ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-2951/20 от 09.06.2020 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир

16 июня 2020 года                                                                               Дело № А11-2951/2020

Резолютивная часть решения объявлена 09.06.2020.

В полном объеме решение изготовлено 15.06.2020.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Угрюмовой М.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества "Владимирский хлебокомбинат" (600020, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

об отмене постановления территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области (600005, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)  от 05.03.2020 по делу об административном правонарушении № 56-23-Н/20 о наложении административного штрафа.

В судебном заседании приняли участие:

АО "Владимирский хлебокомбинат": ФИО1 – представитель (доверенность от 12.09.2019 № 74 сроком действия один год, диплом, паспорт);

Владимирстат: ФИО2 – представитель (доверенность от 06.05.2020 сроком действия шесть месяцев, диплом, паспорт).

Акционерное общество "Владимирский хлебокомбинат" (далее –
АО "Владимирский хлебокомбинат") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с жалобой от 13.03.2020, в котором просит отменить постановление территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области (далее – Владимирстат) от 05.03.2020 № 56-23-Н/20 о привлечении АО "Владимирский хлебокомбинат" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

В судебном заседании 02.06.2020, в котором в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 09.06.2020, представитель АО "Владимирский хлебокомбинат" поддержал заявленное требование.

Владимирстат представил в материалы дела отзыв от 06.05.2020, в котором указывает на необоснованность заявленного АО "Владимирский хлебокомбинат" требования.

Представитель Владимирстата в заседании суда поддержал изложенную в отзыве позицию.

Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Владимирстатом установлено, что первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения
№ 23-Н "Сведения о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии" за 2019 год при сроке предоставления – 1 февраля после отчетного года, фактически представлены АО "Владимирский хлебокомбинат" – 20.02.2020.

По данному факту Владимирстатом составлен протокол об административном правонарушении от 27.02.2020 и вынесено постановление от 05.03.2020 № 56-23-Н/20 о привлечении АО "Владимирский хлебокомбинат" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

АО "Владимирский хлебокомбинат" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об отмене указанного постановления Владимирстата.

В обоснование заявленного требования АО "Владимирский хлебокомбинат" поясняет, что не оспаривает факт совершения вменяемого правонарушения, просит признать правонарушение малозначительным. При этом АО "Владимирский хлебокомбинат" указывает, что административное правонарушение совершено впервые, отсутствует умысел в совершении нарушения, вредные последствия правонарушения, указывает на сложное финансовое положение организации и несоразмерность штрафа последствиям правонарушения.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях АО "Владимирский хлебокомбинат" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации.

Данное правонарушение посягает на право уполномоченного органа государственной власти получать от субъектов социально-экономической деятельности информацию, необходимую для статистических наблюдений и подготовки официальной статистической информации о положении дел в стране.

Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации. Нарушение порядка представления указанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.

Субъектом правонарушения являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, и юридические лица.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 282-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены в "Положении об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее – Положение).

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона № 282-ФЗ формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами. Приказом Росстата от 27.07.2019 № 419 утверждена форма федерального статистического наблюдения № 23-Н "Сведения о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии" с установленным сроком предоставления респондентами – 1 февраля после отчетного года.

В соответствии с пунктом 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.

Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица.

Из материалов дела следует, что первичная статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения № 23-Н "Сведения о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии" за 2019 год при сроке предоставления 1 февраля после отчетного года, фактически представлена
АО "Владимирский хлебокомбинат" в Владимирстат с нарушением срока – 20.02.2020.

Факт совершения АО "Владимирский хлебокомбинат" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела.

При указанных обстоятельствах вывод Владимирстата о наличии в действиях АО "Владимирский хлебокомбинат" события вменяемого правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Согласно частям 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о том, что АО "Владимирский хлебокомбинат" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

Таким образом, в действиях АО "Владимирский хлебокомбинат" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемое постановление принято Владимирстатом в пределах его полномочий, а также в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении со стороны Владимирстата судом не установлено.

Вместе с тем согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям характеризуется безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности.

Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, предполагающих дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, степень вины правонарушителя, отсутствие умысла в совершении правонарушения, отсутствие вредных последствий, арбитражный суд пришел к выводу о том, что хотя формально действия АО "Владимирский хлебокомбинат" и содержат признаки состава вменяемого административного правонарушения, однако не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В связи с этим рассматриваемое правонарушение может быть квалифицировано как малозначительное.

Арбитражный суд полагает, что производством по делу об административном правонарушении достигнуты цели административного наказания.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Учитывая изложенное, постановление Владимирстата от 05.03.2020 по делу об административном правонарушении № 56-23-Н/20 о наложении административного штрафа подлежит признанию незаконным и отмене в связи малозначительностью совершенного правонарушения.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области от 05.03.2020 по делу об административном правонарушении № 56-23-Н/20 о наложении административного штрафа.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Владимирской области.

Судья                                                                                                         Н.Ю. Давыдова