АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-1687/2013
"03" декабря 2013 г.
В соответствии со ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть объявлена 26.11.2013. Полный текст решения изготовлен 03.12.2013.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Киселевой М.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишаниной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
индивидуального предпринимателя Золиной Лидии Владимировны, Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ОГРНИП 304332627400092;
к 1. Администрации муниципального образования Юрьев-Польского района Владимирской области, Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Шибанкова, д. 33, ОГРН 1023301254426;
2. Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района», Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Шибанкова, д. 33, ОГРН 1023301253832;
о взыскании 1 510 525 руб. 90 коп.
при участии:
от истца – Кондрашин А.А. – по доверенности от 07.05.2013 серии 33 АА №0689725 (сроком на три года);
от первого ответчика – Прокофьева И.В. – по доверенности от 09.01.2013 (сроком до 31.12.2013);
от второго ответчика – Прокофьева И.В. – по доверенности от 28.06.2013 (сроком до 31.12.2013);
установил:
Индивидуальный предприниматель Золина Лидия Владимировна, Владимирская область, г. Юрьев-Польский (далее – ИП Золина Л. В.), обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском (с учетом уточнений от 31.10.2013) к администрации муниципального образования Юрьев-Польского района Владимирской области, Владимирская область, г. Юрьев-Польский, муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района», Владимирская область, г. Юрьев-Польский, о взыскании с муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района», при недостаточности у него денежных средств, с администрации муниципального образования Юрьев-Польского района Владимирской области, субсидиарно, неосновательного обогащения в сумме 1 193 491 руб. 62 коп, в виде излишне уплаченной арендной платы за пользование земельным участком, расположенным по адресу: Владимирская область, г. Юрьев-Польский, пер. Богомолова, д. 10-А, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 379 866 руб. 66 коп, всего – 1 573 358 руб. 28 коп.
Первый ответчик (администрация муниципального образования Юрьев-Польского района Владимирской области) в отзыве от 24.05.2013 № 01/34-1083, дополнительных отзывах от 03.10.2013 № 05/2-22ю, от 31.10.2013 № 05/2-26ю исковые требования не признал, и указал, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку администрация муниципального образования Юрьев-Польского района Владимирской области с ИП Золиной Л. В. не состояла в договорных отношениях. Также первый ответчик пояснил, что спорный земельный участок является земельным участком государственная собственность на которые не разграничена, следовательно согласно Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Губернатора от28.12.2007 года № 969 определен порядок определения размера арендной платы, а также условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области. Пунктом 5 указанного порядка определено, что ставка от кадастровой стоимости земельного участка является основным инструментом дифференциации арендной платы и устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно в виде конкретных значений применительно к каждому виду функционального использования в пределах, указанных в таблице. В пункте 5 данной таблицы фактическое использование земельных участков разграничено на: магазины, универмаги, супермаркеты, гастрономы; рынки, ярмарки; объекты мелкорозничной торговли; киоски; рестораны, кафе, бары, рюмочные, пивные, шашлычные и т. д.; столовые, пельменные, пирожковые и т.д.; бани, химчистки, прачечные, мастерские по ремонту обуви, часов, мебели, бытовой техники, пункты проката, ателье, парикмахерские и т.д. Договором аренды от 15.07.2008 № 1395 функциональное (фактическое) использование земельного участка определено как установка торгового павильона. Согласно СанПиН 2.3.5.021-94 «Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли» павильон относится к объектам мелкорозничной торговли. Следовательно, применение ставки от кадастровой стоимости земельного участка для объекта мелкорозничной торговли является правомерным. Кроме того, ответчик указал, что законность применения указанной ставки подтверждает и тот факт, что в кадастровом плане данного земельного участка указано фактическое использование — для установки торгового павильона. Согласно заявлению Золиной Л.В. от 24.03.2008 в котором она просила предоставить ей земельный участок в аренду под установку торгового павильона, с ней был заключен договор аренды от 15.07.2008 № 1395 и предоставлен земельный участок с разрешенным использованием — земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, с фактическим использованием — для установки торгового павильона. При заключении договора аренды стороны исходили из добровольного волеизъявления, согласовав функциональное назначение участка, вид использования. В пункте 1.1. договора аренды стороны определили фактическое использование земельного участка как установка торгового павильона. Данное функциональное назначение земельного участка не противоречило волеизъявлению истца.
