ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-3264/07 от 25.10.2007 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

______________________________________________

600025, г.Владимир, Октябрьский проспект, 14

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир

31 октября 2007 года Дело № А11-3264/2007-К1-12/44

резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2007 года

полный текст решения изготовлен 31 октября 2007 года

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи Евсеевой Л.Н.,

при ведении протокола судьёй Евсеевой Л.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Заместителя прокурора Владимирской области,

г. Владимир в интересах муниципального образования городской округ г. Ковров

к1.   Муниципальному учреждению "Служба единого заказчика" г. Коврова, г. Ковров

2.   Муниципальному унитарному предприятию г. Коврова "Дорожный ремонтно– строительный участок", г. Ковров

третьи лица:

1  . Администрация г. Коврова;

2.   Ковровский городской Совет народных депутатов

3.   Управление экономики и муниципальной собственности Администрации города Коврова

4.   Управление Федеральной Антимонопольной службы по Владимирской области

о

признании размещения муниципального заказа недействительным и признании недействительным муниципального контракта от 28.04.2007 № 42/07

при участии представителей

истца  : ФИО1 – удостоверение № 132904

ответчиков  : 1  . МУ "СЕЗ" – ФИО2 - по доверенности от 01.02.2007 сроком на 1 год; ФИО3 – по доверенности от 13.03.2007 сроком на 1 год;

2.   МУП "ДРСУ" – не явился, извещен

третьих лиц  : не явились, извещены

установил:

Прокуратура Владимирской области обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском в интересах муниципального образования городской округ города Ковров к муниципальному учреждению "Служба единого заказчика", г. Ковров, муниципальному унитарному предприятию "Дорожный ремонтно-строительный участок", г. Ковров о признании размещения муниципального заказа недействительным и признании недействительным муниципального контракта от 28.04.2007 № 42/07.

Определением от 12.07.2007 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Ковровский городской Совет народных депутатов.

Определением от 02.10.2007 в соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Управление экономики и муниципальной собственности Администрации города Коврова и Управление Федеральной Антимонопольной службы по Владимирской области.

Оспаривая размещение муниципального заказа на выполнение работ по ремонту автодорожных покрытий города Коврова у муниципального унитарного предприятия "Дорожный ремонтно-строительный участок", г. Ковров и муниципальный контракт от 28.04.2007 № 42/07 заключенный между муниципальным учреждением "Служба единого заказчика", г. Ковров и муниципальным унитарным предприятием " Дорожный ремонтно-строительный участок", г. Ковров, заместитель прокурора области указал на нарушение требований пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", мотивировав иск незаконным размещением муниципального заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), ввиду отсутствия обстоятельств непреодолимой силы в городе Коврове.

Ответчики - муниципальное учреждение "Служба единого заказчика", г. Ковров, муниципальное унитарное предприятие "Дорожный ремонтно-строительный участок", г. Ковров, и третьи лица Ковровский городской Совет народных депутатов и Управление экономики и муниципальной собственности Администрации города Коврова, возражая против иска прокурора, указали на отсутствие у него права на обращение с таким иском.

Также ответчики считают, что в связи с аварийной ситуацией улично-дорожной сети в городе Коврове имеются законные основания для размещения муниципального заказа у единственного поставщика (подрядчика), поскольку применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени не целесообразно.

При этом в качестве обоснования наличия непреодолимой силы ответчики представили акты комплексной проверки улично - дорожной сети города Коврова от 30.03.2007, от 02.04.2007, от 04.04.2007, предписания ОГИБДД города Коврова от 26.03.2007, от 10.04.2007, информацию ОГИБДД города Коврова по результатам проведения комплексной проверки улично – дорожной сети города Коврова, поквартальное распределение бюджетных ассигнований на 2007 год.

Управление Федеральной Антимонопольной службы по Владимирской области поддержало иск прокурора, указав на наличие нарушений требований закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа у единственного поставщика, поскольку аварийная ситуация улично – дорожной сети не может расцениваться как обстоятельство непреодолимой силы.

Рассмотрев и проанализировав материалы дела, заслушав доводы и объяснения представителей сторон, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела муниципальное учреждение "Служба единого заказчика", г. Ковров заключило муниципальный контракт № 42/07 от 28.04.2007 на выполнение работ по ремонту автодорожных покрытий города Коврова на основании пункта 2 подпункта 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" без проведения торгов у единственного поставщика согласно вышеуказанного подпункта 6 пункта 2 статьи 55 Закона.

В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решение о способе размещения заказа принимается заказчиком.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев предусмотренных настоящим Федеральным законом. Статьей 55 указанного закона предусмотрены случаи, при которых допускается размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), т.е. без проведения торгов.

В частности подпункт 6 пункта 3 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривает размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени нецелесообразно.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как видно из муниципального контракта от 28.04.2007 № 42/07, основанием для его заключения послужил протокол заседания комиссии по безопасности дорожного движения от 26.04.2007 № 4-07 и подпункт 6 пункт 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Из содержания протокола от 26.04.2007 № 4-07 следует, что на заседании комиссии по безопасности дорожного движения обсуждался вопрос о дополнении перечня дорог, находящихся в аварийном состоянии, а вопросы о способе размещения муниципального заказа и о выборе подрядчика даже не рассматривались и, соответственно, решения по ним не принимались.

Вместе с тем, решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 № 164 "Об утверждении Положения о муниципальном заказе в муниципальном образовании город Ковров" определен уполномоченный орган на осуществление функций по размещению заказов для получателей бюджетных средств – управление экономики и муниципальной собственности администрации города Коврова, в связи с чем комиссия по безопасности дорожного движения не вправе была принимать решение о способе размещения заказа и возлагать на муниципальное учреждение "Служба единого заказчика", г. Ковров обязанность по заключению муниципального контракта с муниципальным унитарным предприятием "Дорожный ремонтно-строительный участок", г. Ковров.

Кроме того, ответчики не доказали факт наличия непреодолимой силы, что не позволило разместить заказ способом, требующим затрат времени. Нахождение улично-дорожной сети города Коврова в аварийном состоянии не может рассматриваться как действия непреодолимой силы, т.е. как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Материалы дела свидетельствуют о том, что администрации города Коврова и муниципальному учреждению "Служба единого заказчика", г. Ковров задолго до размещения муниципального заказа у муниципального унитарного предприятия "Дорожный ремонтно-строительный участок", г. Ковров было известно о необходимости проведения ремонта улично-дорожной сети города (предписание от 09.01.2007).

С учетом изложенного иск прокурора подлежит удовлетворению.

Доводы ответчиков об отсутствии у прокурора права на обращение с таким иском несостоятельны, поскольку статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика – муниципальное учреждение "Служба единого заказчика", г. Ковров.

Руководствуясь статьями 10, 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", статьями 52, 65, 110, 167, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным размещение муниципального заказа на выполнение работ по ремонту автодорожных покрытий города Коврова у Муниципального унитарного предприятия "Дорожный ремонтно-строительный участок", и муниципального контракта от 28.04.2007 № 42/07, заключенного между муниципальным учреждением "Служба единого заказчика", г. Ковров и муниципальным унитарным предприятием "Дорожный ремонтно-строительный участок", г. Ковров.

Взыскать с муниципального учреждения "Служба единого заказчика", г. Ковров в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Исполнительный лист выдать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир или в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород.

Судья Л.Н. Евсеева