ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-2693/19 от 04.04.2019 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13

http://vladimir.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир                                                                                   Дело № А11-2693/2019

"11" апреля 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 10.04.2019.

Решение в полном объеме изготовлено 11.04.2019.

В судебном заседании 04.04.2019 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 10.04.2019 до 16 час. 00 мин.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Кузьминой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокуратуры Петушинского района Владимирской области (601144, <...>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Квартал" (601110, <...> Октября, д. 12, ОГРН <***>, ИНН <***>)  к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей

от прокуратуры Петушинского района Владимирской области – ФИО1, служебное удостоверение;

от ООО "Квартал"  – ФИО2 (генеральный директор), решение от 05.05.2006 № 1,

информация о движении дела была размещена в картотеке арбитражных дел в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://kad.arbitr.ru/,

установил.

Прокуратура Петушинского района Владимирской области (далее – Прокуратура) обратилась в арбитражный суд с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Квартал" (далее – ООО "Квартал", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель Общества в судебном заседании факт совершения правонарушения не оспаривал, при этом ходатайствовал о применении положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на совершение правонарушения впервые, отсутствие ущерба и неблагоприятных последствий, устранение выявленных нарушений (отзыв от 04.04.2019).

В судебном заседании 04.04.2019 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 10.04.2019 до 16 час. 00 мин.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

ООО "Квартал" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Владимирской области 10.05.2005 (основной государственной регистрационный номер <***>).

Как следует из материалов дела, 07.02.2019 прокуратурой Петушинского района с привлечением специалиста ТО Управления Роспотребнадзора в Петушинском и Собинском районах проведена проверка соблюдения законодательства в сфере реализации и оборота пищевой продукции, защиты прав потребителей в магазине "Продукты" ООО "Квартал" по адресу: <...> Октября, д. 12.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пункта 12 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее – ТР ТС 021/2011) на витринах торгового зала магазина "Продукты" находились на реализации продукты питания с истекшими сроками годности, а именно:

1)Семена подсолнечника жареные "Родные просторы", производство ООО "Гелиос" с датой изготовления 31.03.2018, срок годности указанный на маркировке, 180 суток, весом 75 граммов, в количестве 4 пакетов, срок хранения истек.

2)"Вафли банановые", производство ООО "Атрус" с датой изготовления 03.07.2018, срок годности, указанный на маркировке, 180 суток, весом 39 грамм, в количестве 5 штук, на дату проведения проверки срок хранения истек 03.01.2019.

3)"Мармелад со вкусом вишни", производство ООО "Азовская кондитерская фабрика", дата изготовления 08.08.2018, срок годности 5 месяцев, объемом 300 грамм, в количестве 1 штуки, на дату проведения проверки срок хранения истек 08.01.2019.

4)Пряники с начинкой "Коровка", производство ОАО "Рот Фронт", дата изготовления 25.09.2018, весом 300 грамм, в количестве 1 штуки, на дату проведения проверки срок хранения истек 23.01.2019.

5)"Хрен со свеклой", производство АО "Орелпродукт", дата изготовления 14.05.2018, со сроком годности 6 месяцев, в количестве 1 штуки, весом 175 грамм, на дату проведения проверки срок хранения истек 14.11.2018.

6)Пиво светлое "Балтика" № 9, производство ООО "Пивоваренная компания  балтика",объемом 1,35 л. в количестве 2 бутылок, срок хранения истек 16.12.2018.

7)Колбаса полукопченая "Деревенская пряная", производство ЗАО "Стародворские колбасы" со сроком годности, указанном на маркировке до 07.02.2019, в количестве 1 штуки, весом 300 грамм, т.е. на дату проведения проверки срок хранения истек.

8)Колбаса варено-копченая "Сервелат рижский", производство ЗАО "Стародворские колбасы" с датой изготовления 01.12.2018, весом 380 грамм, в количестве 1 штуки, срок хранения истек 05.01.2019.

9)Колбаса варено-копченая "Сервелатная по стародворски", производство ЗАО "Стародворские колбасы" с датой изготовления 26.11.2018, согласно маркировке годен до 05.01.2018, весом 350 грамм, в количестве 1 штуки, т.е. на дату проведения проверки срок хранения истек.

