г. Владимир Дело № А11-2964/2006-К1-6/159
“ 15 ” ноября 2006 г.
Дело рассмотрено по существу 08.11.2006 года. В соответствии с ч.2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме отложено до 15.11.2006 года.
Судья
Ушакова Е.П.
при
ведении протокола судебного заседания судьей Ушаковой Е.П.
рассмотрела в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Горьковская железная дорога", г.Нижний Новгород
к
Министерству финансов Российской Федерации, г.Москва;
3-и лица: 1. Управление социальной защиты населения администрации
г. Владимира;
2. Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, г. Владимир;
3. Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области, г. Владимир
о
взыскании 10 461 руб. 05 коп.
при участии:
от истца: ФИО1 – ведущий юрисконсульт юридической службы ГЖД по доверенности от 19.01.2004 № 26 до 24.12.2006 в порядке передоверия рег. № 4-62; ФИО2 – ведущий юрисконсульт по доверенности от 26.09.2006 № 503 до 24.12.2006 в порядке передоверия рег. № 2-5889;
от ответчика : ФИО3 – специалист ОПО УФК по доверенности от 31.01.2006 № 9 до 31.12.2006 в порядке передоверия рег. № 1-901;
от 3-их лиц: 1. УСЗН – ФИО4 – начальник ОПО по доверенности от 15.06.2006 № 15-01-19/1434;
2. ДФБНП – представитель не явился, надлежаще извещен;
3. ДСЗН - представитель не явился, надлежаще извещен.
установила:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Горьковской железной дороги обратилось с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 8 487 руб. 87 коп. задолженности по компенсации льгот по абонентской плате за телефон, предоставленных в 2004 году в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гражданам, проживающим в городе Владимире.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление социальной защиты населения администрации г. Владимира, Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области.
Заявлением от 11.10.2006 № 4-875/1 истец в порядке ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований до 10 461 руб. 05 коп., а в судебном заседании 08.11.2006 уменьшил размер исковых требований до 9 537 руб. Суд принял эти уточнения.
В части взыскания 924 руб. 05 коп. производство по делу подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец настаивает на взыскании 9 537 руб. в возмещение убытков за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации в лице его представителя – Управления Федерального казначейства по Владимирской области иск не признало, указав на то, что в 2004 году из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Владимирской области была выделена субсидия в размере 152 169,0 тыс. руб. (Приложение № 14 к Федеральному закону "О Федеральном бюджете на 2004 год" от 23.12.2003 № 186-ФЗ). Распределение полученных средств на компенсацию льгот осуществлялось субъектами Российской Федерации в разрезе льгот и льготополучателей самостоятельно. Министерство финансов считает, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение средств в виде субсидий бюджету субъекта Российской Федерации предполагает в обязательном порядке долевое участие субъекта Российской Федерации в финансировании указанного Федерального закона из средств своего бюджета. Ответчик также указал на неправомерность включения суммы НДС в размер предъявленных к возмещению убытков.
Управление социальной защиты населения администрации г.Владимира сообщило о том, что возмещение расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением гражданам льгот по услугам связи в соответствии с Федеральным законом " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производилось в пределах перечисленных финансовым управлением города на соответствующую статью расходов управления средств субсидий, предусмотренных на эти цели в областном бюджете. Согласно отчету за 2004 год на оплату установки и пользования телефоном в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утверждено бюджетных ассигнований, профинансировано и израсходовано 1 167 000 руб. Данные средства управлением израсходованы полностью по целевому назначению, в том числе Горьковской железной дороге перечислено 4092 руб. Управление считает, что обязательства по перечислению истцу бюджетных средств, поступивших по указанной статье расходов, им исполнены полностью.
Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области в отзыве от 08.11.2006 № 04-15 пояснил, что возмещение операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи гражданам, имеющим право на льготы на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должно производиться в соответствии с действовавшим в 2004 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 963 за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Субсидия в размере 152 169,0 млн. руб., выделенная Владимирской области из Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", в полном объеме направлена на финансирование данного закона. Департамент считает, что выделение средств в виде субсидий бюджету субъекта РФ не предполагает в обязательном порядке долевое участие субъекта в финансировании указанного закона из средств своего бюджета.
В соответствии с ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц - Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
В течение 2004 года открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги – филиала ОАО "Российские железные дороги" предоставило 50 процентную скидку от действующего тарифа по абонентской плате за пользование телефоном гражданам, проживающим в г.Владимире и имеющим право на льготу в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на 50% скиду за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
В подтверждение расходов от предоставления льгот данной категории граждан истец представил списки лиц, которым была предоставлена льгота, согласованные с Управлением социальной защиты населения администрации г.Владимира; счета-фактуры; сведения о действовавших тарифах на услуги связи.
