АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-3036/2015
03 сентября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена – 27.08.2015.
Полный текст решения изготовлен – 03.09.2015.
В судебном заседании 25.08.2015 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 27.08.2015 до 16 час. 30 мин.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Ушаковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дьяковой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Диет Пром" (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: г. Владимир, Коммунальный спуск, д. 1) об отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области (место нахождения: <...>) от 11.03.2015 по делу об административном правонарушении № 17-59-В/2015, от 11.03.2015 по делу об административном правонарушении № 17-62-В/2015, от 11.03.2015 по делу об административном правонарушении № 17-60-В/2015, от 11.03.2015 по делу об административном правонарушении № 17-61-В/2015,
при участии представителей:
от ООО "Диет Пром": ФИО1 – генерального директора (приказ от 22.03.2010 № 1), ФИО2 - по доверенности от 15.05.2015 (сроком действия на 3 года);
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области: ФИО3 – по доверенности от 18.06.2015 № 28-05-01/1401 (сроком действия до 31.12.2015);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Диет Пром" (далее – Общество, ООО "Диет Пром") обратилось в арбитражный суд с требованиями об отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области (далее – Управление, административный орган) от 11.03.2015 по делу об административном правонарушении № 17-59-В/2015, от 11.03.2015 по делу об административном правонарушении № 17-62-В/2015, от 11.03.2015 по делу об административном правонарушении № 17-60-В/2015, от 11.03.2015 по делу об административном правонарушении № 17-61-В/2015.
При этом, ООО "Диет Пром", не оспаривая факт совершения вмененных ему правонарушений, просило суд применить в рассматриваемом случае статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, указав на устранение выявленных административных правонарушений и совершение их впервые, незначительность пропуска срока предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям; отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и сложное финансовое положение организации.
Управление в отзыве на заявление от 22.04.2015 № 28-05-10/965 просило в удовлетворении заявленных предъявленных отказать, указав на законность и обоснованность оспариваемых постановлений.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления поступила информация Центрального Банка Российской Федерации о нарушении Обществом требований пунктов 3.8, 6.5.1, 9.2.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И).
По результатам проведенных проверочных мероприятий должностным лицом Управления в отношении ООО "Диет Пром" были составлены протоколы от 27.02.2015 №№ 17-59-В/2015, 17-60-В/2015, 17-61-В/2015, 17-62-В/2015 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 6, 6.1, 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев данные протоколы и другие материалы административных дел, Управление вынесло постановления от 11.03.2015 № 17-59-В/2015 о признании ООО "Диет Пром" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении Обществу наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.; от 11.03.2015 № № 17-60-В/2015 о признании ООО "Диет Пром" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении Обществу наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.; от 11.03.2015 № № 17-61-В/2015 о признании ООО "Диет Пром" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении Обществу наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.; от 11.03.2015 № № 17-62-В/2015 о признании ООО "Диет Пром" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении Обществу наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество, не согласившись с данными постановлениями, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет обжалуемое решение в полном объеме.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами не более чем на десять дней - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В силу части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушений, предусмотренных вышеуказанными правовыми нормами, являются общественные отношения в сфере действия валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Объективная сторона правонарушений выражается, в том числе, в нарушении установленных правил оформления паспортов сделок и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые названы в статье 23 данного Закона.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Из содержания частей 1, 2, 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что Центральный банк Российской Федерации является органом валютного регулирования Российской Федерации и для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, он издает в пределах своей компетенции акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В порядке статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Согласно части 1 статьи 20, части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами и порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Порядок оформления паспорта сделки и предоставления резидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении операций в валюте Российской Федерации установлены Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И.
В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И справка о валютных операциях является формой учета по валютным операциям.
В силу пункта 3.6 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И в случае осуществления валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, и (или) со списанием с его расчетного счета в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации в пользу нерезидента, по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в уполномоченный банк следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.
Справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И (пункт 3.7 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И).
Согласно пункту 3.8 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 3.10 - 3.13 и 3.15 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И): при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента.
В силу пункта 9.1 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в банк паспорта сделки, за исключением случая, указанного в пункте 9.5 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы):
- в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров, установленную Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2011 № 40 (далее - статистическая форма учета перемещения товаров), и (или) иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота (подпункт 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И).
Пунктом 9.2. Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И установлено, что справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, представляются резидентом в банк паспорта сделки в следующие сроки (за исключением установленных пунктами 7.3, 7.4, 9.7, 12.9, 13.4, 14.7 и 20.8 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И иных сроков):
- в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И (подпункт 9.2.2 пункта 9.2 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И).
В силу пункта 9.3 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.
