ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-2828 от 16.07.2012 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский пр-т, 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир                                                                               Дело № А11-2828/2012

17 июля 2012  года

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.07.2012 был объявлен перерыв до 17.07.2012.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Андриановой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журавлевой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Ковровский приборостроительный завод" (ОГРН <***>) о признании недействительным и не соответствующим Федеральному закону "Об архивном деле в Российской Федерации" отказа администрации города Коврова Владимирской области в части приема документов по личному составу открытого акционерного общества "Ковровский приборостроительный завод", выраженного в письме от 12.12.2011  № 01-41/2432; об обязании архивного отдела администрации города Коврова Владимирской области принять от открытого акционерного общества "Ковровский приборостроительный завод" документы по личному составу в количестве 13000 дел до 12.08.2012,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1– по доверенности от 15.08.2011 № 37/87 сроком действия один год,

от Администрации города Коврова Владимирской области – ФИО2 – по доверенности от 30.09.2011 № 01-41/1930,

от Архивного департамента администрации Владимирской области – ФИО3 – по доверенности от 02.07.2012 № АД – 01- 41 сроком действия до 31.12.2012,

установил.

Открытое акционерное общество "Ковровский приборостроительный завод" (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным отказа администрации г. Коврова Владимирской области в части приема документов по личному составу открытого акционерного общества "Ковровский приборостроительный завод", выраженного в письме от 12.12.2011 № 01-41/2432 и обязании принять от открытого акционерного общества "Ковровский приборостроительный завод" документы по личному составу в количестве 13 000 дел до 12.08.2012.

В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что решением Арбитражного суда Владимирской области от 12.08.2011 по делу № А11-676/2011 Общество признано несостоятельным (банкротом).

Согласно пункту 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002, пункт 127 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с Федеральными законами.

Общество считает, что поскольку у него отсутствует соответствующий договор с архивным отделом администрации г. Коврова и каким - либо другим архивом  по хранению документов, Общество передает только документы по личному составу работников предприятия, а администрация обязана принять на хранение указанные документы.

При этом заявитель сослался на статью 2, пункт 10 статьи 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», пункт 3.9 Положения «О порядке и сроках хранения документов акционерных обществ».

Администрация г. Коврова требования заявителя отклонила, указав при этом на то, что в соответствии с пунктом 3.9 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденных постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 № 03-33/ПС при ликвидации акционерного общества, обязанность по приему на хранение документов по личному составу работников акционерного общества возложена на государственный архив.

Муниципальное образование г. Коврова полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности, Законом субъекта не наделялось, материально – технические средства и финансовые средства муниципальному образованию не передавались.

Открытое акционерное общество "Ковровский приборостроительный завод" создано в процессе приватизации государственного предприятия.

Поэтому документы по личному составу, наряду с другими архивными документами являются федеральной собственностью и подлежат передаче на хранение в государственный архив в силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации».

Архивный департамент, сославшись на пункт 10 статьи 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», пункт 2 статьи 8 Закона Владимирской области от 09.11.2005 № 167-03 «Об архивном деле во Владимирской области» указал на то, что предусмотрен «территориальный принцип» передачи документов на хранение. В случае, если ликвидирующая негосударственная организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива, архивные документы передаются на хранение в архив муниципального образования, на территории которого действовала ликвидируемая организация.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество обратилось в Администрацию г. Коврова по вопросу приема на хранение документов открытого акционерного общества "Ковровский приборостроительный завод".

Администрация письмом от 12.12.2011 № 01-41/2432 отказала в принятии на хранение документов Общества.

Не согласившись с отказом Администрации в части приема документов по личному составу Общества, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В обоснование статьи 2 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты об архивном деле не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону указанных актов действуют нормы настоящего Федерального закона.

Согласно статье 3 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Указанная деятельность реализуется через деятельность архива, под которым пунктом 9 названной статьи понимается учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Пунктами 10 и 11 статьи 3 названного Закона установлено, что архивы могут быть государственными - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов; или муниципальными - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

Согласно пункту 10 статьи 23 того же Закона при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.

В соответствии со статьей 8 Закона Владимирской области «Об архивном деле во Владимирской области» от 09.11.2005 № 167-03, при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Владимирской области архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив, источником комплектования которого является ликвидируемая организация.

В случае, если ликвидируемая негосударственная организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива, архивные документы, указанные в пункте первом настоящей статьи, передаются в упорядоченном состоянии на хранение в архив муниципального образования, на территории которого действовала ликвидируемая организация.

Передача архивных документов осуществляется на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и соответствующим архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Владимирской области от 12.08.2011 по делу № 11-676/2011 Общество признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства, которая определением от 16.02.2012 продлена до 12.08.2012.

Ликвидируемая негосударственная организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива; Общество осуществляло свою деятельность на территории г. Коврова Владимирской области.

При таких обстоятельствах у администрации г. Коврова не было оснований для отказа в приятии личных дел открытого акционерного общества "Ковровский приборостроительный завод".

На основании изложенного, требование открытого акционерного общества "Ковровский приборостроительный завод" о принятии документов по личному составу в количестве 13000 дел до 12.08.2012 подлежит удовлетворению.

При этом суд учитывает и социальную направленность хранения архивных документов граждан и необходимость соблюдения их социальных прав и гарантий.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать недействительным отказ администрации города Коврова Владимирской области в части приема документов по личному составу открытого акционерного общества "Ковровский приборостроительный завод", выраженный в письме от 12.12.2011  № 01-41/2432.

 Обязать архивный отдел администрации города Коврова Владимирской области принять от открытого акционерного общества "Ковровский приборостроительный завод" документы по личному составу в количестве 13000 дел в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу.

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его вынесения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород,  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                         Андрианова Н.В.