылка истца на то обстоятельство, что спецификацией не была предусмотрена поставка силовых кабелей питания и информационных кабелей для передачи информации между компонентами системы не обоснована, поскольку само понятие «система» подразумевает нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Также ответчик пояснил, что сведения о правообладателе программного продукта АИС «образование33.рф» «Электронная школа» содержатся в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и находятся в открытом доступе. АИС «образование33.рф» «Электронная школа» зарегистрировано 20.02.2016 за номером 45, а правообладателем данного продукта является АО «БАРС Груп». Конкурсная документация в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» была размещена на единой электронной торговой площадке www.roseltorg.ru и у истца была возможность ознакомиться с условиями контракта до подачи заявки на участие в аукционе, в том числе, установить принадлежность АИС «образование33.рф» «Электронная школа». В судебном заседании 29.05.2019 устно пояснил, что производство по делу должно быть прекращено, так как отсутствует предмет спора.
Третье лицо (Управление муниципального заказа администрации города Владимира) в заключении по иску от 04.03.2019 № 18-03/251 считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Полагает несостоятельными утверждения истца о невозможности исполнения им условий контракта в связи с тем, что аукционная документация не соответствовала требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). В составе документации электронного аукциона содержатся пункт 5 Информационной карты, а также приложение № 1 и приложение № 2 к Информационной карте. Описание объекта закупки было выполнено в полном соответствии с требованиями пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона
№ 44-ФЗ, а именно, в составе документации имеются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, которые для заказчика являются необходимыми, и которые позволяют определить соответствие закупаемого товара установленным требованиям. Предметом закупки в рассматриваемом электронном аукционе является «Приобретение системы контроля и управления доступа (СКУД), включающее обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования». В соответствии с приложением № 2 к Информационной карте поставщик (или приглашенный им соисполнитель) должен провести доставку, погрузку/разгрузку, сборку, установку, настройку всего доставленного оборудования в помещениях заказчика. При этом, под сборкой, установкой и настройкой понимается сборка системы, ее монтаж в помещениях заказчика, ее тестирование и ввод в эксплуатацию в помещениях заказчика. С учетом данных требований только поставщик или приглашенный им соисполнитель могли и должны были определить необходимость в количестве и качестве расходных материалов, которые должны были быть использованы при исполнении обязательств, предусмотренных контрактом. Также Управление муниципального заказа администрации города Владимира пояснило, что в приложениях 1 и 2 Информационной карты указано, что специализированный программный продукт, являющийся частью предмета поставки, должен быть интегрирован с АИС «образование 33.рф» «Электронная школа». Данное ПО относится к российскому программному обеспечению, информация о нем находится в открытом доступе в Едином реестре российских программ для электронных машин и баз данных. Указал, что истец не обращался с запросом о разъяснении положений документации электронного аукциона.
Третье лицо (публичное акционерное общество «Ростелеком») в заключении по иску от 19.04.2019 пояснило, что предмет контракта от 07.09.2018 № 6205 включает обеспечение необходимым программным обеспечением (далее - ПО), в соответствии с информацией с сайта http://zakupki.gov.ru к заказчику за разъяснением положений документации никто из потенциальных участников аукциона в порядке статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ не обращался. В связи с чем, полагает, что все условия проекта контракта ООО «Сетевые решения» были известны и понятны на момент подачи заявки для участия в аукционе. В адрес ПАО «Ростелеком» от ООО «Сетевые решения» поступило письмо от 05.09.2018 с просьбой предоставить техническую документацию по интеграции систем АИС «образование33.рф». ПАО «Ростелеком» в качестве консультационной помощи предоставило 12.09.2019 техническую документацию. Полагает, что в соответствии с пунктами 3.5 - 3.7 контракта от 07.09.2018 № 6205 исполнитель (истец) должен заключить сублицензионное соглашение с правообладателем программного продукта - АО «Барсгруп», данное обязательство со стороны ООО «Сетевые решения» не исполнено.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Из документации об аукционе в электронной форме «Приобретение системы контроля и управления доступа (СКУД), включающее обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования», в том числе информационной карты аукциона в электронной форме, следует, что в целях приобретения системы контроля и управления доступа (СКУД), включающей обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования, для муниципального заказчика - МБОУ «СОШ № 45», проведен электронный аукцион, победителем которого признано ООО «Сетевые решения».
Согласно пункту 5 Информационной карты наименование и описание объекта закупки -«Приобретение системы контроля и управления доступа (СКУД), включающее обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования» (показатели, позволяющие определить соответствие поставляемого товара требованиям, установленным заказчиком - Приложение № 1 к Информационной карте); условия контракта – в соответствии с Приложением № 2 к Информационной карте; идентификационный код закупки 183332710278233270100100390392630000.