Второй ответчик (муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района») в отзыве от 29.07.2013 № 747-01/09, дополнительных отзывах от 08.08.2013, от 13.08.2013 заявленные требования не признал и пояснил, что Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из таких принципов является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Губернатора Владимирской области от 28.12.2007г. № 969 утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Данное Положение устанавливает порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и содержит формулу, по которой рассчитывается размер арендной платы при аренде земельного участка, включающую в себя удельный показатель кадастровой стоимости, ставку арендной платы по видам (группам) разрешенного использования, коэффициент времени, учитывающий срок аренды земельного участка, коэффициент инфляционных процессов. Руководствуясь пунктом 5 Положения, утвержденного указанным постановлением Губернатора, исходя из которого, ставка от кадастровой стоимости земельного участка является основным инструментом дифференциации арендной платы и устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно в виде конкретных значений применительно к каждому виду функционального использования в пределах, указанных в таблице, Советом народных депутатов муниципального образования Юрьев-Польский район утверждены конкретные значения величины ставок арендной платы в пределах указанных в таблице, утвержденной постановлением Губернатора. Оба нормативные акты приняты компетентными органами в пределах полномочий, опубликованы в установленном порядке. В связи с чем, второй ответчик полагает, что МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района» правомерно применил ставку, утвержденную компетентным органом. Также второй ответчик пояснил, что установление величины ставки арендной платы входит в установление порядка определения размера арендной платы. Арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка, либо на основании рыночной стоимости земельного участка. Поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета ставок арендной платы, следовательно, установление ставки арендной платы в решении Совета народных депутатов МО Юрьев-Польский район не противоречит федеральному законодательству. МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района» также указало, что при заключении договора аренды с ИП Золиной Л. В., при расчете арендной платы руководствовалось принятыми и действующими нормативными актами федерального, регионального и местного уровня, применение МКУ «КУМИ» каких-либо иных ставок и иного порядка расчета арендной платы является незаконным.
Также ответчики заявили о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.07.2008 по 12.04.2010.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Юрьев-Польский район (арендодатель) (в настоящее время - Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района») и ИП Золиной Л. В. (арендатор) был подписан договор от 15.07.2008 № 1395 аренды земельного участка площадью 320 кв.м, с кадастровым номером 33:04:010155:0011, расположенного по адресу: примерно в 32 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область, Юрьев-Польский район, г. Юрьев-Польский, пер. Богомолова, д. 10-А, в целях использования - для установки торгового павильона.
Пунктом 2.1. договора установлен срок аренды земельного участка с 15.07.2008 по 14.06.2009.
Размер арендной платы установлен в пункте 3.1. договора и составляет 439 001 руб. 15 коп. в год.
Согласно пунктам 3.2. и 3.4. договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 15 числа последнего месяца текущего квартала путем перечисления на расчетный счет. Размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы. В этом случае исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений.
По акту приема-передачи от 15.07.2008 арендодатель (Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Юрьев-Польский район) передал, а арендатор (ИП Золина Л. В) принял в пользование – для установки торгового павильона, земельный участок, расположенный по адресу: Владимирская область, г. Юрьев-Польский, пер. Богомолова, д. 10-А.
Дополнительным соглашением от 13.01.2009 к договору аренды земельного участка от 15.07.2008 № 1395 стороны внесли изменения в пункт 3.1. договора, изложив его в следующей редакции: «Размер арендной платы за участок составляет 461 286 руб. 80 коп. в год».
Дополнительным соглашением от 26.06.2009 срок действия договора аренды земельного участка от 15.07.2008 № 1395 пролонгирован по 13.05.2010.
В соответствии с дополнительным соглашением от 11.01.2010 к договору аренды земельного участка от 15.07.2008 № 1395 стороны внесли изменения в договор в отношении размера арендной платы за участок (503 876 руб. 35 коп. в год), порядка изменения размера арендной платы (размер арендной платы пересматривается в одностороннем порядке по требованию арендодателя в случае: изменения кадастровой стоимости земельного участка; изменения коэффициента роста арендной платы, учитывающего индекс инфляции на очередной финансовый год).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 01.03.2013 № 33/202/13-43014 земельный участок с кадастровым номером 33:04:010155:11 снят с кадастрового учета 31.03.2010.
Также, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Юрьев-Польский район (арендодатель) (в настоящее время - Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом Юрьев-Польского района») и ИП Золиной Л. В. (арендатор) подписан договор от 22.11.2011 № 1904 аренды земельного участка площадью 320 кв.м, с кадастровым номером 33:04:010155:22, расположенного по адресу: примерно в 32 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область, Юрьев-Польский район, г. Юрьев-Польский, пер. Богомолова, д. 10-А, в целях использования – для установки торгового павильона.
Пунктом 2.1. договора установлен срок аренды земельного участка с 22.11.2011 по 21.10.2012.
