600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
г. Владимир Дело № А11-2847/2013
"26" сентября 2013 г.
В соответствии со ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть объявлена 19.09.2013. Полный текст решения изготовлен 26.09.2013.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Киселевой М.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишаниной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Владимирского областного союза потребительских обществ, г. Владимир, ул. Воровского, д. 16, ОГРН 1033303400184;
к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1, в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области, г. Владимир, ул. Луначарского, д. 13А, ОГРН 1027700485757;
третьи лица:
1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, г. Владимир;
2. Администрация города Владимира, г. Владимир;
3. Общество с ограниченной ответственностью НПО «ГеоГИС», г. Воронеж;
4. Администрация Владимирской области, г. Владимир;
об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:014017:67, 33:22:014017:20, 33:06:030115:4, 33:06:030108:6, 33:22:014017:16, 33:22:032036:7, 33:22:024211:25 в размере равном их рыночной стоимости и внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости;
при участии:
от истца –Якимчева Е.А. – по доверенности от 03.04.2013 №142 (сроком до 30.12.2013);
от ответчика – Голова Е.В. – по доверенности от 09.01.2013 № 5 (сроком до 31.12.2013);
от третьего лица (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области) – Белова Т.Г. – по доверенности от 09.01.2013 № 2 (сроком до 31.12.2013);
от третьего лица (администрации города Владимира) – представитель не явился, извещен;
от третьего лица (администрации Владимирской области) – представитель не явился, извещен;
от третьего лица (ООО НПО «ГеоГИС») – представитель не явился, извещен;
установил:
Владимирский областной союз потребительских обществ, г. Владимир (далее – Владкоопсоюз), обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва, в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области, г. Владимир, об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9 842 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:67 равной его рыночной стоимости, в размере 11 774 000 руб.;
об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 260 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:20 равной его рыночной стоимости, в размере 4 353 000 руб.
об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 137 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030115:4 равной его рыночной стоимости, в размере 1 223 000 руб.;
об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 585 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030108:6 равной его рыночной стоимости, в размере 335 000 руб.;
об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 15 215 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:16 равной его рыночной стоимости, в размере 13 173 000 руб.;
об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 5 849 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032036:7 равной его рыночной стоимости, в размере 21 101 000 руб.;
об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9 570 кв. м, с кадастровым номером 33:22:024211:25 равной его рыночной стоимости, в размере 9 724 000 руб.;
об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельных участках:
с кадастровым номером 33:22:014017:67, площадью 9 842 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 11 774 000 руб.;
с кадастровым номером 33:22:014017:20, площадью 2 260 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 4 353 000 руб.;
с кадастровым номером 33:06:030115:4, площадью 2 137 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 1 223 000 руб.;
с кадастровым номером 33:06:030108:6, площадью 585 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 335 000 руб.;
с кадастровым номером 33:22:014017:16, площадью 15 215 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 13 173 000 руб.;
с кадастровым номером 33:22:032036:7, площадью 5 849 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 21 101 000 руб.;
с кадастровым номером 33:22:024211:25, площадью 9 570 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 9 724 000 руб.
Ответчик (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва, в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области, г. Владимир) в возражениях на исковое заявление от 02.09.2013 № 5132 исковые требования не признал и пояснил, что согласно данным государственного кадастра недвижимости: кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 33:22:014017:67, площадью 9842 кв.м, составляет 26 691 208 руб. 74 коп.; кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 33:22:014017:20, площадью 2260 кв.м, составляет 6 106 746 руб.; кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 33:06:030115:4, площадью 2137 кв.м, составляет 11 022 047 руб. 64 коп.; кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 33:06:030108:6, площадью 585 кв.м, составляет 2 884 904 руб. 10 коп.; кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 33:22:014017:16, площадью 15 215 кв.м, составляет 42 193 020 руб. 80 коп.; кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 33:22:032036:7, площадью 5849 кв.м, составляет 32 773 643 руб. 21 коп.; кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 33:22:024211:25, площадью 9570 кв.м, составляет 101 101 690 руб. 80 коп. Основанием для установления указанной кадастровой стоимости земельных участков послужило постановление главы администрации города Владимира от 12.11.2012 № 4720 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области». Согласно Положению, утвержденному приказом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 25.09.2011 № 128 «Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по субъектам Российской Федерации», Филиал осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Также ответчик указал, что филиал не наделен полномочиями по рассмотрению вопросов относительно установления кадастровой стоимости существующих земельных участков; не полномочен давать какие-либо заключения в отношении отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Кроме того, ответчик пояснил, что кадастровая оценка на территории Владимирской области проведена в соответствии с требованиями Закона № 135-ФЗ. В соответствии со ст. 24.19 Закона, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются "положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии". В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Также ответчик полагает, что действующее законодательство указывает на необходимость оспаривания результатов государственной кадастровой оценки, а не на определение либо установление кадастровой стоимости в размере