В соответствии с пунктом 6.1 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), указанному в главе 5 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки в соответствии с приложением 4 к Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И (по форме 1 при осуществлении валютных операций по контракту и по форме 2 при осуществлении валютных операций по кредитному договору) (далее - ПС) и осуществляет валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, оформившем ПС, либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт (кредитный договор) и ПС по нему, ранее оформленный в другом уполномоченном банке, и (или) через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте, за исключением случаев, указанных в главе 12 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И.
Пунктом 6.5 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И установлено, что резидент для оформления ПС в уполномоченном банке представляет заполненную форму ПС, документы и информацию, на основании которых заполнена указанная форма, в зависимости от того, какое из указанных ниже исполнений обязательств по контракту (кредитному договору) начнется раньше, включая срок их проверки уполномоченным банком, установленный пунктами 6.7 и 6.11 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, не позднее следующих сроков: при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, - не позднее срока, установленного Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И для представления резидентом справки о валютных операциях (пункт 6.5.1 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И); при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, - не позднее срока, установленного Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И для представления резидентом справки о валютных операциях (пункт 6.5.2 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И); при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, а также при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке - нерезиденте, в котором не определена сумма обязательств, - не позднее срока, установленного Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И для представления резидентом справки о валютных операциях при проведении той валютной операции, в результате которой сумма расчетов по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит в эквиваленте 50 тыс. долларов США по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения (пункт 6.5.3 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И); при исполнении обязательств по контракту посредством вывоза с территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации товаров в случае наличия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - не позднее даты подачи декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) (пункт 6.5.4 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И); при исполнении обязательств по контракту посредством вывоза с территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации товаров в случае отсутствия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - не позднее срока, установленного Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И для представления резидентом справки о подтверждающих документах (пункт 6.5.5 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И); при исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - не позднее срока, установленного Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И для представления резидентом справки о подтверждающих документах (пункт 6.5.6 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И); при исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 6.5.1 - 6.5.6 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, не позднее срока, установленного Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И для представления резидентом справки о подтверждающих документах (пункт 6.5.7 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И).
Согласно материалам по делу об административном правонарушении №17-59-В/2015, 06.05.2013, между ООО "Диет Пром", именуемом в дальнейшем Продавец, и ТОО "IDEAL KAZ TRADE", Республика Казахстан, именуемом в дальнейшем Покупатель, был заключен контракт купли-продажи № Э1/2013.
Согласно пункту 1.1 контракта купли-продажи от 06.05.2013 № Э1/2013 Продавец продает, а Покупатель покупает продукцию (далее - товар) производства ООО "Диет Пром" согласно ассортименту, указанному в приложении 1, являющимся неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта от 06.05.2013 № Э1/2013 цена на товар устанавливается в рублях РФ и понимается как FCA (согласно Инкотермс-2010) - склад Продавца, находящейся по адресу: <...>
Общая стоимость по контракту составляет 10 000 000 (десять миллионов) рублей РФ (пункт 2.5 контракта купли-продажи от 06.05.2013 № Э1/2013).
В силу пункта 2.6 контракта купли-продажи от 06.05.2013 № Э1/2013 Покупатель осуществляет 100 % оплату заказанной и поставляемой партии товара на банковский счет Продавца, не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения счета. Датой поставки является дата загрузки транспортного средства Покупателя товаром на складе продавца.
Контракт вступает в действие с момента его подписания обеими сторонами и действует до 31.12.2013 (пункт 9.2 контракта купли-продажи от 06.05.2013 № Э1/2013).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" ООО "Диет Пром" был оформлен паспорт сделки от 02.07.2013 № 13070005/2748/0000/1/1 к контракту купли-продажи от 06.05.2013 № Э1/2013 в уполномоченном банке - АКБ "Банк Москвы" (ОАО). Дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2013.
Дополнительным соглашением от 04.03.2014 № 1 к контракту купли-продажи от 06.05.2013 № Э1/2013 стороны продлили срок действия контракта до 31.12.2014.
Паспорт сделки от 02.07.2013 № 13070005/2748/0000/1/1 переоформлен 20.03.2014 за № 1.
30.07.2014 ТОО "IDEAL KAZ TRADE" произвело оплату по платежному поручению № 125 в сумме 35 350 руб. 90 коп. за товар по контракту купли-продажи от 06.05.2013 № Э1/2013.
Справка о валютных операциях от 11.11.2014, связанная с зачислением денежных средств по платежному поручению от 30.07.2014 № 125 в сумме 35 350 руб. 90 коп., представлена в уполномоченный банк 11.11.2014.
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И Общество обязано было представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях и документ, связанный с зачислением денежных средств в сумме 35 350 руб. 90 коп. в срок не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления (30.07.2014), а именно не позднее 20.08.2014.
Фактически справка о валютных операциях к платежному документу от 30.07.2014 в сумме 35 350 руб. 90 коп. и документы, связанные с проведением указанной валютной операции, в уполномоченный банк были представлены 11.11.2014, то есть с нарушением установленного срока на 83 календарных дня (на 57 рабочих дней).
