ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-3262/14 от 30.09.2014 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир                                                               Дело № А11-3262/2014

30 сентября 2014 года  

       Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Поповой З.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи             Мальцевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Эврика" (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация муниципального образования город ФИО1, Владимирская область, г. ФИО1, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения  "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, г. Владимир, г. Владимир, о запрете возведения 3-секционного, 3-х этажного многоквартирного жилого дома, возложении обязанности по приведению земельного участка в первоначальное состояние,  

при участии:  от истца – представитель не явился, надлежащим образом уведомлен;

от ответчика – представитель не явился, надлежащим образом уведомлен;

от третьего лица – представитель не явился, надлежащим образом уведомлен,

установил:

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, г. Владимир, (далее – истец, Государственная инспекция) обратилась в суд исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Эврика", Владимирская обл., г. ФИО1, (далее – ответчик, ООО "Эврика") о запрете возводить 3-секционный, 3-х этажный многоквартирный жилой дом на земельном участке с кадастровым номером 33:17:000501:96, расположенном по адресу: <...>, возложении обязанности по приведению земельного участка с кадастровым номером 33:17:000501:96, расположенного по адресу: <...>, в первоначальное состояние.

В обоснование иска истец сослался на постановление правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 71 "О мерах по сохранению и дальнейшему использованию памятников истории и культуры государственных значений", Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176, Инструкцию о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденную приказом Министерства культуры Союза Советских Социалистических Республик от 13.05.1998 № 205, постановление главы администрации Владимирской области от 17.10.1996 № 489, правила землепользования и застройки г. Александрова, утвержденные решением совета народных депутатов г. ФИО1 от 15.12.2009 № 122, статью 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 130 и 1065 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Истец указал, что согласно проекту зон охраны земельный участок,  принадлежащий на праве собственности ООО "Эврика", с кадастровым номером 33:17:000501:96, расположенный по адресу: <...>, находится в охранной зоне  музея – заповедника. Для данной зоны в соответствии с вышеуказанными нормами права установлены следующие ограничения:  могут выполняться работы по сохранению и восстановлению планировки, зданий, сооружений и благоустройству территории, формирующей историческую среду и окружение памятников. Режим охранной зоны допускает сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и природной среды, в связи с чем на данной территории запрещено строительство зданий и сооружений не характерных для исторической среды и окружения памятников, но возможно восстановление индивидуальной жилой застройки. Запрещено: проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, не относящихся к использованию объекта культуры.  

Учитывая требования действующих норм права на земельном участке запрещено  строительство 3-секционного 3-х этажного многоквартирного жилого дома, так как данное строение не относится к использованию объекта культуры, осуществляемое строительство не является консервацией, реставрацией, восстановлением объектов культурного наследия, а также регенерацией исторической среды, строящийся объект не предназначен для функционирования объектов охраны и сохраняемой застройки.

Администрация муниципального образования город ФИО1 Владимирской области в отзыве от 19.09.2014 № 01.23-1971 указала, что по заявлению ООО "Эврика" постановлением администрации от 30.01.2014 № 34 утвержден градостроительный план земельного участка (ГПЗУ № RU33501101-03) с кадастровым номером 33:17:000501:0096, расположенного по адресу: <...>, под строительство 3-секционного 3-х этажного многоквартирного жилого дома.

При оформлении документов  учитывались правила землепользования и застройки города Александрова, утвержденные решением Совета народных депутатов города Александрова от 15.12.2009 № 122 (ред. от 11.01.2012).

В градостроительном плане участка обозначено назначение объекта капитального строительства в виде 3-секционного 3-х этажного многоквартирного жилого дома, что участок расположен на территории охранной зоны государственного историко-архитектурного музея заповедника "Александровская Слобода", установленной постановлением главы администрации Владимирской области от 17.10.1996 № 489,  и на территории объекта археологического наследия.       

В связи с письмом начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия от 26.02.2014 № ИООКН-60-01-12, администрация внесла изменения в постановление № 34 и в градостроительный план земельного участка № RU 33501101-03,  изложив его в новой редакции. В новой редакции обозначено назначение объекта капитального строительства – жилой дом, выполняющий функцию нейтрализации зданий, дисгармоничных по своему местоположению, высоте, размерам, архитектурным формам и функции по отношению к исторической застройке.