рыночной, данные требования предъявляются в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов. В связи с чем, ответчик считает, что Филиал не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Третье лицо (администрация города Владимира) в отзыве от 12.08.2013 № 27-07-02/1276 исковые требования считает необоснованными и пояснило что, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости. Утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Согласно муниципальному контракту № 01-12/54 администрация города Владимира выступила заказчиком работ по оказанию услуг по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Владимирской области. Исполнителем по указанному муниципальному соглашению выступило Общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение «ГеоГис». Отчет №33-18 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области по состоянию на 01.01.2012 года содержит однозначный вывод о том, что «для расчета кадастровой стоимости использовались методы и приемы, основанные на рыночных ценах земель, и можно сделать заключение о соответствии полученной кадастровой стоимости рыночным ценам земельных участков».Указанный отчет ООО НПО «ГеоГис» прошел экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, в подтверждение чему имеется положительное экспертное заключение. После проведенных работ, Постановлением Главы администрации города Владимира от 12.11.2012 № 4720 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории МО город Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области. Спорные земельные участки вошли в перечень объектов кадастровой оценки, их кадастровая стоимость была утверждена Постановлением №4720 от 12.11.2012. Постановление №4720 от 12.11.2012 не отменено, является действующим и основанным на законодательстве РФ. Также третье лицо пояснило, что в соответствии с Постановлением ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011, определившим правовую позицию по делам об изменении кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Исковое требование об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, является по своей сути оспариванием кадастровой стоимости спорных земельных участков, т.к. истец полагает, что государством были нарушены его права посредством установления и внесения кадастровой стоимости, установленной Постановлением № 4720 от 12.11.2012. Администрация города Владимира, полагает, что установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков определена верно, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Третье лицо (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области) в отзыве от 30.08.2013 № 09-9265 считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению и пояснило, что в обоснование заявленных требований истец указывает на постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011г. №913/11. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в указанном постановлении, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в данном случае не являются. Федеральным законом от 22.07.2010г. № 167-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 26.07.2010, Закон № 135-ФЗ дополнен главой III. 1 «Государственная кадастровая оценка», установившей особенности рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно части 1 статьи 24.19 Закона № 135-ФЗ (в редакции Закона № 167-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, третье лицо полагает, что ссылка истца на постановление № 913/11 является необоснованной, поскольку в настоящее время, могут быть оспорены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка.
Третье лицо (ООО НПО «ГеоГИС») в заключении от 27.08.2013 № 270 считает заявленные требования необоснованными и сообщило, что работа по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Владимирской области для нужд администрации города Владимира проводилась в рамках муниципального контракта № 01-12/54 от 08.06.20012. Порядок проведения кадастровой оценки земель осуществлялся в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, в том числе и в соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года№ 316 (Правила), Федеральным законом от 29.07.98 г. №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Методическими указаниямио государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 №39), техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 №17/015, федеральными стандартами оценки (ФСО №1-4), иными стандартами и правилами оценочной деятельности. В соответствии с требованиями контракта отчет по определению кадастровой стоимости прошел проверку и имеет экспертное заключение о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости требованиям законодательства Российской Федерации. По условиям контракта данный отчет и экспертное заключение предоставлялись заказчику работ - Администрации города Владимира.
Кроме того, третье лицо пояснило, что понятия кадастровая стоимость и рыночная стоимость в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 3, ст. 24.11) не являются тождественными, определяются с помощью разных способов, с применением разных методов и для разных целей.
Третье лицо (администрация Владимирской области) заключение по иску не представило.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 23.03.2012 № 13637 аренды земельного участка площадью 9842 кв.м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 145, для содержания здания склада.
Срок аренды определен в пункте 2.1. договора определен с 15.03.2012 по 31.12.2015.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 № 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:014017:67 составляет 26 691 208 руб. 74 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 № 13/02-10/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК «Центр Делового Развития и Консалтинга «ТРАСТ», рыночная стоимость земельного участка площадью 9842 кв.м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, по состоянию на 01.01.2012, составляет 11 774 000 руб.
Из экспертного заключения НП «Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки» от 20.02.2013 № 0025-НП/13-6 следует, что отчет от 15.02.2013 № 13/02-10/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 9842 кв.м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 17.10.2005 № 9353 аренды земельного участка площадью 2260 кв.м, с кадастровым номером 33:22:014017:20, расположенного по адресу: участок находится примерно в 50 м по направлению на юг от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 145, для содержания площадки для открытого хранения.
Срок аренды определен в пункте 2.1. договора - с 18.03.2005 по 31.12.2015.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 № 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:014017:20 составляет 6 106 746 руб.