Таким образом, ООО "Диет Пром" нарушен установленный срок представления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченный банк, установленный пунктом 3.8 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, на 57 рабочих дней, что составляет объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках вышеуказанного контракта контрагент Общества - ТОО "IDEAL KAZ TRADE", 30.07.2014 произвел оплату по платежному поручению № 125 в сумме 35 350 руб. 90 коп. за товар.
ООО "Диет Пром" произвело отгрузку товара в адрес Покупателя по товарной накладной от 07.08.2014 № 672 в сумме 35 388 руб. 70 коп.
Следовательно, в соответствии с пунктом 9.2.2 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И ООО "Диет Пром" обязано было представить справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие отгрузку товара по товарной накладной от 07.08.2014 № 672 в сумме 35 388 руб. 70 коп. в уполномоченный банк в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором была оформлена товарная накладная от 07.08.2014 № 672, а именно не позднее 19.09.2014.
Фактически справка о подтверждающих документах от 11.11.2014, связанная с поставкой по товарной накладной от 07.08.2014 № 672 в сумме 35 388 руб. 70 коп., представлена в уполномоченный банк 11.11.2014, то есть с нарушением установленного срока на 35 рабочих дней.
Таким образом, Общество нарушило установленные сроки представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, установленные пунктом 9.2.2 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что послужило законным основанием для вынесения в отношении Общества оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении № 17-60-В/2015.
Как следует из материалов по делу об административном правонарушении № 17-61-В/2015, между ООО "Диет Пром", именуемом в дальнейшем Продавец, и ТОО "Фирма Пирамида", Республика Казахстан, именуемом в дальнейшем Покупатель, 22.10.2014 был заключен контракт купли-продажи № 1ЭК/2014.
В силу пункта 1.1 контракта от 22.10.2014 № 1ЭК/2014 Продавец продает, а Покупатель покупает продукцию производства ООО "Диет Пром" согласно ассортименту, указанному в приложении № 1, являющимся неотъемлемой частью контракта.
Пунктом 2.1 контракта купли-продажи от 22.10.2014 № 1ЭК/2014 предусмотрено, что цена на товар устанавливается в рублях РФ и понимается как FCA (согласно Инкотермс-2010) - склад Продавца, находящейся по адресу: Республика Казахстан, <...> (супермаркет "Шанырак").
Общая стоимость по контракту составляет 10 000 000 рублей РФ (пункт 2.5 контракта купли-продажи от 22.10.2014 № 1ЭК/2014).
В силу пункта 2.6 контракта купли-продажи от 22.10.2014 № 1ЭК/2014 Покупатель осуществляет 100 % оплату заказанной и поставляемой партии товара на банковский счет Продавца, не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения счета.
Датой поставки является дата загрузки транспортного средства Покупателя товаром на складе продавца (пункт 5.2 контракта купли-продажи от 22.10.2014 № 1ЭК/2014).
Контракт вступает в действие с момента его подписания обеими сторонами и действует до 31.12.2015 (пункт 9.2 контракта купли-продажи от 22.10.2014 № 1ЭК/2014).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" ООО "Диет Пром" оформлен паспорт сделки от 25.11.2014 № 14110026/2748/0000/1/1 к контракту купли-продажи от 22.10.2014 № 1ЭК/2014 в уполномоченном банке - АКБ "Банк Москвы" (ОАО). Дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2015.
27.10.2014 ТОО "Фирма Пирамида" произвело оплату по платежному поручению № 895 в сумме 301 175 руб. 30 коп. за товар по контракту купли-продажи от 22.10.2014 № 1 ЭК/2014.
Справка о валютных операциях от 25.11.2014, связанная с зачислением денежных средств по платежному поручению от 27.10.2014 № 895 в сумме 301 175 руб. 30 коп., представлена в уполномоченный банк 25.11.2014.
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, ООО "Диет Пром" обязано было представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях и документ, связанный с зачислением денежных средств в сумме 301 175 руб. 30 коп., в срок не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления (27.10.2014), а именно не позднее 19.11.2014.
Фактически справка о валютных операциях к платежному документу от 27.10.2014 в сумме 301 175 руб. 30 коп. и документы, связанные с проведением указанной валютной операции, в уполномоченный банк были представлены 25.11.2014, то есть с нарушением установленного срока на 4 рабочих дня.
Таким образом, ООО "Диет Пром" нарушен установленный срок представления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченный банк, предусмотренных пунктом 3.8. Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, что составляет объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.1. статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов по делу об административном правонарушении № 17-62-В/2015 усматривается, что 27.10.2014 ТОО "Фирма Пирамида" во исполнение обязательств по контракту купли-продажи от 22.10.2014 № 1ЭК/2014, произвело оплату по платежному поручению № 895 в сумме 301 175 руб. 30 коп. за товар производства ООО "Диет Пром".