По заявлению ООО "Эврика" 06.03.2014 выдано разрешение на строительство № RU 33501101-13 жилого дома, выполняющего функцию нейтрализации зданий, дисгармоничных по своему местоположению, высоте, размерам, архитектурным формам и функции по отношению к исторической застройке со встроенными нежилыми помещениями, в целях применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Третье лицо, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения  "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, в отзыве пояснило, что по сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с  кадастровым номером 33:17:000302:3 площадью 110 403 кв.м, местоположение, Владимирская обл., Александровский р-н, г. ФИО1, проезд Музейный, д. 20, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для историко-культурного назначения, вид права – постоянное бессрочное пользование Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Александровская слобода".

Земельный участок кадастровый номер 33:17:000501:96 площадью 2302 кв.м, местоположение: <...>, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – строительство блокированных многоквартирных жилых домов этажностью не выше 3-х этажей, малоэтажных многоквартирных жилых домов.

Границы земельного участков установлены в соответствии с действующим земельным законодательством.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.

ООО "Эврика" принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 2302 кв.м, кадастровый номер 33:17:000501:96 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.08.2012 серия 33 АЛ № 504780).

30.01.2014 постановлением администрации г. ФИО1 № 34 утвержден градостроительный план земельного участка (<...>) под строительство 3-секционного и 3-х этажного многоквартирного жилого дома, заказчиком строительства является ООО "Эврика".

06.03.2014  администрацией г. ФИО1 выдано разрешение на строительство № RU 33501101913 жилого дома по адресу: <...>.

В период с 30.01.2014 по 07.02.2014 Государственной инспекцией произведена внеплановая выездная проверка ООО "Эврика".

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к выводу, что требование удовлетворению не подлежит на основании нижеследующего.

Указом Президента Российской Федерации от 20.02.195 № 176 утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Согласно перечню Государственный историко-архитектурный и художественный музей – заповедник  "Александровская слобода" относится к историко-архитектурным музеям – заповедникам и музейным комплексам федерального значения.

Приказом Министерства культуры Союза Советских Социалистических Республик от 13.05.1986 № 203 утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры".

Согласно пункту 41 данной инструкции ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, объявляются решениями Совета Министров СССР или Совета Министров союзной республики государственными историко-культурными заповедниками, охрана которых осуществляется на основании особого о каждом из них положения.

Историко-культурные заповедники подразделяются на заповедники общесоюзного и республиканского значения.

В 1996 году государственное предприятие "Владспецреставрация" разработало научно-проектную документацию "Зоны охраны государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Александровская слобода".

12.06.1996 Министерством культуры Российской Федерации вышеуказанная документация согласована.

17.10.1996 Постановлением главы администрации Владимирской области № 489 установлены зоны охраны музея-заповедника "Александровская Слобода" в соответствии с проектом зон охраны.

Решением Совета народных депутатов г. Александрова от 15.12.2009 № 122 утверждены правила землепользования и застройки г. Александрова.

С учетом требований проекта зон охраны музея-заповедника «Александровская слобода», а так же статьи 8 действующих правил землепользования и застройки на территории города Александрова действуют следующие факторы ограничения и регулирования строительства, которые использованы в качестве зонообразующих при формировании плана градостроительного зонирования: по требованиям охраны объектов культурного наследия: территория объекта культурного наследия; охранная зона объекта культурного наследия; оны регулирования застройки и градостроительных изменений; зона охраняемого ландшафта;      охранная зона культурного слоя; оси визуальных связей.

Статьей 10 правил землепользования и застройки установлено, что в целях более надежного сохранения уникального облика центра города в районе вводятся дополнительные более строгие режимные ограничения по функциональному использованию и параметрам строительных изменений недвижимости.

Статьей 20 правил землепользования и застройки установлен следующий регламент охранной зоны - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Для охранной зоны установлены 2 степени разрешения определенного вида использования в условиях конкретных ограничений: У - использование разрешено при условии проведения комплекса мероприятий, нейтрализующих действие ограничений, либо выполнения ряда специальных требований;  З - использование запрещено безусловно.

В охранной зоне разрешено: любая хозяйственная и научно-исследовательская деятельность на территории охранной зоны объекта культурного наследия проводится только в соответствии с документацией, согласованной с органом государственной охраны культурного наследия, в том числе: консервация, реставрация, восстановление объектов культурного наследия, регенерация исторической среды. Реконструкция и нейтрализация зданий, дисгармоничных по своему местоположению, высоте, размерам, архитектурным формам и функции по отношению к исторической застройке. Снос малоценных построек, не имеющих отношения к объекту культурного наследия, мешающих его обзору и проведению научно-исследовательских и археологических исследований. Строительство отдельных зданий и сооружений, прокладка инженерных коммуникаций допустимы только для обеспечения функционирования объектов охраны и сохраняемой застройки (обоснованное специальным анализом визуально-ландшафтных связей и при условии сохранения особенностей каждого конкретного места). Инженерное благоустройство и оборудование, любые земляные работы на территории охранных зон проводятся при условии археологического наблюдения.

