АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-2684/2007-К2-22/168
“ 27”июля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 27.07.2007.
Полный текст решения изготовлен 27.07.2007.
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
судьи
Кузьминой Т.К.
при ведении протокола судебного заседания
судьей Кузьминой Т.К.
(указать лицо, которое вело протокол)
рассмотрел в судебном заседании заявление
Территориального управления Феде-
рального агентства по управлению федеральным имуществом по Влади-
мирской области о признании недействительным постановления главы го-
рода Владимира от 19.09.2006 № 3170 "Об утверждении проекта территори-
ального землеустройства по адресу: <...>
при участии:
от заявителя – ФИО1 – по доверенности от 09.01.2007 № 2;
от заинтересованного лица – ФИО2 – по доверенности от 09.01.2007
№ 01-01-08/22;
от Управления Роснедвижимости по Владимирской области – ФИО3- по до-
веренности от 17.05.2007 № 34;
от ГУ Владимирской области "Госцентр по учету, использованию и реставрации памят-
ников истории и культуры Владимирской области" – ФИО4 - по доверенности от 17.11.2006 № 10-1088;
От ООО "ИСК "Антарес" – ФИО5 - по доверенности от 05.06.2007;
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26.07.2007 объявлялся перерыв до 11 час. 27.07.2007.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления главы г. Владимира (далее – Администрация) от 19.09.2006 № 3170 "Об утверждении проекта территориального землеустройства по адресу: г. Владимир, ул. Большая Московская – ул. Гагарина"; восстановлении земельного участка, расположенного по адресу: <...>, сформированного для содержания объекта недвижимости, являющегося собственностью Российской Федерации - памятника истории и культуры "Здание торговых рядов (гостиный двор)" в границах земельного участка с кадастровым номером 33:22:32002:0001 площадью 7170 кв.м.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству Управления арбитражным судом привлечены к участию в деле Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Владимирской области (далее – Управление Роснедвижимости по Владимирской области), общество с ограниченной ответственностью "ИСК "Антарес", государственное учреждение Владимирской области "Государственный центр по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области" (далее – Госцентр) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
Управление считает, что оспариваемое постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права Российской Федерации как собственника недвижимого имущества.
Оно отметило, что в нарушение пункта 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396, пункта 5 статьи 1 Закона Владимирской области от 13.05.2004 № 34-03 "О порядке изготовления проектов границ земельных участков и проведения межевания на территории Владимирской области" Управление как представитель собственника (Российской Федерации) объекта недвижимости (здания торговых рядов (гостиного двора), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 33:22:32002:0001 площадью 7170 кв.метров по адресу: <...>, в отношении которого проведено территориальное землеустройство, не было об этом уведомлено; проект границ вновь формируемых земельных участков с Управлением не согласовывался.
Управление указало, что на основании оспариваемого постановления произошло фактическое отчуждение части земельного участка (1125 кв. метров), относящегося к собственности Российской Федерации под строительство торгового центра, а также уменьшение кадастровой стоимости образованного земельного участка (с 40252451,7 руб. до 2454753,6 руб.).
Управление считает, что Администрация превысила свои полномочия, распорядилась земельным участком право государственной собственности, на который разграничено.
Оно указало, что в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ) спорный земельный участок относится к федеральной собственности.
Администрация отклонила предъявленное требование, так как считает оспариваемое постановление соответствующим действующему законодательству, принятым в пределах полномочий Администрации как органа местного самоуправления.
Она пояснила, что на момент издания оспариваемого постановления на земельном участке с кадастровым номером 33:22:32002:0001 кроме здания торговых рядов, являющегося собственностью Российской Федерации, находилась часть другого объекта недвижимости - незавершенного строительством торгового центра, заказчиком которого являлось общество с ограниченной ответственностью "ИСК "Антарес"; фактическое занятие участка произошло в период строительства здания; вопрос изменения границ земельного участка был согласован с балансодержателем здания, арендатором земельного участка – государственным учреждением культуры Владимирской области "Государственный центр по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области".
При этом Администрация сослалась на Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514.
Она отметила, что землеустроительная документация проверена, материалы межевания земельных участков утверждены Управлением Роснедвижимости по Владимирской области.