В приложении № 1 к Информационной карте указаны наименование объекта закупки: «Приобретение системы контроля и управления доступа (СКУД), включающее обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования»; описание объекта закупки (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки), в том числе в пункте 13 указано: специализированный программный продукт, интегрированный с АИС «образование33.рф» «Электронная школа». Модуль взаимодействия с АИС «образование33.рф». Для корректной интеграции СКУД с системой «Электронная школа», поставщик должен разработать модуль взаимодействия с АИС «образование33.рф» «Электронная школа», расположенной в РЦОД Владимирской области, включая определенные работы, которые перечислены в данном приложении.
В приложении № 2 к Информационной карте описаны условия контракта, условия поставки товара, требования к установке товара, количество товара, место доставки товара, срок поставки товара; в том числе поставщик обязался поставить и установить товар в помещении заказчика. Товары доставляются автомобильным транспортом поставщика по адресу учреждения. Поставщик самостоятельно загружает и разгружает поставляемые товары. Место разгрузки - склад заказчика. Доставка товара со склада заказчика до места ее ввода в эксплуатацию осуществляется силами заказчика в течение 24 часов со дня приемки оборудования на склад. Не допускается поставка товара на склад заказчика частями. Поставщик (или приглашенный им соискатель) должен произвести доставку, погрузку/разгрузку, сборку, установку, настройку всего доставленного оборудования в помещениях заказчика. При этом под сборкой, установкой и настройкой понимается сборка системы, ее монтаж в помещении заказчика, ее тестирование и ввод в эксплуатацию в помещении заказчика. Дополнительные требования к монтажу: все свободно расположенные кабели при монтаже по стенам, потолкам должны быть убраны в пластиковые кабель-каналы белого цвета. Специализированный программный продукт, интегрированный с АИС «образование33.рф» «Электронная школа» - в количестве 1 шт., место доставки товара: г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 1, в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта.
На основании результатов проведения электронного аукциона, в соответствии с протоколом от 23.08.2018 № АЭф - 617-Р/2, реестровый номер закупки 0328300032818001110, между МБОУ «СОШ № 45» (заказчик) и ООО «Сетевые решения» (исполнитель), заключен контракт от 07.09.2018 № 6205 (далее – контракт), предметом которого является приобретение системы контроля и управления доступа (СКУД), включающее обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования (далее - товар) в ассортименте и количестве в соответствии со спецификацией (Приложение № 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта. Поставщик обязался поставить и передать в собственность заказчика товар, а заказчик обязался принять и оплатить поставленный товар на условиях настоящего контракта. Передача товара заказчику осуществляется по товарным накладным, счетам, счетам-фактурам.
ИКЗ: 183332710278233270100100390392630000 (пункт 1.1 контракта).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3 контракта цена контракта формируется с учетом стоимости товара, его доставки, погрузки-разгрузки, установки и настройки, расходов на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей. Цена настоящего контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта. Ассортимент, количество и цена товара указываются в накладных, счетах, счетах-фактурах на поставленный товар, оформленных в соответствии с требованиями пунктов 7, 8 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 16.11.2016) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». Цена контракта составляет 302 629 руб.
Согласно пунктам 3.1 - 3.8 контракта срок поставки товара: с момента заключения контракта в течение 15 календарных дней. Поставка товара осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товара заказчику. Поставка, погрузка-разгрузка осуществляется силами и средствами поставщика. Место поставки товара: г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 1. Товар считается сданным поставщиком и принятым заказчиком с момента подписания товарных накладных на поставленный товар, акта приема-передачи в случае поставки, установки и настройки товара. Обязательства поставщика по настоящему контракту считаются исполненными с момента подписания сторонами товарной накладной, сублицензионного соглашения и акта приема-передачи. Программное обеспечение, необходимое для использования товара, поставляется в рамках соответствующего сублицензионного соглашения, подписываемого сторонами после заключения контракта. Условия использования программного обеспечения определяются правообладателем и изложены в сублицензионном соглашении. Товар, не соответствующий требованиям, указанным в спецификации поставляемых товаров (Приложение № 1), а также не соответствующий заявленному ассортименту, считается недопоставленным.