Согласно отчету от 15.02.2013 № 13/02-11/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК «Центр Делового Развития и Консалтинга «ТРАСТ», рыночная стоимость земельного участка площадью 2260 кв.м, с кадастровым номером 33:22:014017:20, по состоянию на 01.01.2012, составляет 4 353 000 руб.
Из экспертного заключения НП «Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки» от 20.02.2013 № 0025-НП/13-3 следует, что отчет от 15.02.2013 № 13/02-11/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 2260 кв.м, с кадастровым номером 33:22:014017:20, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 02.06.2009 № 12409 аренды земельного участка площадью 2137 кв.м, с кадастровым номером 33:06:030115:4, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, мкр. Оргтруд, ул. Октябрьская, д. 14, для содержания помещений магазина.
Срок аренды определен в пункте 2.1. договора - с 14.05.2008 по 01.03.2017.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 № 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:06:030115:4 составляет 11 022 047 руб. 64 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 № 13/02-16/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК «Центр Делового Развития и Консалтинга «ТРАСТ», рыночная стоимость земельного участка площадью 2137 кв.м, с кадастровым номером 33:06:030115:4, по состоянию на 01.01.2012, составляет 1 223 000 руб.
Из экспертного заключения НП «Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки» от 20.02.2013 № 0025-НП/13-2 следует, что отчет от 15.02.2013 № 13/02-16/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 2137 кв.м, с кадастровым номером 33:06:030115:4, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 26.08.2008 № 12099 аренды земельного участка площадью 585 кв.м, с кадастровым номером 33:06:030108:6, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, мкр. Оргтруд, ул. Рабочая, д. 2а, для содержания здания магазина.
Срок аренды определен в пункте 2.1. договора - с 14.05.2008 по 01.12.2016.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 № 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:06:030108:6 составляет 2 884 904 руб. 10 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 № 13/02-15/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК «Центр Делового Развития и Консалтинга «ТРАСТ», рыночная стоимость земельного участка площадью 585 кв.м, с кадастровым номером 33:06:030108:6, по состоянию на 01.01.2012, составляет 335 000 руб.
Из экспертного заключения НП «Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки» от 20.02.2013 № 0025-НП/13-1 следует, что отчет от 15.02.2013 № 13/02-15/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 585 кв.м, с кадастровым номером 33:06:030108:6 соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 27.04.2006 № 9352 аренды земельного участка площадью 15 215 кв.м, с кадастровым номером 33:22:014017:16, расположенного по адресу: местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира - нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Владимирская область г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 143, для содержания зданий и сооружений по оказанию ритуальных услуг.
Срок аренды определен в пункте 2.1. договора - с 18.03.2005 по 31.12.2015.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 № 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:014017:16 составляет 42 193 020 руб. 80 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 № 13/02-13 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК «Центр Делового Развития и Консалтинга «ТРАСТ», рыночная стоимость земельного участка площадью 15 215 кв.м, с кадастровым номером 33:22:014017:16, по состоянию на 01.01.2012, составляет 13 173 000 руб.
Из экспертного заключения НП «Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки» от 20.02.2013 № 0025-НП/13-7 следует, что отчет от 15.02.2013 № 13/02-13 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости площадью 15 215 кв.м, с кадастровым номером 33:22:014017:16, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 11.07.1994 № 436/0794 аренды земельного участка с кадастровым номером 33:22:032036:7, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, ул. Воровского, д. 14, 16, для содержания административного здания.
Срок аренды определен в пункте 1.4. договора и составляет 40 лет.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 № 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:032036:7 составляет 73 512 805 руб. 56 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 № 13/02-14/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК «Центр Делового Развития и Консалтинга «ТРАСТ», рыночная стоимость земельного участка площадью 5849 кв.м, с кадастровым номером 33:22:032036:7, по состоянию на 01.01.2012, составляет 21 101 000 руб.
Из экспертного заключения НП «Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки» от 20.02.2013 № 0025-НП/13-4 следует, что отчет от 15.02.2013 № 13/02-14/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 5849 кв.м, с кадастровым номером 33:22:032036:7, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 14.09.2005 № 9280 аренды земельного участка площадью 9570 кв.м, с кадастровым номером 33:22:024211:25, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, ул. 16 лет Октября, д. 2а, для содержания зданий и сооружений.
Срок аренды определен в пункте 2.1. договора - с 05.09.2005 по 01.04.2010.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 № 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:024211:25 составляет 101 101 690 руб. 80 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 № 13/02-12/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК «Центр Делового Развития и Консалтинга «ТРАСТ», рыночная стоимость земельного участка площадью 9570 кв.м, с кадастровым номером 33:22:024211:25, по состоянию на 01.01.2012, составляет 9 724 000 руб.
