600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, 19
http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
28 апреля 2022 года Дело № А11-2795/2022
Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2022
В полном объеме решение изготовлено 28.04.2022
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи
ФИО1, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казаковой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям (153025, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Научнопроизводственное предприятие "Макромер" имени В.С. Лебедева" (600016, <...>
д. 77, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
при участии:
от заявителя – ФИО2, по доверенности от 06.04.2022, сроком действия до 06.04.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "Научнопроизводственное предприятие "Макромер" имени В.С. Лебедева" – ФИО3, по доверенности от 20.04.2022 № 138, сроком действия 1 год;
установил.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, в котором просит привлечь общество с ограниченной ответственностью "Научнопроизводственное предприятие "Макромер" имени В.С. Лебедева" (далее – Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Общество представило в материалы дела отзыв, в котором указывает на необоснованность заявленного Управлением требования, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве.
В судебном заседании 21.04.2022 в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 26.04.2022.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в Управлением на основании решения заместителя руководителя от 14.01.2022 № 5-Р в период с 18.01.2022 по 24.01.2022 проведена выездная плановая проверка Общества в рамках осуществления федерального государственного экологического контроля.
Управлением в ходе проверки установлено осуществление Обществом деятельности по утилизации (рециклинг, регенерация) отходов III класса опасности - отходов растворителей на основе толуола для дальнейшего возврата в производственный цикл для повторной промывки оборудования в отсутствие лицензии.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 31.01.2022 № 01-01-12/01.
Данный факт явились основанием для составления 10.02.2022 Управлением в отношении Общества протокола об административном правонарушении
№ 03-01-33/2022, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы административного дела с заявлением Управления о привлечени Общества к административной ответственности переданы для рассмотрения в Арбитражный суд Владимирской области.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность в отсутствие лицензии.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о возможности привлечения лица к административной ответственности за предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ административное правонарушение подлежит установлению факт осуществления лицом, которому вменяется совершение данного правонарушения, конкретной подлежащей лицензированию деятельности.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 16 постановления
от 24.10.2006 № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
По правилам статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности установлены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона № 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Согласно пункту 5.34 ГОСТ 30772-2001 под рециклингом понимается процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза. Примечанием к пункту 5.34 ГОСТ 30772-2001 установлено, что возможны два варианта рециклинга (рециклизации) отходов:
- повторное использование отходов по тому же назначению, например, стеклянных бутылок после их соответствующей безопасной обработки и маркировки (этикетирования);
- возврат отходов после соответствующей обработки в производственный цикл, например жестяных банок - в производство стали, макулатуры - в производство бумаги и картона.
Пунктом 5.36 ГОСТ 30772-2001 установлено, что регенерация отходов - это действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала для вторичного использования по прямому или иному назначению, в соответствии с действующей документацией и существующими потребностями.
Из материалов дела следует, что Обществом в 2019 году разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по площадке № 1 (опытно-промышленный цех, <...>, объект I категории).
Обществу на основании Проекта выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 0160 сроком действия: с 27.03.2019 до 27.03.2024.
Общество на площадке № 1 осуществляет производство пластмасс и синтетических смол в первичным формах.
В соответствии с Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подготовка оборудования осуществляется перед каждым синтезом. Промывку оборудования проводят при сдаче его в ремонт и при смене выпускаемых продуктов. Промывку оборудования производят толуолом, а затем водой. В результате промывки оборудования образуются отходы растворителей на основе толуола (протокол токсикологических испытаний отходов производства и потребления № 59- П/9 от 28.01.2022 с выводом).
В соответствии с Проектом и "Временной технологической инструкцией по перегонке промывного толуола в цехе № 1" ВТИ 01-079 -07 с целью уменьшения количества отходов на объекте осуществляется перегонка промывного толуола. Промывной толуол образуется в результате промывки оборудования при переходе с одного продукта на другой. Перегонка промывного толуола производится на установке для перегонки промывного толуола (расположена в отделении № 1), состоящей из реактора вместимостью 2 м куб, теплообменника, приемной емкости и коммуникаций. Для перегонки в реактор при помощи вакуума загружают загрязненный после промывки оборудования толуол, реактор герметизируют, включают мешалку и поднимают температуру. Пары толуола поступают в теплообменник, где конденсируются. Конденсат собирается в приемной емкости, по мере накопления отогнанный толуол сливают в бочки и используют повторно для промывки оборудования. Содержимое аппарата (кубовый остаток — отходы негалогеннрованных органических растворителей в смеси незагрязненных) охлаждают и сливают в бочки.
Таким образом, Обществом осуществляется перегонка промывного толуола, образующегося после промывки оборудования, с целью повторного использования отогнанного толуола для промывки оборудования.
В соответствии со Сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов по форме № 2-ТП (отходы) за 2021 год, в ООО «НПП «Макромер» им. B.C. Лебедева» образовалось 10,8 т отходов негалогенированных органических растворителей в смеси незагрязненных, которые образуются в результате перегонки толуола, что подтверждает осуществление работ по перегонке толуола.
На основании изложенного вывод Управления о том, что Общество осуществляет деятельность по утилизации (рециклинг, регенерация) отхода III класса опасности — отходов растворителей на основе толуола для дальнейшего возврата в производственный цикл для повторной промывки оборудования, является обоснованным.
Доводы Общества об обратном противоречат указанным выше нормам законодательства.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела (протоколом об административном правонарушении, другими материалами дела).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, вменяемого Обществу.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке вины субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о лицензировании, Общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.
Следовательно, Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение нарушения действующего законодательства в рассматриваемых правоотношениях.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Обществом установленных требований, а также о принятии всех зависящих мер по недопущению правонарушения, судом не установлено, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений Управлением процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих невозможность привлечения Общества к административной ответственности, судом не выявлено.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае арбитражный суд пришел
к выводу о малозначительности совершенного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Из норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя
из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, оценив их во взаимосвязи и в совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, приняв во внимание конкретные обстоятельства совершения правонарушения (добросовестное заблуждение), арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд отмечает, что предусмотренный в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правовой механизм, позволяющий с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий признать не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений правонарушение малозначительным направлен на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и не превратился в средство подавления деятельности субъекта.
По мнению суда, в рассматриваемой ситуации действиями административного органа по возбуждению дела об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства.
Таким образом, требование Управления удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом
не рассматривается, поскольку действующим законодательством
не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 17, 65, 71, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
отказать Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям в удовлетворении требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Научнопроизводственное предприятие "Макромер" имени В.С. Лебедева" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья М.В. ФИО1