На основании пунктов 6.1 - 6.4 контракта датой поставки партии товара считается дата подписания заказчиком товарных накладных. Право собственности на товар переходит от поставщика к заказчику в момент передачи товара. Оплата по контракту осуществляется по безналичному расчету, путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет поставщика, указанный в настоящем Контракте. В случае изменения его расчетного счета поставщик обязан в однодневный срок в письменной форме сообщить об этом заказчику с указанием новых реквизитов расчетного счета. В противном случае все риски, связанные с перечислением заказчиком денежных средств на указанный в настоящем контракте счет поставщика несет поставщик. В случае поставки товара отдельными партиями, оплата товара производится заказчиком за отдельно поставленные партии товара. Оплата товара производится в течение
15 (пятнадцати) рабочих дней после сдачи поставщиком и приемки заказчиком товара по товарным накладным, оформленным в соответствии с требованиями пунктов 7, 8 Приказа Минфина России от 01.12.2010 (ред. от 16.11.2016) № 157н.
В соответствии с пунктами 7.1.1, 7.1.4, 7.1.5 контракта поставщик обязан поставить заказчику товар на условиях и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, произвести сборку, установку и настройку поставленного товара. Устранять недостатки товара и несоответствие ассортименту в течение 3 (трех) дней с момента заявления о них заказчиком. Расходы, связанные с устранением недостатков товара и несоответствие ассортименту, несет поставщик.
На основании пунктов 10.1, 10.2 контракта все споры и разногласия между сторонами, возникающие в период действия настоящего контракта, разрешаются путем переговоров. В случае неурегулирования споров и разногласий путем переговоров спор подлежит разрешению в Арбитражном суде Владимирской области.
В пункте 10.5 контракта предусмотрено, что заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном положениями частей 8-25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В силу пункта 11.1 контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
В приложении № 1 к контракту (спецификации) определены количество, страна происхождения товара, наименование, характеристики предмета контракта - приобретение системы контроля и управления доступа (СКУД), включающее обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования (товара), в том числе в пункте 13 указано: специализированный программный продукт, интегрированный с АИС «образование33.рф» «Электронная школа»; Модуль взаимодействия с АИС «образование33.рф». Для корректной интеграции СКУД с системой «Электронная школа», поставщик должен разработать модуль взаимодействия с АИС «образование33.рф» «Электронная школа», расположенной в РЦОД Владимирской области, включая работы, которые перечислены в данном приложении.
Из акта, утвержденного директором МБОУ «СОШ № 45», от 22.10.2018 № 1, проверки готовности системы контроля и управления доступа (СКУД), включающее обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования, подготовленного комиссией в составе: председателя: директора школы – ФИО3, членов комиссии: заместителя начальника управления образования по РСО – ФИО6, главного специалиста МТО – ФИО7, заместителя директора по АХР – ФИО8, назначенной приказом от 22.10.2018 № 306/1-о, видно, что в процессе проверки, установлено, что специализированный программный продукт, интегрированный с АИС «образование33.рф» «Электронная школа» - не работает. Комиссия пришла к выводу, что оборудование установлено не в полном объеме и в не соответствии с заключенным контрактом от 07.09.2018 № 6205.
В адрес ООО «Сетевые решения» МБОУ «СОШ № 45» было направлено требование от 26.10.2018 № 229 об устранении выявленных актом недостатков.
ООО «Сетевые решения» направило в адрес МБОУ «СОШ № 45» претензию от 09.11.2018 № 203, в которой указало, что подключение системы, о чем указывается в акте от 22.10.2018, не представляется возможным, так как в спецификации поставки отсутствует кабельная продукция, а заключенный контракт не содержит требований о поставке такой продукции подрядчиком (поставщиком); требования заказчика о разработке программного обеспечения взаимодействия (для чего требуется внесение изменений в «АИС «Электронная школа») изначально незаконно, так как внесение изменений в ПО, принадлежащее третьему лицу, будет являться нарушением авторских и смежных прав. Также, предложило частичное расторжение контракта в части установки и настройки (пункт 13 Спецификации) «Специализированный программный продукт, интегрированный с АИС «образование33.рф» «Электронная школа», с оплатой поставленных товаров.
Рассмотрев претензию, МБОУ «СОШ № 45» в письме от 16.11.2018 № 242 сообщило, что в соответствии с пунктом 7.1.4 контракта поставщик обязан поставить товар, произвести сборку, установку и настройку поставленного товара, пуско-наладочные работы и сдать пригодную к эксплуатации систему, что не было сделано ООО «Сетевые решения». Также МБОУ «СОШ № 45» потребовало осуществить поставку товара в полном объеме, в соответствии с требованиями контракта, в том числе произвести настройку поставленного товара и демонстрацию работоспособности поставленного товара (оборудования и программного обеспечения), в течение 10 дней с момента получения данного разъяснения.
