ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-2171/2023ВП от 13.07.2023 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, 19

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир

27 июля 2023 года                                                                               Дело № А11-2171/2023

Резолютивная часть решения объявлена 20.07.2023.

В полном объеме решение изготовлено 27.07.2023.

В судебном заседании 13.07.2023 по делу № А11-2171/2023 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв
до 20.07.2023.

Арбитражный суд Владимирской области в составе

судьи Степановой Р.К.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бойновой Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ГАЗПОВЕРКА" (606420, Нижегородская область, Балахнинский район, Большое Козино рабочий поселок, ул. Телефонная, д. 19, ОГРН 1135248001965, ИНН 5244026605)

о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 1, ИНН 3328101887, ОГРН 1033302007914) от 29.11.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 033/01/10-454/2022.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Мира, д. 34,этаж 4, офис 402,  ОГРН 1023301456903, ИНН 3328415442);

общество с ограниченной ответственностью "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР" (423231, Республика Татарстан, Бугульминский район, г. Бугульма, ул. Строительная, д. 26/1, ОГРН 1031610000641, ИНН 1645015385).

В судебном заседании приняли участие:

от ООО "ГАЗПОВЕРКА" – Ерышев А.А. - директор (протокол собрания учредителей от 27.05.2022 № 5),

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области – Ткачева О.А. (по доверенности от 25.01.2021 № 01-51/17 сроком действия до 31.12.2024),

от ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" – Запрудский В.С.
(по доверенности от 27.12.2022 № 1727 сроком действия с 01.01.2023 по 31.12.2023),

от ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР" – Булатова И.Н. (по доверенности от 01.04.2023 сроком действия один год).

Общество с ограниченной ответственностью "ГАЗПОВЕРКА" (далее –                      ООО "ГАЗПОВЕРКА", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 27.02.2023, в котором просит признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее – УФАС по Владимирской области) от 29.11.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 033/01/10-454/2022.

В судебном заседании ООО "ГАЗПОВЕРКА" поддержало заявленное требование.

УФАС по Владимирской области представило в материалы дела отзыв                         от 12.04.2023 № 1597/23, в котором указывает на необоснованность заявленного         ООО "ГАЗПОВЕРКА" требования.

В заседании суда представитель УФАС по Владимирской области поддержал изложенную в отзыве позицию.

К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (далее –                    ООО "Газпром межрегионгаз Владимир"), общество с ограниченной ответственностью "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР" (далее – ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР").

ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" представило в материалы дела отзыв,              в котором указывает на необоснованность заявленного ООО "ГАЗПОВЕРКА" требования.

ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР" представило в материалы дела отзыв, в котором указывает на обоснованность заявленного ООО "ГАЗПОВЕРКА" требования.

Проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в адрес УФАС по Владимирской области поступило заявление ООО "ГАЗПОВЕРКА" (вх. № 3995 от 07.06.2022) по факту отказа ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" от опломбировки бытовых газовых счетчиков, проведенных ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР".

ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" является юридическим лицом, осуществляющим деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица, регистрационный номер 1023301456903                         (ИНН 3328415442).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" является торговля природным, сухим (отбензиненным) газом, подаваемым по распределительным сетям.

ООО "ГАЗПОВЕРКА" - юридическое лицо, осуществляющее деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица, регистрационный номер 1135248001965 (ИНН 5244026605).

Общество является диспетчерской службой ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР", осуществляющей приемок заявления от физических лиц на оказание услуг по поверки средств измерений (бытовых приборов учета газа).

ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР" является юридическим лицом, осуществляющим деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица, регистрационный номер 1031610000641 (ИНН 1645015385).

ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР" - специализированная организация, которая силами своих специалистов оказывает услуги по поверке средств измерения, указанных в области аккредитации и действующий на основании аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений № РОСС RU.0001.310168.

Кроме того, ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР" в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового
оборудования" является специализированной организацией. Запись в Реестре уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее - ВДГО и ВКГО) № 103 от 11.08.2021. Вместе с тем, Общество на территории Владимирской области не заключает договоры ВДГО и ВКГО.    

В феврале 2022 года в адрес ООО "ГАЗПОВЕРКА" обратились граждане, проживающие на территории Владимирской области, с претензиями об отказе                  ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" в опломбировке бытовых счетчиков газа, поверенных ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР".

Данные о поверках бытовых приборов учета, установленных по адресам жителей Владимирской области, составивших претензии, внесены в информационную систему «АРШИН» в соответствии с Приказом Минпромторга РФ от 31 июля 2020 г. № 2510.

ООО "ГАЗПОВЕРКА" неоднократно направляло в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" запросы с просьбой дать разъяснения о причинах отказа абонентской службы поставщика газа в опломбировании бытовых счётчиков газа, поверенных ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР".

В свои ответах ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" обусловило опломбировку установленных приборов учета подтверждением                                              ООО "ГАЗПОВЕРКА" (ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР") статуса специализированной организации, имеющей соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении с газораспределительной организацией.

Усмотрев в указанных действиях ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), УФАС по Владимирской области в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" возбуждено дело № 033/01/10-454/2022.

