АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
"27"октября 2010 года Дело № А11-3264/2010
Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2010. Полный текст решения изготовлен 27.10.2010.
Арбитражный суд Владимирской области в составе
судьи
Батанова Д.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Батановым Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
открытого акционерного общества "Владимироблгаз", г. Владимир,
к 1. Администрации Гороховецкого района Владимирской области, г.Гороховец Владимирской области,
2. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, г. Владимир,
3. Департаменту строительства и архитектуры администрации Владимирской области, г.Владимир,
4. Департаменту финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, г.Владимир,
5. Муниципальному образованию Гороховецкого района в лице администрации Гороховецкого района Владимирской области, г.Гороховец Владимирской области,
о взыскании 2 053 589 руб.,
в судебном заседании приняли участие:
от истца: ФИО1 - старший юрисконсульт юридического отдела правового управления, по доверенности от 21.12.2009 № 214, сроком до 31.12.2010,
от первого ответчика - ФИО2 - по доверенности от 26.05.2010, сроком до 25.05.2011;
от второго ответчика – представитель не явился, извещен;
от третьего ответчика – представитель не явился, извещен;
от четвертого ответчика – ФИО3 – по доверенности от 05.11.2009 № ДФБНП-04-16;
от пятого ответчика - ФИО2 - по доверенности от 26.05.2010, сроком до 25.05.2011,
установил следующее.
Открытое акционерное общество "Владимироблгаз", г.Владимир, обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к администрации Гороховецкого района Владимирской области, г.Гороховец Владимирской области, о взыскании 2 053 589 руб. задолженности за работы, выполненные в соответствии с муниципальным контрактом от 29.08.2008 № 0120-2008-055/2008-31-0065-1148.
Администрация Гороховецкого района Владимирской области в отзывах от 15.06.2010, от 13.07.2010, пояснила, что постановлением Губернатора Владимирской области от 10.04.2008 № 268 "О перечне объектов газификации Владимирской области на 2008 год" утвержден перечень объектов газификации Владимирской области на 2008 год, в который вошел объект "распределительный газопровод низкого давления д.Лучинки"; предполагаемый источник финансирования определен местный бюджет. В дальнейшем источник финансирования не утверждался. На основании вышеуказанного постановления 29.08.2008 администрацией района заключен муниципальный контракт № 0120-2008-055/2008-31-0065-1148 на строительство распределительного газопровода низкого давления д.Лучинки Гороховецкого района. Распределительный газопровод низкого давления д.Лучинки постановлением Губернатора Владимирской области от 11.06.2009 № 456 вошел в утвержденный перечень объектов капитального строительства для областных государственных нужд и включен в областную целевую программу "Социальное развитие селе на период 2009-2012 годов". На основании указанного постановления Губернатора области 28.09.2009 администрацией района заключен договор № 175 с департаментом сельского хозяйства и продовольствия и департаментом строительства и архитектуры администрации области о порядке финансирования мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". В договоре № 175 от 28.09.2009 пунктом 2.2.1 определен главный распорядитель средств по строительству указанного объекта в лице департамента строительства и архитектуры администрации области. Администрация района согласно пункта 2.3.1 договора определена заказчиком строительства данного объекта. Следовательно, не являясь главным распорядителем бюджетных средств, администрация района неправомерно привлечена ответчиком по делу.
Определениями суда от 16.06.2010, 13.07.2010, 04.08.2010 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области, Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, муниципальное образование Гороховецкого района в лице администрации Гороховецкого района Владимирской области.
Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области в отзыве от 13.07.2010 просит в удовлетворении исковых требований к Департаменту отказать, поскольку со стороны последнего были исполнены все обязательства по трехстороннему договору № 175 от 28.09.2009 о порядке финансирования мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Платежными поручениями от 28.09.2009 № 49264, от 28.10.2009 № 54749 и от 16.10.2009 № 52724 в доход бюджета Гороховецкого района департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области перечислены субсидии из федерального бюджета в сумме 976 088 руб. и средства областного бюджета в размере 257 000 руб. К муниципальному контракту № 0120-2008-55/2008-31-0065-1148 от 29.08.2008, ненадлежащее исполнение обязательств по которому явилось предметом настоящего спора, Департамент сельского хозяйства никакого отношения не имеет.
Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области с иском не согласен, указывает, что заключенный муниципальный контракт от 29.08.2008 № 0120-2008-055/2008-31-0065-1148 не имеет признаков трехсторонней сделки, не подписывался Департаментом и не может содержать положений, возлагающих на Департамент финансовые обязательства. Постановление Губернатора Владимирской области от 10.04.2008 № 268 "О перечне объектов газификации Владимирской области на 2008 год" не предполагает финансирование спорного объекта за счет средств областного бюджета. Указывает, что бюджет Владимирской области не имеет кредиторской задолженности по указанным в исковом заявлении обязательствам. В рамках договора № 175 от 28.09.2009 финансовые обязательства областного бюджеты выполнены. Указание в пункте 2.2 контракта в качестве источников финансирования работ областного бюджета и внебюджетных источников противоречит действующему законодательству.
