ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-2160/13 от 05.06.2013 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13

е-mail: vladimir.info@arbitr.ru, http://vladimir.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ 

  г. Владимир Дело № А11-2160/2013

13 июня 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена – 05.06.2013.

Решение в полном объеме изготовлено – 13.06.2013.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Батраковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евстратовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Центрального управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 11.1-0151 вн-ПС/0090/2013 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.,

при участии представителей:

от заявителя: Зуйковой Н.В. по доверенности от 22.01.2013 № 1-13;

от заинтересованного лица: Долгих М.С. по доверенности от 24.12.2012 №176,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области (далее – заявитель, Роспотребнадзор, Управление) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Центрального управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, Ростехнадзор, административный орган) № 11.1-0151 вн-ПС/0090/2013 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Заявитель признал факт совершения выявленного административного правонарушения и свою вину в его совершении, но при этом указало на возможность применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление от 05.06.2013 просило отказать в удовлетворении предъявленного требования, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующий в деле, арбитражный суд установил следующее.

На основании распоряжения руководителя Управления от 19.02.2013 № В-151-пр в период с 11.03.2013 по 13.03.2013 заинтересованным лицом в отношении Управления была проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по проведению обязательного энергетического обследования в установленный срок на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проведении внеплановой проверки от 18.01.2013 №30/1-34-2013.

В результате проверки административным органом составлены акт проверки от 12.03.2013 № 11.1-0151вн-А/0106-2013 в котором зафиксированы нарушения требований предусмотренных частью 2 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Усмотрев в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), заинтересованное лицо в присутствии представителя Общества составило протокол от 13.03.2013 №11.1-0151вн-Пр/0096-2013 об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, государственный инспектор отдела технологического надзора по Владимирской области Управления вынес постановление от 18.03.2013 года № 11.1-0151вн-Пс/0090-2013 о привлечении заявителя к административной ответственности по вышеуказанной норме и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Роспотребнадзор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства и приведенные ими доводы, арбитражный суд признал требование заявителя обоснованным, исходя из нижеследующего.

Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет обжалуемое решение в полном объеме.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Объектом вмененного административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Объективной стороной данного административного правонарушения является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.

Субъектами административной ответственности по части 5 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за содержание многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (далее - Положение № 401), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является: органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; органом государственного энергетического надзора; органом государственного строительного надзора; регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.

Пунктом 4 Положения № 401 предусмотрено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

На основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе: осуществляет контроль и надзор: за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике) (п. 5.3.1.6 Положения № 401).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в силу пункта 6.6 Положения № 401 с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Федерального закона №261-ФЗ, проведение энергетического обследования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц.

Согласно частью 2 статьи 16 Федерального закона №261-ФЗ, лица указанные в ч.1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона №261-ФЗ, в целях выявления, указанных в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

Управление является органом государственной власти, наделенного правами юридического лица, относящееся к категории лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ, на которых в соответствии с требованиями части 2 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ возложена обязанность по организации и проведению первого энергетического обследования до 31.12.2012.

Исполнение обязанности по проведению обязательного энергетического обследования, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона №261-ФЗ, не ставится в зависимость от вида и объема прав таких лиц на здания и помещения, находящихся в их пользовании.

В связи с этим предусмотренное в части 1 статьи 16 Федерального закона №261-ФЗ требование об обязательном проведении энергетического обследования распространяется также на случаи, когда лица, для которых проведение энергетического обследования является обязательным, не имеют на своем балансе здания и занимают помещения на праве безвозмездного пользования.

Граждане, должностные лица, юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.

Согласно акта оказания услуг № 11 от 05.03.2013 по договору №12/3-202 от 20.12.2012 на оказание услуг по энергетическому обследованию Исполнитель (ООО «ТехПромСервис») оказал услуги Заказчику (заявитель) по проведению энергетического обследования, направленного на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчика с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте на здание по адресу г.Владимир, ул. Офицерская, д. 20.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Материалами дела об административном правонарушении (в том числе актом проверки от 12.03.2013 № 11.1-0151вн-А/0106-2013), протоколом об административном правонарушении от 13.03.2013 № 11.1-0151вн-Пр/0096-2013) подтверждено нарушение заявителем требований закона, что последним не оспорено.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо подлежит административной ответственности за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В рассматриваемом случае чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствующих заявителю в соблюдении установленных законодательством требований, судом не установлено. Роспотребнадзор имел возможность исполнить надлежащим образом нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вследствие чего деяние заявителя в соответствии со статьями 1.5, 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является виновным.

Таким образом, административным органом сделан правильный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Между тем, заявителем в материалы дела представлен энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов составленный в марте 2013 года.

Оценив данные документы с иными представленные в материалы дела доказательствами в совокупности, арбитражный суд пришел к выводу об устранении заявителем выявленного административного правонарушения.

Данное обстоятельство подтверждено заинтересованным лицом в судебном заседании 05.06.2013.

На основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание конкретные обстоятельства совершения и характер правонарушения, учитывая совершение правонарушения впервые; признание факта его совершения; раскаяние; отсутствие негативных последствий; устранение выявленного правонарушения, арбитражный суд, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности, пришел к выводу о малозначительности правонарушения.

Установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 17 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10).

На основании вышеизложенного требование заявителя подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 17, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

признать незаконным и отменить постановление Федеральной службы по экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Центрального управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.03.2013 № 11.1-0151 вн-ПС/0090/2013 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб., в связи с малозначительностью в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, ограничившись в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.Н. Батракова