АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир Дело № А11-2325/2008-К2-23/71
“04” июля 2008 г.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании суда 02.07.2008 г. объявлялся перерыв до 11 час.00 мин. 04.07.2008 г.
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
судьи
Е.А. Фиохиной,
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А. Фиохиной,
рассмотрев в судебном заседании жалобу общества с ограниченной
ответственностью "Детская одежда" о признании незаконным и отмене
постановления Территориального управления федеральной службы
финансово-бюджетного надзора по Владимирской области от 29.04.2008 о
назначении административного наказания по делу об административном
правонарушении № 17-27-В/2008,
участвовали:
от заявителя
- ФИО1, доверенность от 19.01.2006,
от администрации
- ФИО2, доверенность от 29.05.2008 № 28-05-32,
- ФИО3, доверенность от 29.05.2008 № 28-05-32,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Детская одежда" обратилось в арбитражный суд с заявлением об обжаловании постановления Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Владимирской области от 29.04.2008 № 17-27-В/2008 о привлечении общества к административной ответственности, просило признать незаконным и отменить данное постановление.
Заявитель считает, что не допустил нарушение срока предоставления в банк справки о подтверждающих документах, поскольку, по его мнению, данный срок должен исчисляться с даты получении товара покупателем, т.е. с 03.03.2008.
Общество заявило об изменении оснований заявленных требований (изменение от 03.07.2008), считает, что вывоз товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь не является вывозом товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, т.к. между этими государствами образована единая таможенная территория. В подтверждение данного довода общество сослалось на решение Высшего Совета Союза Белоруссии и России от 28.04.1999 № 2 "О завершении формирования единого таможенного пространства", решение Экономического Суда СНГ от 15.09.1997 № 01-1/2-97 "О толковании Соглашения о Таможенном Союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года".
Кроме того, представитель общества в заседании суда 04.07.2008 указал на нарушение Территориальным управлением порядка привлечения к административной ответственности, а именно: представитель общества пояснил, что протокол об административном правонарушении был предъявлен ему уже изготовленным, что, по мнению заявителя, является нарушением статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд принимает изменение обществом основания иска, поскольку такое право закреплено в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Владимирской области в отзыве на заявление не согласилось с требованием общества, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Детская одежда" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Натовен" (Республика Беларусь) договор поставки ткани от 08.02.2008 № 190, согласно которому поставка осуществляется на условиях FCA – г. Киржач (Инкотермс-2000). В соответствии с данным договором ООО "Детская одежда" отгрузило товар на общую сумму 950 104 руб. 91 коп., передав его 28.02.2008 грузоперевозчику – частному транспортному предприятию "Экспо-даль", что подтверждается счетом-фактурой от 28.02.2008 № В0000000544, товарной накладной от 28.02.2008 № В0000000544, международной товарно-транспортной накладной CMR 24070.
Территориальное управление провело проверку ООО "Детская одежда" по вопросам соблюдения валютного законодательства, в ходе которой установило нарушение обществом статей 23 и 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", пунктов 2.2, 2.4 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", а именно: пропуск организацией срока предоставления в банк документов, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации и справки о подтверждающих документах.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление составило в отношении ООО "Детская одежда" протокол об административном правонарушении от 16.04.2008, в котором отразило факт предоставления обществом вышеназванных документов 01.04.2008, т.е. с нарушением срока на 17 календарных дней.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении руководитель Территориального управления принял постановление от 29.04.2008 о привлечении общества к административной ответственности и наложении штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявленного требования исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества является целью Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Согласно статьям 20 и 24 данного Закона паспорт сделки и отчетность по валютным операциям являются документами, имеющими правовое значение для осуществления валютного регулирования, организации и проведения валютного контроля. Действующим валютным законодательством Российской Федерации устанавливаются обязанности резидентов вести (оформлять) соответствующую документацию (учет) и представлять ее органам и агентам валютного контроля.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона).
Во исполнение данных положений Центральный банк Российской Федерации утвердил Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 № 258-П и Инструкцию о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками
валютных операций и оформления паспортов сделок от 15.06.2004 № 117-И.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения подтверждающие документы предоставляются резидентом в банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в установленном порядке.
Срок предоставления указанных документов не должен превышать 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (пункт 2.4 Положения).
Согласно первого абзаца подпункта 9 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации - это подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы. Во втором абзаце данной нормы к таким действиям отнесена сдача транспортным организациям товаров для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.05.1995 № 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" отменен таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь, в связи с чем оформление грузовой таможенной декларации при перемещении товаров между этими государствами не производится.
В рассматриваемой ситуации документами, подтверждающими вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, являются товарная накладная от 28.02.2008 № В0000000544, международная товарно-транспортная накладная СМR 24070, согласно которым товар был передан транспортной организации 28.02.2008, именно с этого времени исходя из условий договора (FCA – г. Киржач, Инкотермс-2000) право собственности на товар перешел к иностранному контрагенту. Следовательно, справка о подтверждающих документах должна быть представлена обществом не позднее 15.03.2008.
Учитывая изложенное, суд считает правомерным привлечение ООО "Детская одежда" к административной ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества о нарушении Территориальным управлением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении от 16.04.2008 опровергается самим протоколом и письменным пояснением в нем представителя общества, действующего на основании доверенности от 16.04.2008.
Утверждение общества об отсутствии факта вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации в связи с образованием между последней и Республикой Беларусь единого таможенного пространства и, следовательно, отсутствии состава правонарушения, является необоснованным.
Ссылка общества на Решение Высшего Совета Союза Белоруссии и России от 28.04.1999 № 2, как доказательство образования единой таможенной территории этих государств, несостоятельна.
В соответствии с Декларацией о дальнейшем единении России и Белоруссии, подписанной 25.12.1998 Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Беларусь, единое таможенное пространство предполагалось сформировать к концу первой половины 1999 года, что должно было быть зафиксировано в установленном порядке. Однако согласно Договору о создании Союзного государства от 08.12.1999, ратифицированному Государственной Думой Федерального Собрания и вступившего в силу 26.01.2000, формирование единого таможенного пространства планировалось завершить лишь к 2002 году (пункт 6 Программы действий по реализации таможенного Договора).
Тем самым международным договором высшей юридической силы (подписанным позже, чем принято Решение Высшего Совета) констатировано отсутствие завершенного процесса создания юридически и фактически единого таможенного пространства.
Таким образом, заявитель ошибочно толкует намерения Российской Федерации и Республики Беларусь об образовании единой таможенной территории как уже свершившийся факт.
Несостоятельна ссылка общества на решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 15.09.1997 № 01-1/2-97 "О толковании Соглашения о Таможенном Союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 этого Соглашения все споры и разногласия между сторонами относительно толкования положений Соглашения должны решаться путем консультаций. А по своему регламенту Суд СНГ не может давать толкование, если Соглашением предусмотрена вышеуказанная процедура.
Кроме того, по смыслу пунктов 3 и 5 Положения об Экономическом Суде СНГ последний наделен правом осуществлять толкование лишь тех международных соглашений, которые являются актами Содружества. Что же касается Соглашения о Таможенном союзе, то данный договор актом Содружества не является.
При этом заявитель не учел, что правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями устанавливает Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и разработанное во исполнении его Положение. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанными актами, то применяются правила международного договора. В данном случае международные договоры, заключенные между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, не изменяют норм правовых актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля.
При рассмотрении дела судом не установлено наличие смягчающих вину обстоятельств, а так же обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Отказать в удовлетворении заявленных требований.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Е.А. Фиохина