Муниципальное образование Гороховецкого района в лице администрации Гороховецкого района Владимирской области в возражениях от 25.08.2010 на иск просит в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что в соответствии с частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской федерации не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является главным распределителем средств бюджета муниципального образования. Полагает, что муниципальный контракт заключен в интересах неопределенного круга лиц. В соответствии с договором от 28.09.2009 № 175 о порядке финансирования мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на строительство объектов муниципальной собственности, является Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области. Спорный объект принят в государственную собственность.
Ответчики (Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области и Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области) в судебное заседание не явились.
Дело рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области и Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, по имеющимся в деле документам.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил, что по муниципальному контракту № 0120-2008-055/2008-31-0065-1148 от 29.08.2008, заключенному между администрацией муниципального образования Гороховецкого района (заказчиком) и ОАО "Владимироблгаз" (подрядчиком), истец обязался выполнить работы (согласно приложению к заявке на открытый аукцион) по строительству распределительного газопровода низкого давления по д.Лучинки Гороховецкого района , а заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы в установленные контрактом порядке и сроки.
Срок выполнения работ определен до 10 июля 2009 года (пункт 1.2. муниципального контракта).
Цена контракта составила 4 122 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость (далее НДС) 18%, что составляет 628 779 руб. 66 коп. (пункт 2.1 контракта).
Согласно раздела 2 муниципального контракта источником финансирования контракта является областной бюджет, районный бюджет и внебюджетные источники. Оплата производится перечислением заказчиком денежных средств с лицевого счета отдела ЖКХ, транспорта и связи администрации Гороховецкого района на расчетный счет подрядчика. Заказчик перечисляет подрядчику аванс в размере 30% от цены контракта. Оплата выполненных работ производится по мере поступления бюджетных средств после сдачи результатов работ заказчику, оформленных актами сдачи-приемки по установленной форме, и выставляемых подрядчиком платежных документов в пределах лимита финансирования по объекту. Заказчик оплачивает подрядчику затраты по выполненным работам в соответствии со сметами и утвержденным заказчиком сводным сметным расчетом стоимости строительства объекта.
Во исполнение условий муниципального контракта истец выполнил работы и сдал их заказчику по актам выполненных работ формы № КС-2 от 31.10.2008 № 1.1 на сумму 283 491 руб., от 28.11.2008 № 2.1 на сумму 579 516 руб., от 28.11.2008 № 1.3 на сумму 543 612 руб., от 31.12.2008 № 1.2 на сумму 42 160 руб., от 31.12.2008 № 2.3 на сумму 251 624 руб., от 31.12.2008 № 3.1 на сумму 353 186 руб., от 27.02.2009 № 4.1 на сумму 46 704 руб., от 27.02.2009 № 3.3 на сумму 36 724 руб., от 27.02.2009 № 1.4 на сумму 18 447 руб., от 27.02.2009 № 2.2 на сумму 17 386 руб., от 30.04.2009 № 4.3 на сумму 31 033 руб., от 17.09.2009 № 3.2 на сумму 128 009 руб., от 17.09.2009 № 5.3 на сумму 776 293 руб., от 17.09.2009 № 2.4 на сумму 66 185 руб., от 17.09.2009 № 5.1 на сумму 844 724 руб.
Акты выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 от 31.10.2009 № 1 на сумму 283 491 руб., от 28.11.2008 № 1 на сумму 1 123 128 руб., от 31.12.2008 № 3 на сумму 646 970 руб., от 27.02.2009 № 4 на сумму 119 261 руб., от 30.04.2009 № 5 на сумму 31 033 руб., от 17.09.2009 № 6 на сумму 1 815 211 руб. подписаны сторонами без замечаний.
С учетом указанных актов выполненных работ и справок о стоимости работ общая сумма выполненных и принятых работ составила 4 019 094 руб.
Оплата работ произведена частично в сумме 1 965 505 руб.
С учетом акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2009 задолженность муниципального образования Гороховецкого района в лице администрации Гороховецкого района Владимирской области за выполненные работ по муниципальному контракту № 0120-2008-055/2008-31-0065-1148 от 29.08.2008 составила 2 053 589 руб.
Неоплата заказчиком полной суммы выполненных работ послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 3 статьи 764 Гражданского кодекса Российской Федерации по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
В силу частей 2, 3 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 Устава муниципального образования Гороховецкий район, принятого решением Гороховецкого районного Совета народных депутатов, к вопросам местного значения относится организация в границах района электро- и газоснабжения поселений.
