600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
31 января 2020 года Дело № А11-18703/2019
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Степановой Р.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу (350001, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении акционерного общества "Почта России" (131000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу: не явился, надлежащим образом извещен,
от акционерного общества "Почта России": ФИО1 (по доверенности от 06.1.2019 № 33 АА 1976553 сроком действия по 31.11.2022),
установил.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу (далее – Управление Роскомнадзора по Южному Федеральному округу) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 20.12.2019 № ЗС-39592-03/23, в котором просит привлечь акционерное общество "Почта России" (далее – АО "Почта России") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
АО "Почта России" представило в материалы дела отзыв, в котором признает факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ссылается на отсутствие негативных последствий. По мнению АО "Почта России", совершенное им правонарушение может быть признано малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В заседании суда представитель АО "Почта России" поддержал изложенную в отзыве позицию.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, при надлежащем извещении лиц, участвующих в деле и отсутствии возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание.
Проанализировав доводы участвующего в судебном заседании лица, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Из представленных в материалы дела документов следует, что основным видом деятельности АО "Почта России" является деятельность почтовой связи общего пользования (выписка из единого государственного реестра юридических лиц).
АО "Почта России" имеет лицензию от 11.04.2018 № 162571 на оказание услуг почтовой связи.
Управлением Роскомнадзора по Южному Федеральному округу в связи с поступившим обращением гражданина вх № 05‑18‑3902/23 от 15.11.2019 установлено осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом АО "Почта России" с нарушением пункта 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, статей 16, 17, 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи", статьи 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", пунктов 34, 46, 66 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 31.07.2014 № 234, пункта 5 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии от 11.04.2018 № 162571, выразившееся в нарушении порядка вручения посылки 1 класса с объявленной ценностью и наложенным платежом № 60000684010786.
По результатам проверки Управлением Роскомнадзора по Южному Федеральному округу составлен протокол об административном правонарушении от 19.12.2016 № АП‑23/4/5087.
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление Роскомнадзора по Южному Федеральному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд считает заявление Управление Роскомнадзора по Южному Федеральному округу подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу пункта 36 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
На основании части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", статьи 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи", пункта 20 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, оказание услуг почтовой связи относится к лицензируемым видам деятельности.
В силу пункта 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126‑ФЗ "О связи" установлено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 утвержден Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, в который включена деятельность по оказанию услуг почтовой связи, а также утверждены перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи.
В соответствии с положениями пункта 5 раздела XХ Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи.
На основании пункта 5 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии от 11.04.2018 № 162571, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи, которые регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Согласно подпункту "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют участие в развитии и расширении сети почтовой связи, а также согласование режима работы объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В силу статьи 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи" при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Как следует из материалов дела, посылка 1 класса с объявленной ценностью и наложенным платежом 17 000 рублей № 60000684010786, принята 22.10.2019 в отделении почтовой связи (ОПС) Владимир - 600006, поступила в адресное ОПС Бийск- 659306 без нарушения контрольного срока пересылки, извещение ф. 22 на получение опущено в абонентский почтовый шкаф адресату. Посылка вручена 28.10.2019, перевод наложенного платежа получателем оплачен в полной сумме и отправлен отправителю за № 62643. Перевод поступил в ОПС Владимир - 600006 место приема посылки, дослан отправителю 11.11.2019 в г. Краснодар, оплачен 13.11.2019 гр. ФИО2
Контрольный срок пересылки перевода 72 часа, то есть предельной датой поступления перевода, в адресное ОПС, следовало считать 31.10.2019. Таким образом, контрольный срок пересылки перевода был нарушен.
Факт осуществления АО "Почта России" деятельности в области оказания услуг почтовой связи с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) подтверждается материалами дела.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, вменяемого АО "Почта России".
У АО "Почта России" имелась возможность для соблюдения установленных лицензионных условий при осуществлении деятельности в области оказания услуг почтовой связи, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В связи с этим АО "Почта России" является виновным в совершении административного правонарушения.
Таким образом, в действиях АО "Почта России" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении со стороны Управления Роскомнадзора по Южному Федеральному округу судом не установлено.
На основании изложенного заявление Управления Роскомнадзора по Южному Федеральному округу о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности подлежит удовлетворению.
С учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, арбитражный суд счел возможным применить в данном случае административное наказание в виде предупреждения, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так другими лицами.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь акционерное общество "Почта России" (131000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Р.К. Степанова