Размер арендной платы установлен в пункте 3.1. договора и составляет 503 876 руб. 35 коп. в год.
Согласно пунктам 3.2. и 3.4. договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 15 числа последнего месяца текущего квартала путем перечисления на расчетный счет. Размер арендной платы пересматривается в одностороннем порядке по требованию арендодателя в случае: изменения кадастровой стоимости земельного участка; перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации; изменения коэффициента роста арендной платы, учитывающего индекс инфляции на очередной финансовый год. В остальном размер арендной платы изменяется по соглашению сторон в сроки предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 19.08.2013 № 33/202/13-187314 земельный участок с кадастровым номером 33:04:010155:22 снят с кадастрового учета 10.06.2013
Истец, посчитав, что им излишне уплачена арендная плата в размере 1 193 491 руб. 62 коп. за пользование земельным участком, расположенным по адресу: Владимирская область, г. Юрьев-Польский, пер. Богомолова, д. 10-А, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований истец пояснил, что ответчиками необоснованно в 2008- 2009 годах при расчете арендной платы применялась ставка от кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренная решением Совета народных депутатов муниципального образования Юрьев-Польский район Владимирской области от 26.02.2008 № 13, для объектов мелкорозничной торговли, в размере – 100 - в 2008 году, 25 - в 2009 году, полагает, что размер арендной платы необходимо исчислять с использованием ставки от кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренной для магазинов, в размере 7,0 в период с 15.07.2008 по 12.01.2009, с 13.01.2009 – в размере – 2,5 (для магазинов).
Также истец указал, что 04.08.2009 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, в связи с чем, размер арендной платы с 04.08.2009 необходимо исчислять из рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В пункте 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 13 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» определено, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановлением Губернатора Владимирской области от 28.12.2007 № 969 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области» утвержден порядок определения размера арендной платы, а также условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области.
Согласно пункту 5 Постановления Губернатора Владимирской области от 28.12.2007 № 969 ставка от кадастровой стоимости земельного участка является основным инструментом дифференциации арендной платы и устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно в виде конкретных значений применительно к каждому виду функционального использования в пределах, указанных в таблице.
В соответствии с решением Совета народных депутатов Юрьев-Польского района Владимирской области от 26.02.2008 № 13 (с изменениями) для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с расположенными на них объектами мелкорозничной торговли, предусмотрены ставки от кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году – 100, в 2009 году – 25, в 2010, 2011 годах – 42.
Из материалов дела (в том числе договоров аренды земельного участка от 15.07.2008 № 1395, от 22.11.2011 № 1904; кадастрового плана земельного участка от 29.02.2008 № 04/08/0632; кадастровых выписок от 01.03.2013 № 33/202/13-43014, от 19.08.2013 № 33/202/13-187314; архитектурно-планировочного требования на разработку эскизного проекта торгового павильона; эскизного проекта торгового павильона (заказчик – Золина Л. В.); ордера на размещение временной постройки от 23.07.2008 регистрационный № 2; заключения о готовности временной постройки к эксплуатации от 22.06.2009 № 2) следует, что земельный участок был предоставлен истцу для установки торгового павильона.
Таким образом, при расчете арендной платы ответчиками обоснованно применялись ставки от кадастровой стоимости земельного участка, установленные решением Совета народных депутатов Юрьев-Польского района Владимирской области от 26.02.2008 № 13 (с учетом изменений).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, доводы истца о необходимости расчета арендной платы за земельный участок, расположенный по адресу: Владимирская область, г. Юрьев-Польский, пер. Богомолова, д. 10-А, государственная собственность на который не разграничена, исходя из рыночной стоимости данного земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, не состоятельны.
В соответствии со статьями 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Ответчики заявили о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
С иском в суд ИП Золина Л. В. обратился 06.03.2013 (почтовый штемпель на конверте).
Следовательно, исковые требования за период с 15.07.2008 по 05.03.2010 заявлены с пропуском срока исковой давности.
В силу изложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на истца.
Поскольку определением от 12.04.2013 истцу предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, расходы по государственной пошлине в сумме 27 733 руб. 58 коп. (с учетом оплаты истцом государственной пошлины в размере 1000 руб.) подлежат взысканию с ИП Золиной Л. В. в доход федерального бюджета согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 4, 11, 12, 17, 49, 65, 110, 167-170, 176, 180, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В иске отказать.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Золиной Лидии Владимировны, Владимирская область, г. Юрьев-Польский, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 27 733 руб. 58 коп.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.Ф.Киселева