 В охранной зоне запрещено: проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, не относящихся к использованию объекта культуры. Размещение промышленных предприятий, транспортно-складских устройств, АЗС, станций техобслуживания и других сооружений, загрязняющих воздушный и водный бассейны. Строительство скоростных транспортных магистралей и развязок, эстакад, мостов, автостоянок. Строительство воздушных линий электропередач и трансформаторных подстанций, прокладка подземных коммуникаций.

Однако, истцом, в материалы дела не представлено, что на территории города Александрова надлежащим образом утверждены границы зон охраны музея заповедника, а, следовательно, ответчиком строительство ведется на территории охранной зоны музея-заповедника.

Как следует из текста постановления главы администрации Владимирской области от 17.10.1996 № 489 «Об установлении зон охраны музея-заповедника «Александровская Слобода» установлены зоны охраны Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода» в соответствии с проектом зон охраны. При этом название организации, разработавшей данный проект, и дата его разработки в этом постановлении не указаны.

Сведений о том, что вышеназванный проект, разработанный
государственным научно-производственным предприятием «Владспецреставрация», утвержден постановлением главы администрации Владимирской области от 17.10.1996 № 489 не имеется, также данный проект не опубликован в средствах массовой информации для всеобщего ознакомления.

В силу требований статьи 15 Конституции Российской Федерации, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, не подлежит применению при разрешении данного дела.

Согласно пункту 18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года № 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший в пределах своей компетенции акт, которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 и 10 этого Федерального закона сведения, в том числе сведения об индивидуальных обозначениях (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон, описании местоположения границ таких зон, наименовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, реквизитах решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений, содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке) (пункт 20 названного выше Положения).

Согласно пункту 26 этого Положения правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства или их частей в случае, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования       земель и градостроительных    регламентов    в границах данных зон, вправе оспорить решение об их утверждении и (или) соответствующий проект зон охраны объекта культурного наследия в судебном порядке.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляют собой организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений, включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), и имеет целью обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Эти сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

Из системного анализа приведенных нормативных актов следует, что:

сведения об охранных зонах объектов культурного наследия (которые согласно статьям 1 и 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к землям историко-культурного назначения, соответственно, к землям особо охраняемых территорий, т.е. к зонам с особыми условиями использования территорий), их границах, описании этих зон, а также сведения об органах и решениях, установивших эти зоны и их границы органами, принявшими решения о включении объектов культурного наследия в государственный реестр объектов культурного наследия либо об установлении охранных зон, должны быть переданы в органы, осуществляющие кадастровый учет объектов недвижимости;

сведения об охранных зонах объектов культурного наследия, их границах, описании этих зон, а также сведения об органах и решениях, установивших эти зоны и их границы, подлежат обязательному размещению органами, принявшими решения о включении объектов культурного наследия в государственный реестр объектов культурного наследия либо об установлении охранных зон в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности с тем, чтобы граждане, земельные участки которых оказываются в границах охранных зон объектов культурного наследия, могли иметь сведения о возможностях использования принадлежащих им в этих границах земельных участков и защищать свои права на эти участки.

Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, ответчиком, а также подтверждается   Федеральным  государственным бюджетным  учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения  "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, г. Владимир, сведения об охранных зонах объекта культурного наследия - Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Александровская Слобода" и их границах  в не размещены в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности в г. Александрове и Владимирской области, не зарегистрированы в органе, осуществляющем кадастровый учет объектов недвижимости, а также в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость.

Поскольку, как указано выше, установление охранных зон объектов культурного наследия и их границ должно осуществляться нормативно-правовым актом, а в соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Следовательно в материалах дела отсутствуют доказательства того,  что ООО «Эврика» осуществляет строительство 3-х секционного, 3-х этажного многоквартирного жилого дома в границах  зоны охраны государственного историко-архитектурного и художественного музея «Александровская слобода».  

С учетом изложенного требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 4, 17, 48, 150, 198-200, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального  кодекса  Российской  Федерации,

    РЕШИЛ:

        В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                               З.В. Попова