ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-2101/2011 от 17.05.2011 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Владимир Дело № А11-2101/2011

"31" мая 2011 года

В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании суда 17.05.2011 объявлялся перерыв до 24.05.2011.

Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2011.

В полном объёме решение изготовлено 31.05.2011.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Фиохиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковиной А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судогодские стеклопластики" о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области от 22.03.2011 по делу об административном правонарушении № 10103000-26/2011,

при участии представителей сторон:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 16.05.2011 № 6,

от Территориального управления – ФИО2, по доверенности от 12.05.2011 № 28-05/35-1290,

информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в разделе "Судебное делопроизводство" по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru,

установил.

Общество с ограниченной ответственностью "Судогодские стеклопластики" (далее по тексту - Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области (далее по тексту - Территориальное управление, административный орган) от 22.03.2011 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10103000-26/2011.

В обоснование заявленного требования Общество, не оспорив факт совершения административного правонарушения, указало на возможность применения в данном случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом Общество сослалось на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и указало на совокупность обстоятельств, позволяющих, по его мнению, квалифицировать правонарушение как малозначительное, а именно: совершение подобного административного правонарушения впервые; незначительность пропуска установленного законом срока; отсутствие умысла на совершение общественно опасного деяния и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (выполнение требований законодательства в кратчайший срок); правонарушение не повлекло за собой искажения банковской отчетности.

Территориальное управление не признало заявленное требование, указав на законность, обоснованность оспариваемого постановления и отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным. Территориальное управление пояснило, что наказание в отношении Общества назначено с учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств и в пределах санкции, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению административного органа, приведенные Обществом обстоятельства не являются основанием для применения статьи 2.9 Кодекса.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля должностным лицом Владимирской таможни выявлено нарушение Обществом срока представления в уполномоченный банк документов, подтверждающих вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации и справки о них.

По данному факту административным органом был составлен в отношении Общества протокол от 09.03.2011 об административном правонарушении № 10103000-26/2011 и вынесено постановление от 22.03.2011 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.,

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления, оценив представленные сторонами доказательства и приведенные ими доводы в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд признал заявленное требование обоснованным в связи с нижеследующим.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту – Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля подтверждающие документы и соответствующую информацию, которые названы в статье 23 настоящего Закона.

Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки) подтверждающих документов и соответствующей информации определен Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 01.06.2004 № 258-П (далее по тексту - Положение № 258-П).

Согласно пунктам 2.2, 2.4 Положения № 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров

За несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям предусмотрена административная ответственность, в том числе юридических лиц в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как установлено из имеющихся в деле материалов, между Обществом (продавец) и ООО Шосткинское Предприятие "Харьковэнергоремонт, Украина (покупатель) заключен контракт от 21.07.2010 № 4 на поставку товара. Ориентировочная сумма контракта на момент его заключения складывается по сумме согласованных приложений (спецификаций) и дополнительных соглашений. Настоящий контракт вступает в силу с даты подписания и действует до 31.12.2010.

На указанный контракт во Владимирском филиале ОАО "Промсвязьбанк" был оформлен паспорт сделки № 10090004/3251/0009/1/0 от 22.09.2010.

Во исполнение данного контракта Обществом осуществлена поставка продукции в адрес покупателя по грузовой таможенной декларации № 10103020/141010/0006251 на общую сумму 279 700 руб.

Согласно отметке Владимирской таможни, проставленной в графе "D" ГТД № 10103020/141010/0006251 и заверенной личной печатью инспектора № 063, товар выпущен таможенным органом 14.10.2010.

Следовательно, Общество должно было представить в уполномоченный банк подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации документы и справку о них не позднее 29.10.2010.

Фактически, согласно отметке уполномоченного банка, данные документы представлены Обществом 10.11.2010, то есть с нарушением установленного срока.

При таких обстоятельствах вывод Территориального управления о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Как следует из оспариваемого постановления Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В статье 3.2 Кодекса в числе административных наказаний установлен административный штраф.

В соответствии с Постановлениями и Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 № 8-П, от 12.05.1998 № 14-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 01.04.1999 № 29-О вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать меры административного взыскания за нарушения требований законодательства, распространяются и на штрафные санкции.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. Санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, уполномоченным решать дела об административном правонарушении, при определенных условиях применять статью 2.9 Кодекса.

Согласно данной статье при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Установление такой меры воздействия, как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагирования на каждое правонарушение, в том числе и малозначительное.

Норма статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общей, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного Особенной частью Кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований настоящего Кодекса.

Пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам и только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретно совершенного лицом деяния.

Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив обстоятельства конкретно совершенного Обществом деяния, арбитражный суд пришел к выводу, что его действия, хотя формально и содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения, не содержат какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям и могут быть расценены как исключительное в целях применения малозначительности с объявлением Обществу устного замечания.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности.

В рассматриваемом случае имеющиеся в деле материалы не позволяют однозначно признать Общество как пренебрегшее формальными требованиями публичного права.

Как установлено судом, нарушение сроков по представлению документов, подтверждающих вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации и справки о них, имело место быть впервые.

Представление Обществом документов, подтверждающих вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации и справки о них, с незначительным нарушением срока (12 дней, из которых 6 дней являлись выходными днями) может быть отнесено к недочетам в работе непосредственного исполнителя – работника Общества, и само по себе не свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению публично-правовой обязанности и посягательстве на экономические интересы Российской Федерации.

Возможность квалифицировать в данном конкретном случае совершенное Обществом правонарушение как малозначительное позволяет также и следующее обстоятельство.

Как установлено судом, данное правонарушение не повлекло за собой искажения ежемесячно представляемой в ГУ ЦБ РФ по Владимирской области отчетности по форме 0409665 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки". Срок формирования данной отчетности - семнадцатый рабочий день месяца, следующего за отчетным месяцем. Применительно к рассматриваемой ситуации справка о подтверждающих документах представлена 10.11.2010 (при установленном сроке представления – 29.10.2010), срок формирования отчетности – семнадцатый рабочий день ноября месяца 2010 года.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд приходит к выводу, что производством по делу об административном правонарушении достигнуты цели административного наказания, поскольку Общество осознало противоправность совершенного нарушения, факт совершения правонарушения им признан.

Учитывая все вышеизложенное, арбитражный суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, квалифицирует совершенное Обществом административное правонарушение как малозначительное.

При этом арбитражный суд отмечает, что при освобождении Общества от административной ответственности ввиду применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности. К Обществу, как нарушителю, применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать его о недопустимости совершения подобных нарушений впредь.

В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 указано, что, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Таким образом, постановление Территориального управления от 22.03.2011 по делу об административном правонарушении № 10103000-26/2011 подлежит признанию незаконным и отмене в связи с установлением в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области от 22.03.2011 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "Судогодские стеклопластики" (ИНН <***>, ОГРН <***>), <...>, административного наказания по делу об административном правонарушении № 10103000-26/2011 в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Владимирской области.

Судья Е.А.Фиохина