Администрация считает ссылку Управления на нарушение ею пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" необоснованной, так как к моменту введения в действие Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ на спорном земельном участке находилась часть объекта недвижимости, не принадлежащего Российской Федерации.
Поэтому, как утверждает Администрация, довод заявителя о разграничении прав собственности на него не является бесспорным.
Она отметила, что право федеральной собственности на земельный участок не зарегистрировано; при принятии оспариваемого постановления Администрация руководствовалась пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Представитель ООО "ИСК "Антарес" поддержал позицию Администрации. Общество не представило отзыв на заявление.
Управление Роснедвижимости по Владимирской области и государственное учреждение Владимирской области "Государственный центр по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области" не представили отзывы на заявление, представители названных третьих лиц передали рассмотрение вопроса о законности и обоснованности оспариваемого Управлением постановления Администрации на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
19.09.2006 глава г. Владимира принял постановление № 3170 "Об утверждении проекта территориального землеустройства по адресу: г. Владимир, ул. Большая Московская – ул. Гагарина".
Данным постановлением был утвержден проект территориального землеустройства (перераспределения земель) земельных участков:
- кадастровый номер 33:22:32002:0016 (категория земель - земли поселений, территориальная зона – общественно-деловая) площадью 13396 кв. метров по адресу: <...>;
- кадастровый номер 33:22:32002:0001 (категория земель – земли поселений, территориальная зона – общественно-деловая), площадью 7170 кв. метров по адресу: <...>;
- кадастровый номер 33:22:32002:0012 (категория земель – земли поселений территориальная зона – общественно-деловая) площадью 390 кв. м по адресу: <...>.
Этим же постановлением были утверждены проекты границ вновь формируемых участков:
- участок 1 площадью 14450 кв. метров, расположенный по адресу: <...>; разрешенное использование - строительство торгового центра;
- участок 2 площадью 6045 кв. метров, расположенный по адресу: <...>; разрешенное использование – содержание объекта общественной застройки;
- участок 3 площадью 362 кв. метра, расположенный по адресу: <...> не закрепленный за конкретными лицами.
Земельный участок площадью 13396 кв. метров с кадастровым номером 33:22:32002:0016 был выделен Администрацией ООО "ИСК "Антарес" для строительства торгового центра.
Администрацией был заключен договор аренды этого земельного участка от 06.09.2006 № 10284 с ООО "ИСК "Антарес".
После перераспределения земель, утвержденного оспариваемым постановлением, утверждения проекта границ вновь формируемого земельного участка 1 площадью 14 550 кв. метров и постановкой его на кадастровый учет (33:22:32002:0018) Администрацией было заключено с ООО "ИСК "Антарес" дополнительное соглашение № 1 от 30.10.2006 к указанному выше договору аренды для завершения строительства торгового центра.
Из выписки из государственного земельного кадастра от 31.01.2006 № 22/06-0205 следует, что право собственности на этот земельный участок не разграничено, в графе «вид права» обозначенной выписки указано государственная собственность.
Земельный участок площадью 7170 кв. м. с кадастровым номером 33:22:32002:0001 был выделен государственному учреждению Владимирской области "Государственный центр по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области" распоряжением главы администрации города Владимира от 21.06.1995 № 779-р "Об утверждении результатов инвентаризации земель кадастрового квартала 33:22:32002 г. Владимира" для содержания памятника истории и культуры – "Здания торговых рядов (гостиного двора)".
Администрацией был заключен договор аренды от 07.12.1998 № 3673 данного земельного участка с Госцентром сроком до 01.01.2013. На момент заключения договора спорному земельному участку был присвоен кадастровый номер 33:22:32002:0110.
По заявлению Госцентра указанный выше памятник истории и культуры был включен в реестр федерального имущества.
Комитетом по управлению государственным имуществом Владимирской области, наделенного полномочиями территориального органа Мингосимущества России, Госцентру было выдано соответствующее свидетельство № 048517 от 19.06.2000, а сам памятник был закреплен Комитетом за Госцентром на праве оперативного управления (распоряжение Комитета от 19.06.2000 № 1557).
Указанное право Госцентра зарегистрировано, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации права от 29.05.2002 № 195929 серия 33 АА.
Управление представило в материалы дела выписку из реестра федерального имущества, согласно которой здание торговых рядов (гостиный двор), являющееся памятником архитектуры (постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974), составляет казну Российской Федерации.