По данным истца, в 2004 году им были предоставлены льготы на сумму 13992руб. 06 коп., часть из которых была возмещена, а 9 537 руб. остались невозмещенными, что и послужило основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
Требования истца основаны на ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Изучив представленные доказательства, арбитражный суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Представленные истцом документы подтверждают факт понесения им расходов от предоставления льгот гражданам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по оплате услуг связи.
Размер расходов ответчиками не оспорен. Доказательства полного возмещения истцу этих расходов суду не представлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000г. №963 утверждены Правила возмещения операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот. Данные Правила устанавливают порядок возмещения операторам связи расходов, понесенных ими в результате предоставления льгот по оплате услуг связи инвалидам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно п.2 Правил финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" Министерству труда и социального развития Российской Федерации предусмотрены средства на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам в сумме 2 882 965, 1 тыс. руб.
Государственным контрактом на 2004 г. от 02.02.2004 № 21-юр, заключенным Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Департаментом социальной защиты населения администрации Владимирской области, определяющим направления и порядок взаимодействия сторон по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в части финансирования отдельных федеральных мероприятий и программ, не было предусмотрено финансирование мероприятий по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Министерство финансов Российской Федерации не представило суду доказательства финансирования в 2004 г. из федерального бюджета расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот за услуги связи в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 963, действие которого продлено на 2004 г.
Начиная с 2001 г., в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций, средства которого в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Министерством финансов Российской Федерации на финансирование расходов на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Предоставление и расходование средств Фонда компенсаций производится в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001г. №536.
В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003г. №186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004г." (приложение №14) Владимирской области в 2004г. на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" были выделены субсидии в размере 152 169 000 руб.
Законом Владимирской области от 29.12.2003 № 136-ОЗ "Об областном бюджете на 2004 год" установлено, что порядок распределения и расходования средств, поступивших из федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяется администрацией области. Указанный Порядок утвержден постановлением Губернатора Владимирской области от 11.03.2004 № 158.
Согласно Порядку финансирование Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области на реализацию социальных льгот по закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" осуществляется Главным финансовым управлением администрации Владимирской области в пределах ассигнований, предусмотренных в Фонде компенсаций федерального бюджета и областном бюджете на 2004 год; расходование средств производится муниципальными органами социальной защиты населения; предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется на основе бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке.
Субсидии, полученные Владимирской областью из Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", полностью направлены на финансирование этого закона, что подтверждается отчетом об исполнении областного бюджета на 2004 год. При этом, бюджету г. Владимира перечислено 51 016 тыс. руб. Доказательства нецелевого использования средств субсидий в материалы дела не представлены.
Однако этим постановлением Губернатора не предусмотрено финансирование расходов 50-ти процентной скидки по абонентской плате за телефон по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку действующим в 2004 году Постановлением Правительства от 15.12.2000 № 963 был предусмотрен иной порядок возмещения операторам связи расходов, понесенных в связи с предоставлением указанной льготы.
Материалы дела свидетельствуют о недостаточности средств выделенной субсидии для полного возмещения фактических расходов, связанных с реализацией льгот, установленных федеральным законодательством. Невозмещенные расходы истца, связанные с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством, являются его убытками
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы. Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Пленум также указал, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункты 16, 17, 18 Постановления Пленума).
Следовательно, возникшие у истца убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Однако, иск подлежит удовлетворению частично в сумме 8 082 руб. 20 коп. (за исключением суммы НДС), исходя из следующего:
Согласно пп.1 п.1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В абзаце 2 п.2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При этом под фактической ценой реализации понимается та цена, по которой производит оплату потребитель, а именно – гражданин, имеющий соответствующую льготу. Суммы, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие убытков, связанных с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с ч.1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу относятся на истца и ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. В соответствии с ч.5 ст. 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации истцу подлежит возврату из федерального бюджета 423 руб. 73 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 13239 от 22.03.2006, которое остается в материалах дела.
Руководствуясь ст. ст. 17, ч. 1 ст. 49, 62, 104, ч.1 ст. 110, <...> 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В части взыскания 924 руб. 05 коп. производство по делу прекратить.
2. Взыскать за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 8 082 руб. 20 коп. в возмещение убытков.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
3. В остальной части иска отказать.
4. Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета 423 руб. 73 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 13239 от 22.03.2006, которое остается в материалах дела.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Е.П. Ушакова