Также, МБОУ «СОШ № 45» было направлено в адрес ООО «Сетевые решения» уведомление от 27.11.2018 № 233 о расторжении контракта в одностороннем порядке, в котором указало на невыполнение заказчиком пункта 7.1.4 контракта и сообщило, что на основании пункта 10.5 контракта от 07.09.2018 № 6205 заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт считается расторгнутым по истечении 10 дней со дня получения настоящего уведомления.
22.01.2019 МБОУ «СОШ № 45» принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.09.2018 № 6205 по следующим основаниям: в соответствии с пунктом 7.1.4 контракта исполнитель обязан произвести сборку, установку и настройку поставленного товара;
ООО «Сетевые решения» взятых на себя обязательств в установленный срок в полном объеме не исполнило, о чем составлен акт от 22.10.2018; смонтированное оборудование не подключено к электросети, специализированный программный продукт, интегрированный с АИС «образование33.рф» «Электронная школа» - не работает.
Истец, посчитав незаконными требования ответчика об осуществлении поставки товара, в полном объеме, в том числе о настройке поставленного товара (оборудования и программного обеспечения), изложенные в письме от 16.11.2018 № 242, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований истец пояснил, что в соответствии с контрактом товар в полном объеме был передан заказчику. 22.10.2018 заказчиком (ответчиком) составлен акт проверки готовности СКУД, в котором заказчик указал, на то, что оборудование установлено не в полном объеме и не в соответствии с заключенным контрактом. ООО «Сетевые решения» не согласилось с отказом в принятии результатов работ и поставленного товара, поскольку устанавливаемая система представляет собой электрооборудование, для запуска ее в эксплуатацию требуется наличие кабельных линий: силовых кабелей питания и информационных кабелей для передачи информации между компонентами системы и компьютером. Данных компонентов не хватало в составленной заказчиком спецификации. Также истец указал, что в состав спецификации (пункт 13) включен специализированный программный продукт, интегрированный с АИС «образование33.рф» «Электронная школа». По требованиям заказчика, поставщик должен разработать программное обеспечение (модуль) взаимодействия с существующим программным обеспечением АИС «образование33.рф» «Электронная школа», реализовав возможность учета посещаемости учебного заведения учениками. В связи с тем, что разрабатываемый модуль должен обеспечивать взаимодействие с уже существующей системой, а так же необходимостью вносить изменения в программный код и базу данных системы, функционирующей в учреждении, в ходе исполнения контракта неоднократно запрашивалась документация по существующей системе в целях дальнейшего объединения и взаимодействия. Данная документация так и не была представлена заказчиком, в связи с чем, невозможно интегрировать разработанное ПО с ПО заказчика. Также истец пояснил, что в аукционной документации по процедуре закупки № 0328300032818001110, в проекте контракта отсутствовали существенные обстоятельства - указание на принадлежность системы «АИС «Электронная школа» сторонней организации, а не заказчику.
ООО «Сетевые решения» считает, что требования заказчика об интеграции программного обеспечения взаимодействия (для чего требуется внесение изменений в «АИС «Электронная школа») незаконны, так как внесение изменений в ПО, принадлежащее третьему лицу, будет являться нарушением авторских и смежных прав. Указало, что данные обстоятельства стали известны лишь в ходе исполнения контракта и не были отражены в аукционной документации, участники закупки не были осведомлены о данном факте в момент подачи заявок на участие и на момент участия в электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В части 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу частей 1, 2 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Частью 3 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела (в том числе документации об аукционе в электронной форме) следует, что объектом закупки являлось приобретение системы контроля и управления доступа (СКУД), включающее обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования для МБОУ «СОШ № 45». В пункте 5 Информационной карты, приложениях № 1, № 2 к Информационной карте, содержащихся в составе документации электронного аукциона, определены наименование и описание объекта закупки, условия контракта по приобретению системы контроля и управления доступа (СКУД), включающей обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования.
Согласно приложению № 1 к Информационной карте объектом закупки (наименование) является приобретение системы контроля и управления доступа (СКУД), включающее обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования. В данном приложении имеется описание объекта закупки (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки), в том числе в пункте 13 указано: специализированный программный продукт, интегрированный с АИС «образование33.рф». Модуль взаимодействия с АИС «образование33.рф». Для корректной интеграции СКУД с системой «Электронная школа», поставщик должен разработать модуль взаимодействия с АИС «образование33.рф» «Электронная школа», расположенной в РЦОД Владимирской области, включая работы, которые перечислены в данном приложении.