В соответствии с п. 6.5.1 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, ООО "Диет Пром" для оформления ПС в уполномоченном банке обязано было представить заполненную форму ПС, документы и информацию, на основании которых заполнена указанная форма при зачислении валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке - не позднее срока, установленного Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И для представления резидентом справки о валютных операциях.
Согласно пункту 3.8 указанной Инструкции справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 3.10-3.13 и 3.15 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И): при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента.
Следовательно, в соответствии с пунктом 3.8 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, ООО "Диет Пром" обязано было представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях и документ, связанный с зачислением денежных средств в сумме 301 175 руб. 30 коп. в срок не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления (27.10.2014), а именно не позднее 19.11.2014.
Таким образом, в соответствии с пунктом 6.5.1 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, Общество обязано было оформить паспорт сделки к контракту купли-продажи от 22.10.2014 № 1 ЭК/2014 в уполномоченном банке не позднее 19.11.2014.
Фактически, ООО "Диет Пром" оформлен паспорт сделки № 14110026/2748/0000/1/1 к контракту купли-продажи от 22.10.2014 № 1ЭК/2014 в уполномоченном банке - АКБ "Банк Москвы" (ОАО) 25.11.2014.
Таким образом, Обществом нарушены установленные правила оформления паспортов сделок, установленные пунктом 6.5.1 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, чем совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершенных Обществом правонарушений подтверждаются материалами дела (протоколами об административном правонарушении от 27.02.2015 №№ 17-59-В/2015, 17-60-В/2015, 17-61-В/2015, 17-62-В/2015, оспариваемыми постановлениями, иными доказательствами), и по существу заявителем не оспариваются.
Арбитражный суд, проанализировав вышеуказанные документы, пришел к выводу о доказанности Управлением объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных частью 6, частью 6.1 и частью 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом суд считает необходимым отметить, что в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И срок исполнения обязанности представления форм учета и отчетности по валютным операциям исчисляется в рабочих днях, следовательно, и количество дней просрочки исполнения этой обязанности следует исчислять в рабочих днях, а не в календарных, как исчислено Управлением в оспариваемых постановлениях.
Между тем исчисление административным органом количества дней просрочки в календарных днях не повлияло на правомерность выводов Управления о наличии события выявленных административных правонарушений и их правильную квалификацию.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Арбитражным судом установлено, что у Общества имелась реальная возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по частям 6, 6.1, 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем ООО "Диет Пром", как юридическим лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совершенные Обществом административные правонарушения свидетельствует об отсутствии с его стороны надлежащего контроля за соблюдением валютного законодательства и исполнением им публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования и валютного контроля.
Довод Общества о представлении справок о валютных операциях в уполномоченный банк в пределах предусмотренных законодательством сроков не нашел своего подтверждения в процессе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах, выводы Управления о наличии в действиях ООО "Диет пром" составов административных правонарушений, предусмотренных частями 6, 6.1, 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правомерными и обоснованными.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность, а также перечисленных в статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом при рассмотрении дела не установлено.
Судом отдельно рассмотрен вопрос о возможности квалификации совершенных Обществом правонарушений в качестве малозначительных.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом согласно пункту 18.1 указанного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Вменяемые правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования и затрудняют контроль за соблюдением гражданами и юридическими лицами валютного законодательства Российской Федерации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При рассмотрении материалов дела арбитражный суд пришел к выводу о том, что у Общества не имелось препятствий к своевременному представлению в банк справок о валютных операциях и своевременному оформлению паспорта сделки. Общество не доказало в установленном порядке наличие тех обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о невозможности выполнения обязанности по представлению необходимых документов в установленный срок. Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенных правонарушений, ООО "Диет Пром" не приведено.
Сложное финансовое положение Общества, совершение правонарушений впервые и иные приведенные ООО "Диет Пром" обстоятельства учтены административным органом в качестве смягчающих ответственность обстоятельств при назначении административного наказания в минимальном размере.
В силу вышеизложенного, с учетом важности соблюдения экономических интересов Российской Федерации, выражающихся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью, суд не находит оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности Управлением не допущено.
На основании изложенного постановления административного органа от 11.03.2015 по делу об административном правонарушении № 17-59-В/2015, от 11.03.2015 по делу об административном правонарушении № 17-62-В/2015, от 11.03.2015 по делу об административном правонарушении № 17-60-В/2015, от 11.03.2015 по делу об административном правонарушении № 17-61-В/2015 признаются судом законными и обоснованными, а требования Общества – не подлежащими удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Диет Пром" отказать.
2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней с момента его принятия.
Судья Е.В. Ушакова