Решением УФАС по Владимирской области от 29.11.2022 производство по делу № 033/01/10-454/2022 в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

ООО "ГАЗПОВЕРКА" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным и отмене решения УФАС по Владимирской области                        от 29.11.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства                                           № 033/01/10-454/2022

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы участвующих в судебном заседании лиц, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявленного требования.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Под злоупотреблением доминирующим положением понимаются не только действия, результатом которых явилось ограничение (устранение, недопущение) конкуренции или ущемлении интересов иных лиц, но и угроза наступления указанных негативных последствий.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом                         от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее — Закон о газоснабжении) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Закона о газоснабжении Правительство Российской Федерации утвердило:

Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410) (далее - Правила № 410);

Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549) (далее - Правила 549).

Правила № 410 устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Согласно пункту 6 Правил № 410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.

В порядке пункта 10 Правил № 410 замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется по заявке заказчика специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.

Пунктом 29 Правил № 549 предусмотрено, что демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования. Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учета газа.

Таким образом, все работы, связанные с установкой/заменой любого газового оборудования, производятся специализированной организацией в рамках заключенного договора о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования.

Согласно пункту 2 Правил № 410 к внутриквартирному газовому оборудованию относятся газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.

Следовательно, вопреки доводу ООО "ГАЗПОВЕРКА", индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа относится к внутриквартирному газовому оборудованию. Аналогичное понятие о внутриквартирном газовом оборудовании также содержится в пункте 3 Правил № 549.

Проанализировав нормы Правил № 410 и Правил 549, антимонопольный орган пришел к выводу, что установка и замена, а равно монтаж/демонтаж, бытового газоиспользующего оборудования, включая приборы учета газа, осуществляется специализированной организацией, как газораспределительной, так и иной, при наличии заключенного с заказчиком договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования,

Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, ООО "ГАЗПОВЕРКА" организовало на территории Владимирской области прием заявок от физических лиц по организации работ по поверке бытового газового счетчика; осуществляло расчеты с заказчиками. ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР", как субисполнитель, осуществлял поверку бытовых счетчиков газа, а также проводил работы по снятию и установке газового счетчика в квартирах/жилых домах. Правоотношения между ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР" и заказчиками (физическим лицами) оформлялись посредством подписания акта приемки выполненных работ.

Таким образом, ООО "ГАЗСЕРВИСЦЕНТР" в нарушение положений Правил № 410 и Правил № 549, а именно, в отсутствие заключенных физическими лицами (заказчиками) договоров на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования, осуществляло снятие (для проведения поверки) и установку (после проведения поверки) приборов учета газа.

Действия специализированной организации осуществлены в нарушение пункта 16 Правил № 410, которым предусмотрено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании соответствующего договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем и абзаца 5 пункта 10 Правил № 410, в силу которого замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

ООО «Газсервисцентр» в своем отзыве ссылается на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2015 № 308-КГ14-6110), устанавливающее право любой специализированной организации осуществлять действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета энергетических ресурсов.

Из содержания указанного Определения следует, что на момент его вынесения (2015 год) отсутствовала четкая регламентация требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к организациям, имеющим право осуществлять действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета ресурса. В этой связи, при вынесении Определения Верховным Судом РФ были применены разъяснения, содержащиеся в письме Ростехнадзора, основанном на положениях Приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

В то же время, абзац 4 пункта 7 Правил № 410, устанавливающий обязанность специализированной организации заключить с газораспределительной организацией соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения ВДГО и(или) ВКГО, а также Раздел IX «Требования к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и (или) ВКГО, а также работы по техническому диагностированию ВДГО и (или) ВКГО» внесены в Правила № 410 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.09.2017  № 1091 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Следовательно, в 2017 году требования, предъявляемые к специализированным организациям, осуществляющим действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета газа, были четко регламентированы и нормативно закреплены в Правилах № 410, в связи с чем ссылка третьего лица на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2015 № 308-КГ14-6110 в настоящее время неактуальна.

Относительно  представленных заявителем писем Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 02.02.2023 и Государственной жилищной инспекции Ивановской области от 28.03.2023 суд  поясняет, что данные учреждения не являются органами, уполномоченными давать официальное толкование действующего законодательства, а во-вторых, содержащееся в письмах Госжилинспеции мнение о том, что работы по монтажу/демонтажу ВДГО и (или) ВКГО должны выполняться по отдельному договору не отменяет требование пункта 29 Правил № 549 о том, что демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании ВДГО или ВКГО. Даже если согласиться с вышеуказанным мнением Госжилинспекции о необходимости заключения отдельного договора на монтаж/демонтаж ВДГО и (или) ВКГО, этот отдельный договор должен быть заключен с организацией, с которой абонент заключил договор о ТО ВДГО/ВКГО.

В рассматриваемых случаях, у абонентов, которым было отказано в опломбировке приборов учета газа, поверенных силами ООО «Газсервисцентр», заключены договоры о ТО ВДГО/ВКГО со специализированной газораспределительной организацией АО «Газпром газораспределение Владимир», следовательно, только данная организация вправе производить действия по демонтажу приборов учета газа для их поверки (будь то в рамках заключенного договора на ТО ВДГО/ВКГО или на основании отдельно заключенного договора).

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления
ООО "ГАЗПОВЕРКА"  не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб. относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ГАЗПОВЕРКА" отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                          Р.К. Степанова