10)Колбаса вареная "Особая", производство ЗАО "Стародворские колбасы", дата изготовления 23.11.2018 срок годности до 23.01.2019, весом                   1 кг 480 г, т.е. на дату проведения проверки срок хранения истек.

11)Пиво светлое "GZSVETLE", производство АО "Татспиртпром" с датой изготовления 13.09.2018, объемом 1,4 литра, в количестве 5 бутылок, срок хранения истек 11.01.2019.

12)Пиво светлое "Жигулевское", производство АО "Татспиртпром", дата изготовления 05.09.2018, в количестве 5 бутылок, объемом 1,4 л, срок хранения истек 03.01.2019.

13)Квас двойного брожения "Очаковский", производство АО "МПБК-Очаково", дата изготовления 23.07.2018, срок годности на маркировке до 23.01.2019, объемом 2 л., в количестве 5 бутылок, т.е. на дату проведения проверки срок хранения истек.

14)Масло "Крестьянское", производство ООО "КМП", с датой изготовления 18.12.2018, срок годности не более 35 суток, объемом 180 грамм, т.е. на дату проведения проверки срок хранения истек.

15)Напиток кисломолочный "ТАН", производство ООО "Тырновский молочный завод", объемом 900 грамм, с датой изготовления 09.11.2018, в количестве 2 бутылок, срок годности истек 07.01.2019.

Также в нарушение указанных пунктов ТР ТС 021/2011 в торговом зале на момент проверки хранились продукты питания с нарушением условий хранения. Температура воздуха в торговом зале составляла +230С по установленному термометру. В соответствии с маркировкой продукта - заварное пирожное "Московские купола" продукт должен храниться при температуре от +40 до +6 0С.

Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение требований части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее – ТР ТС 022/2011) на реализации в магазине "Продукты" ООО "КВАРТАЛ" установлены следующие продукты питания без маркировки о наименовании пищевой продукции, составе продукции, количестве продукции, дате изготовления, сроке годности, условии хранении, наименовании и месте нахождения изготовителя, показателей пищевой ценности, единого знака обращения на рынке:

1)голубцы замороженные, вес 1,9 кг,

2)хинкали замороженные, вес 940 гр.,

3)ребра свиные варено-копченые, вес 0,5 кг,

4)теша форели копченая, вес 0,6 кг,

5)рыба сушеная "Чехонь", вес 0,5 кг,

6)рыба сушеная "Судак", вес 0,5 кг,

7)рыба сушеная "Лещь", вес 0,5 кг,

8)арахис в глазури "Ассорти", вес 0,5 кг,

9)сухарики, весом 0,3 кг,

10)вафли "Каприз", весом 0,45 кг, в количестве 4 упаковок,

11)печенье "Кременкульское", весом 0,25 кг, в количестве 4 пачек,

12)печенье "Мария", весом 0,35 кг, в количестве 4 пакетов,

13) кондитерское изделие "Пышечка с начинкой персик", весом 0,3 кг.

По результатам проверки оформлен акт от 07.02.2019.

Прокурор Петушинского района, усмотрев в действиях ООО "Квартал" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес постановление от 20.02.2019 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении ответственность, за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Квартал" к административной ответственности.

Оценив в совокупности, имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Квартал" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, обязательных требований к продукции.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.

Из примечания к статье 14.43 Кодекса об административных правонарушениях следует, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется Федеральным законом                    "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от  02.01.2000 № 29-ФЗ (далее – Закон № 29-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее – Закон № 184-ФЗ) технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В соответствии со статьями 6 и 7 Закона № 184-ФЗ защита жизни и здоровья граждан, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, являются приоритетными задачами законодательства в области технического регулирования.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Согласно статье 1 Закона № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.

На основании пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации                            от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон "О защите прав потребителей") если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.

В силу пункта 1 статьи 7 Закона "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Согласно частям 1, 3 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

В соответствии с частями 4, 5 статьи 5 Закона "О защите прав потребителей" на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Часть 1 статьи 6 Закона № 184-ФЗ предусматривает, что технические регламенты принимаются, в том числе, в целях защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Согласно статье 17 Технического регламента Таможенного союза                        "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 № 880 (TP ТС 021/2011), при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего Технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (пункт 7); пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции (пункт 9); при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (пункт 12).