Таким образом, из вышеизложенных норм следует, что поскольку при заключении муниципальных контрактов на выполнение работ для муниципальных нужд заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование, в данном случае – муниципальное образование Гороховецкий район в лице администрации Гороховецкого района Владимирской области.
Указание в пункте 2.2. муниципального контракта областного бюджета и внебюджетных источников в качестве источников финансирования контракта противоречит действующему законодательству, поскольку в силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области, Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области не являются сторонами муниципального контракта и не могут нести возникающих из него обязательств.
Постановление Губернатора Владимирской области от 10.04.2008 № 268 "О перечне объектов газификации Владимирской области на 2008 год", не предполагает финансирование объекта - распределительный газопровод по дер.Лучинки Гороховецкого района за счет средств областного бюджета, а в качестве предполагаемого источника финансирования строительства указывает местный бюджет.
Согласно указу Губернатора Владимирской области от 19.06.2006 № 10 "О развитии газораспределительной сети Владимирской области на 2006-2010 годы" администрация области может оказывать помощь органам местного самоуправления по строительству межпоселковых и распределительных газопроводов, а органы местного самоуправления выполняют строительство внутрипоселковых газопроводов и готовят потребителей к приему газа.
Постановлением Губернатора области от 02.09.2009 № 702 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 11.06.2009 № 456 "Об утверждении Перечня объектов капитального строительства для областных государственных нужд на 2009 год" в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" предусмотрено софинансирование из федерального бюджета объекта - распределительный газопровод низкого давления по деревне Лучинки Гороховецкого района, в размере 965 000 рублей; в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" предусмотрено софинансирование из областного бюджета объекта - распределительный газопровод низкого давления по деревне Лучинки Гороховецкого района, в размере 257 000 рублей.
В развитие указанного постановления Губернатора области между Департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, Департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области и администрацией Гороховецкого района заключен договор от 28.09.2009 № 175 "О порядке финансирования мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", которым урегулировано взаимоотношение сторон в целях обеспечения выполнения целевых индикаторов Программы в Гороховецком районе по строительству и вводу в эксплуатацию в 2009 году объектов инженерной инфраструктуры в Гороховецком районе по газификации, в частности, в отношении объекта "Распределительный газопровод по дер.Лучинки Гороховецкого района 1303,6 км.". При этом стороны определяют долевое финансирование в следующих объемах:
субсидии из федерального бюджета 976,088 тыс. рублей;
средства областного бюджета 257,0 тыс. рублей;
средства местного бюджета 685,029тыс. рублей.
При этом в соответствии с подпунктами 2.2.1, 2.2.3 и 2.2.4 от 28.09.2009 № 175 Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на строительство объектов муниципальной собственности и предоставляемых бюджетам муниципальных образований средств в рамках реализации областной адресной инвестиционной программы. В пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования на 2009 год за счет средств областного бюджета в соответствии с приложением № 6 к закону Владимирской области от 19.12.2008 № 214-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и Положением осуществляет финансирование объектов. Перечисляет в доход бюджета Гороховецкого района субсидии из федерального бюджета, предусмотренные для долевого финансирования в 2009 году в пределах лимитов бюджетных обязательств на строительство объектов. Перечисляет средства областного бюджета в доле, соответствующей условиям софинансирования программы.
Платежными поручениями от 28.09.2009 № 49264, от 28.10.2009 № 54749 и от 16.10.2009 № 52724 в доход бюджета Гороховецкого района Департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области перечислены субсидии из федерального бюджета в сумме 976 088 руб. и средства областного бюджета в размере 257 000 руб.
Таким образом, финансовые обязательства по предоставлению субсидий и привлечению средств областного бюджета по договору от 28.09.2009 № 175 выполнены в полном объеме.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии у муниципального образования Гороховецкий район в лице администрации Гороховецкого района Владимирской области обязательств перед открытым акционерным обществом "Владимироблгаз" по оплате 2 053 589 руб. задолженности за работы, выполненные в соответствии с муниципальным контрактом от 29.08.2008 № 0120-2008-055/2008-31-0065-1148 .
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу в сумме 33 267 руб. 94 коп. относятся на муниципальное образование Гороховецкий район в лице администрации Гороховецкого района Владимирской области.
Руководствуясь статьями 4, 17, частью 1 статьи 110, частью 3 статьи 156, статьями 167-170, 176, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
взыскать с муниципального образования Гороховецкий район в лице администрации Гороховецкого района Владимирской области, г.Гороховец Владимирской области,за счет казныв пользу открытого акционерного общества "Владимироблгаз", <...> 053 589 руб.задолженности и 33 267 руб. 94 коп. расходов по государственной пошлине.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья
Д.А. Батанов