В приложении № 2 к информационной карте описаны условия контракта и поставки товара, требования к установке товара, количество товара, место доставки товара, срок поставки товара; в том числе поставщик обязался поставить и установить товар в помещении заказчика. Товары доставляются автомобильным транспортом поставщика по адресу учреждения. Поставщик самостоятельно загружает и разгружает поставляемые товары. Место разгрузки - склад заказчика. Доставка товара со склада заказчика до места ее ввода в эксплуатацию осуществляется силами заказчика в течение 24 часов со дня приемки оборудования на склад. Не допускается поставка товара на склад заказчика частями. Поставщик (или приглашенный им соискатель) должен произвести доставку, погрузку/разгрузку, сборку, установку, настройку всего доставленного оборудования в помещениях заказчика. При этом под сборкой, установкой и настройкой понимается сборка системы, ее монтаж в помещении заказчика, ее тестирование и ввод в эксплуатацию в помещении заказчика. Дополнительные требования к монтажу: все свободно расположенные кабели при монтаже по стенам, потолкам должны быть убраны в пластиковые кабель-каналы белого цвета. Специализированный программный продукт, интегрированный с АИС «образование33.рф» «Электронная школа» - в количестве 1 шт., место доставки товара: г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 1, в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта.
Таким образом, в соответствии с требованиями пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, в документации об электронном аукционе содержится описание объекта закупки, указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки – приобретение системы контроля и управления доступа (СКУД), включающее обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования.
Доказательств, подтверждающих обращение истца по вопросу разъяснения положений документации об аукционе в электронной форме, обжалования положений документации об аукционе в электронной форме, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, доводы ООО «Сетевые решения» о несоответствии документации электронного аукциона требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе в связи с отсутствием в ней сведений о принадлежности системы АИС «Электронная школа», не состоятельны.
Также, в соответствии с условиями контракта от07.09.2018 № 6205, заключенного между МБОУ «СОШ № 45» (заказчик) и ООО «Сетевые решения» (исполнитель), предметом данного контракта является приобретение системы контроля и управления доступа (СКУД), включающее обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования (далее - товар), в ассортименте и количестве в соответствии со спецификацией (Приложение № 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта. Поставщик обязался поставить заказчику товар на условиях и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, произвести сборку, установку и настройку поставленного товара.
В спецификации (приложение № 1 к контракту) определены количество, страна происхождения товара, наименование, характеристики предмета контракта - приобретение системы контроля и управления доступа (СКУД), включающее обеспечение необходимым программным обеспечением, монтаж и установку оборудования (товара), в том числе в пункте 13 указано: специализированный программный продукт, интегрированный с АИС «образование33.рф» «Электронная школа»; Модуль взаимодействия с АИС «образование33.рф». Для корректной интеграции СКУД с системой «Электронная школа», поставщик должен разработать модуль взаимодействия с АИС «образование33.рф» «Электронная школа», расположенной в РЦОД Владимирской области, включая работы, которые перечислены в данном приложении.
Таким образом, в соответствии с документацией об аукционе, условиями контракта от 07.09.2018 № 6205 заказчик (истец) должен был осуществить поставку, установку и настройку товара (то есть сборку системы, ее монтаж в помещении заказчика (ответчика), тестирование и ввод в эксплуатацию), интегрированного с АИС «образование33.рф» «Электронная школа», в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта.
Из материалов дела (в том числе акта от 22.10.2018 № 1) видно, что специализированный программный продукт, интегрированный с АИС «образование33.рф» «Электронная школа» - не работает. Комиссия пришла к выводу, что оборудование установлено не в полном объеме и не в соответствии с заключенным контрактом от 07.09.2018 № 6205. Заказчиком МБОУ «СОШ № 45» 22.01.2019 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.09.2018 № 6205, доказательств оспаривания которого не предъявлено.
ООО «Сетевые решения» не представлено в материалы дела доказательств невозможности исполнения обязательств по контракту надлежащим образом самостоятельно либо через иные договоры.
В связи с изложенным, требования ответчика (заказчика) об осуществлении поставки товара в полном объеме в соответствии с условиями контракта и настройки (интеграции) товара, предъявленные им до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.09.2018 № 6205, являются законными.
Доводы ответчика о необходимости прекращения производства по делу, неосновательны, в связи с отсутствием процессуальных оснований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
При названных обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований ООО «Сетевые решения».
В силу изложенного, иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 4, 11, 12, 17, 65, 110, 167-170, 176, 180, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.Ф. Киселева