В нарушение указанных требований ООО "Квартал" осуществлялась реализация продуктов питания без маркировки о наименовании пищевой продукции, составе продукции, количестве продукции, дате изготовления, сроке годности, условии хранении, наименовании и месте нахождения изготовителя, показателей пищевой ценности, единого знака обращения на рынке, осуществлялось хранение продуктов питания с нарушением условий хранения, а также была допущена к реализации продовольственная продукция, сроки годности которой истекли. 

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 утвержден Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).

В соответствии с пунктом 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:  наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции; показатели пищевой ценности;  единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного Союза.

В нарушение указанных требований ООО "Квартал" осуществлялась реализация продуктов питания без маркировки о наименовании пищевой продукции, составе продукции, количестве продукции, дате изготовления, сроке годности, условии хранения, наименовании и месте нахождения изготовителя, показателей пищевой ценности, единого знака обращения продукции на рынке.

Из материалов дела следует, что, вменяя Обществу совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Прокуратура исходила из того, что ООО "Квартал" не соблюдены вышеуказанные требования.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Применив изложенные выше нормы, устанавливающие правила реализации продуктов питания, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности: акт проверки от 07.02.2019, объяснение генерального директора ФИО2, фотоматериалы, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 20.02.2019, суд приходит к выводу о наличии события вмененного Обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях (бездействии) ООО "Квартал", выразившегося в реализации продуктов питания с истекшим сроком годности, с нарушением условий хранения, а также в необеспечении прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая во внимание, что Обществом не были выполнены установленные законодательством требования, суд считает, что вина в совершении вмененного ему административного правонарушения материалами административного дела доказана.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества возможности для соблюдения правил хранения продуктов питания, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений, в материалах дела не имеется.

Суд считает необходимым отметить, что, вступая в правоотношения, регулируемые приведенным выше правовыми актами, Общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.

Имеющиеся в деле доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для квалификации противоправного деяния Общества по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, в действиях Общества имеются признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по административному делу, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, заявление Прокуратуры о привлечении ООО "Квартал" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит удовлетворению.

Арбитражный суд не установил обстоятельств, освобождающих Общество от административной ответственности, либо отягчающих административную ответственность.

Оснований для применения в деле статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражным судом также не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 названного постановления).

При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.

В силу статьи  71  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд принимает во внимание, что санкция части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, и, устанавливая такой высокий размер штрафных санкций, законодатель определил данное деяние как деяние, представляющее существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.

В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и угрозе причинения вреда здоровью потребителей пищевой продукции.

Таким образом, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.

Оснований для назначения Обществу наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражный суд также не установил.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, из рассматриваемого случая не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Реализация пищевой продукции с истекшим сроком годности, отсутствие информации о дате изготовления, сроке годности продукции, составе продукции, условиях ее хранения может повлечь причинение вреда здоровью потребителей либо возникновение угрозы причинения такого вреда, что исключает возможность замены административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на предупреждение.

Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в данной ситуации не будет согласовываться с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также не будет соответствовать принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности ответственности.

Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.

Нарушений административным органом процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих невозможность привлечения Общества к административной ответственности, судом не выявлено.

Часть 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере  от 100 000 руб. до 300 000 руб.

В силу части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая изложенные выше правоположения и конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, совершение правонарушения впервые, имущественное положение Общества, а также устранение Обществом выявленных нарушений, суд приходит к выводу о том, что Общество подлежит административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., поскольку в рассматриваемом случае именно в данном размере административный штраф будет отвечать принципам справедливости, соразмерности наказания, и, в то же время, обеспечит его неотвратимость.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине арбитражным судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрено взыскание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Квартал" (601110, <...> Октября,                       д. 12, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Предложить обществу с ограниченной ответственностью "Квартал" (601110, <...> Октября, д. 12, ОГРН <***>, ИНН <***>) не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке по следующим реквизитам: получатель Управление Федерального казначейства по Владимирской области (прокуратура Владимирской области), ИНН <***>, КПП 332701001, р/с <***> Отделение Владимир г. Владимир, БИК 041708001, ОКТМО 17646000, КБК 41511690050056000140.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить решение для взыскания административного штрафа судебному приставу-исполнителю.

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в установленный законодательством срок.

Судья                                                                                              С.Г. Кузьмина