Из экспертного заключения НП «Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки» от 20.02.2013 № 0025-НП/13-5 следует, что отчет от 15.02.2013 № 13/02-12/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 9570 кв.м, с кадастровым номером 33:22:024211:25, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Владимирский областной союз потребительских обществ, ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:014017:67, 33:22:014017:20, 33:06:030115:4, 33:06:030108:6, 33:22:014017:16, 33:22:032036:7, 33:22:024211:25, их рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011№ 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица,
нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета
и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для
определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Достоверность определения кадастровой стоимости, принадлежащего истцу земельного участка, не является предметом оспаривания по данному делу.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно представленному Владимирским областным союзом потребительских обществ отчету от 15.02.2013 № 13/02-10/зу, рыночная стоимость земельного участка площадью 9842 кв.м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, составляет 11 774 000 руб.
В соответствии с представленным Владимирским областным союзом потребительских обществ отчетом от 15.02.2013№ 13/02-11/зу, рыночная стоимость земельного участка площадью 2260 кв.м., с кадастровым номером 33:22:014017:20, составляет 4 353 000 руб.
Согласно представленному Владимирским областным союзом потребительских обществ отчету от 15.02.2013 № 13/02-16/зу, рыночная стоимость земельного участка площадью 2137 кв.м., с кадастровым номером 33:06:030115:4, составляет 1 223 000 руб.
Из представленного Владимирским областным союзом потребительских обществ отчета от 15.02.2013 № 13/02-15/зу, следует, что рыночная стоимость земельного участка площадью 585 кв.м, с кадастровым номером 33:06:030108:6, составляет 335 000 руб.
В соответствии с представленным Владимирским областным союзом потребительских обществ отчетом от 15.02.2013 № 13/02-13, рыночная стоимость земельного участка площадью 15 215 кв.м., с кадастровым номером 33:22:014017:16, составляет 13 173 000 руб.
Согласно представленному Владимирским областным союзом потребительских обществ отчету от 15.02.2013 № 13/02-14/зу, рыночная стоимость земельного участка площадью 5849 кв.м., с кадастровым номером 33:22:032036:7, составляет 21 101 000 руб.
Из представленного Владимирским областным союзом потребительских обществ отчета от 15.02.2013 № 13/02-12/зу, видно, что рыночная стоимость земельного участка площадью 9570 кв.м, с кадастровым номером 33:22:024211:25, составляет 9 724 000 руб.
Данные отчеты соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (экспертные заключения от 20.02.2013 № 0025-НП/13-6, от 20.02.2013 № 0025-НП/13-3, от 20.02.2013 № 0025-НП/13-2, от 20.02.2013 № 0025-НП/13-1, от 20.02.2013 № 0025-НП/13-7, от 20.02.2013 № 0025-НП/13-4, от 20.02.2013 № 0025-НП/13-5).
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, доказательств иной величины рыночной стоимости земельных участков, в материалы дела не представлено.
Также не предъявлено доказательств того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков, соответствует рыночной стоимости участков или приближена к ней по значению.
Доводы ответчика и третьих лиц о необоснованности заявленных требований истца, не основательны, в связи с вышеизложенным.
В силу изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии, со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 4, 11, 12, 17, 49, 65, 110, 167-170, 176, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 9 842 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:67 равной его рыночной стоимости, в размере 11 774 000 руб.
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 260 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:20 равной его рыночной стоимости, в размере 4 353 000 руб.
3. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 137 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030115:4 равной его рыночной стоимости, в размере 1 223 000 руб.
4. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 585 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030108:6 равной его рыночной стоимости, в размере 335 000 руб.
5. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 15 215 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:16 равной его рыночной стоимости, в размере 13 173 000 руб.
6. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 5 849 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032036:7 равной его рыночной стоимости, в размере 21 101 000 руб.
7. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 9 570 кв. м, с кадастровым номером 33:22:024211:25 равной его рыночной стоимости, в размере 9 724 000 руб.
8. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельных участках:
с кадастровым номером 33:22:014017:67, площадью 9 842 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 11 774 000 руб.;
с кадастровым номером 33:22:014017:20, площадью 2 260 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 4 353 000 руб.;
с кадастровым номером 33:06:030115:4, площадью 2 137 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 1 223 000 руб.;
с кадастровым номером 33:06:030108:6, площадью 585 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 335 000 руб.;
с кадастровым номером 33:22:014017:16, площадью 15 215 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 13 173 000 руб.;
с кадастровым номером 33:22:032036:7, площадью 5 849 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 21 101 000 руб.;
с кадастровым номером 33:22:024211:25, площадью 9 570 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 9 724 000 руб.;
9. Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва, в пользу Владимирского областного союза потребительских обществ, г. Владимир, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 28 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.Ф.Киселева