Из выписки из государственного земельного кадастра от 23.08.2006 № 22/06-3138 следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 33:22:32002:0001 (предыдущий номер 33:22:32002:0110) площадью 7 170 кв. м., расположенный по адресу: <...>, не разграничено, поскольку в графе "вид права" указано "государственная собственность".
Из пояснительной записки к проекту территориального землеустройства, утвержденного оспариваемым постановлением, усматривается, что основанием для его разработки послужило заявление заказчика - ООО "ИСК "Антарес"; целью работ явилось перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами: 33:22:32002:0016, 33:22:32002:0001, 33:22:32002:0012 для завершения строительства торгового центра, так как границы земельного участка, выделенного ранее под строительство данного объекта, некорректны; земельные участки были обследованы на местности, выявлены изменения по сравнению с ранее выполненной топографической съемкой - строящегося здания торгового центра, на картографическом материале нанесены проекты границы участков.
Администрация не оспорила документально довод заявителя о не извещении Управления как представителя собственника объекта недвижимости, находящегося на одном из вновь формируемых земельных участков.
Из проектного плана границ земельных участков усматривается, что он был согласован с одним из заинтересованных лиц, чьи права могли быть затронуты при проведении межевания, а именно Госцентром.
Однако данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении прав одного из собственников объектов недвижимости, находящихся на спорном земельном участке.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводится в случае изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании). Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документацией.
Управление не указало, какие сведения, какой документации были неучтены Администрацией при утверждении проекта территориального землеустройства по адресу: г. Владимир, ул. Большая Московская – ул. Гагарина. Оно исходило из того, что Администрация распорядилась земельным участком, являющимся объектом федеральной собственности.
Согласно пункту 2.3.2 Устава Госцентра данное государственное учреждение Владимирской области согласовывает предоставление земельных участков в пределах зон охраны памятников истории и культуры, земельные отводы для проектно-изыскательских работ под новое строительство.
В пункте 2.3.4 Устава Госцентра предусмотрено, что учреждение выдает разрешения на производство землеустроительных работ.
Поэтому довод Управления о том, что Госцентр не вправе был согласовывать проект границ спорного земельного участка и проект территориального землеустройства противоречит Уставу Госцентра и установленным по делу обстоятельствам.
Как отмечено выше, здание торговых рядов передано Госцентру в оперативное управление, спорный земельный участок предоставлен ему в аренду, право собственности на него на момент проведения землеустроительных работ не было разграничено.
Утверждение Управления о том, что при принятии оспариваемого постановления Администрация превысила свои полномочия, распорядившись земельным участком, принадлежавшим Российской Федерации, нарушив тем самым пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действия Земельного кодекса Российской Федерации", признан судом несостоятельным.
Довод Управления о том, что земельный участок с кадастровым номером 33:22:32002:0001 площадью 7170 кв. метров по адресу: <...>, занятый объектом недвижимости – памятником истории и культуры "Здание торговых рядов (гостиный двор)", включенным в реестр федеральной собственности, относится также к федеральной собственности в силу закона (статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ)) не является бесспорным.
Федеральный закон от 17.04.2006 № 53-ФЗ введен в действие с 01.07.2006.
Территориальное землеустройство, проект которого утвержден оспариваемым постановлением, произведено до введения в действие этого закона. Права собственности на спорный земельный участок не были разграничены. Как отмечено выше в государственном земельном кадастре этот земельный участок числился, как объект государственной собственности. Из выписки из государственного земельного кадастра от 27.12.2006 № 22/06-5238 усматривается, что после проведенного землеустройства земельный участок площадью 6045 кв. метров с кадастровым номером 33:22:32002:0019 также числится как объект государственной собственности.
На момент вступления в силу указанного Федерального закона на спорном земельном участке находились объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, а также часть объекта незавершенного строительства.
Поэтому арбитражный суд пришел к выводу, что в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Администрация вправе была распорядиться спорным земельным участком и действовала в пределах своих полномочий.
Согласно данной норме распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Управление не представило доказательства того факта, что права собственности на спорный земельный участок были разграничены до введения в действие Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ.
При таких обстоятельствах дела арбитражный суд признал требование Управления не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области в удовлетворении заявления.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд (<...>).
Судья Т.К.Кузьмина