ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-3503/13 от 11.06.2013 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13

е-mail: info@vladimir.arbitr.ru, http://vladimir.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир Дело № А11-3503/2013

18 июня 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 18 июня 2013 года.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 06.06.2013 был объявлен перерыв до 11.06.2013.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Рыжковой О.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кавиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокуратуры города Владимира, о привлечении автономной некоммерческой организации Учебный Центр "Автодебют", (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Владимир к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от прокуратуры города Владимира – ФИО1 – удостоверение ТО № 125773,

от автономной некоммерческой организации Учебный Центр "Автодебют"– не явились, извещены (уведомление № 38402).

информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в разделе "Судебное делопроизводство" по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru,

установил:

прокуратура города Владимира (далее – Прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении автономной некоммерческой организации Учебный Центр "Автодебют" (далее – Автошкола) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Автошкола признала факт совершения выявленного административного правонарушения (заявление вх. от 11.06.2013).

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя автономной некоммерческой организации Учебный Центр "Автодебют", надлежащим образом извещенной о месте и времени проведения судебного заседания, по имеющимся в нем доказательствам.

Изучив материалы дела, выслушав заявителя, арбитражный суд установил следующее.

В период с 27.03.2013 по 29.04.2013 Прокуратурой совместно со специалистами Департамента образования администрации Владимирской области была проведена проверка соблюдения автономной некоммерческой организации Учебный Центр "Автодебют" законодательства о лицензировании образовательной деятельности.

В ходе проверки установлено следующее:

- на информационном стенде в учебном кабинете, расположенном по адресу

<...>, отсутствовали расписания занятий и график учебного вождения;

- автошколой не доведена до потребителя, путем размещения в удобном для обозрения месте, информация, содержащая следующие сведения: а) наименование, адрес и телефон органа, выдавшего лицензию на право ведения образовательной деятельности; б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения; в) порядок приема и требования к поступающим; г) форма документа, выдаваемого по окончанию обучения;

- автошколой используется учебная площадка, расположенная по адресу: Владимирская область, Собинский район, 164-км, слева автодороги «Волга-1», предусматривающая только 9 упражнений, упражнения – движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линии, преодоление габаритного тоннеля передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо; проезд перекрестка и железнодорожного переезда не предусмотрены;

- автошкола не организует и не проводит с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры инструкторов по вождению;

- автошкола не обеспечивает открытость и доступность информации на официальном сайте в сети «Интернет» www.avtoshkola33.ru, не размещена следующая информация: дата создания образовательного учреждения; структура образовательного учреждения; персональный состав педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса; копия лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); копия свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения; отчет о результатах самообследования; порядок оказания платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг; сведения, указанные в пункте 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Прокуратура, усмотрев в действиях автономной некоммерческой организации Учебный Центр "Автодебют" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесла постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 29.04.2013 и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в дело доказательства, арбитражный суд признал требование Прокуратуры обоснованным и подлежащим удовлетворению в связи с нижеследующим.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, Автошкола имеет лицензию серии А № 334943 от 26.07.2011 на право ведения образовательной деятельности в соответствии с приложением к лицензии.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Во исполнение статьи 5 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности).

Согласно подпункту «а» пункту 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности следует, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2010 № 636 утверждены Примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий, в том числе на категорию «В» (далее - Примерная программа).

В нарушение требований раздела «Перечень учебных материалов и технических средств обучения для подготовки водителей транспортных средств категории «В» Примерной программы на информационном стенде в учебном кабинете, расположенном по адресу <...>, отсутствовали расписания занятий и график учебного вождения.

Разделом 12 «Примерной программы обучения вождению транспортного средства. Первоначальное обучение вождению» предусмотрено контрольное занятие № 1 (практическое), предусматривающие отработку 12 упражнений на транспортном средстве.

Вместе с тем, Прокуратурой установлено, что автошколой используется учебная площадка, расположенная по адресу: Владимирская область, Собинский район, 164-км, слева автодороги «Волга-1», предусматривающая 9 упражнений: упражнения – движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линии, преодоление габаритного тоннеля передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо; проезд перекрестка и железнодорожного переезда на данной учебной площадке не предусмотрены.

В нарушение пункта 8 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 505, Автошколой не доведена до потребителя, путем размещения в удобном для обозрения месте, информация, содержащая следующие сведения:

а) наименование, адрес и телефон органа, выдавшего лицензию на право ведения образовательной деятельности;

б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

в) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

г) порядок приема и требования к поступающим;

е) форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Согласно подпункту «д» пункту 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности следует, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрены обязательные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, одним из которых является организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Аналогичное требование содержится в Положении о подготовки водителей, утвержденным приказом Департамента образования администрации Владимирской области от 15.05.2007 № 333 (пункт 4.3).

В ходе проверки установлено, что в Автошколе практические занятия по вождению автомобиля проводят 16 водителей, что подтверждается трудовыми договорами, заключенными с индивидуальными предпринимателями ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 и индивидуальными карточками вождения курсантов – ФИО18, ФИО19, ФИО20

В нарушение требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Автошкола не организует и не проводит с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры инструкторов по вождению.

Кроме того, в нарушение пунктов 4, 5 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Автошкола не обеспечивает открытость и доступность информации, указанной в частях 4, 5 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» на официальном сайте в сети «Интернет» www.avtoshkola33.ru, не размещена следующая информация: дата создания образовательного учреждения; структура образовательного учреждения; персональный состав педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса; копия лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); копия свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения; отчет о результатах самообследования; порядок оказания платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг; а также сведения, указанные в пункте 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, Автошколой допущены нарушения подпунктов «а, д» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

В силу пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «г» пункта 5 настоящего Положения.

Материалами дела подтверждено наличие в действиях Автошколы события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт совершения правонарушения признан заинтересованным лицом.

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о виновности Автошколы в совершении вменяемого ей административного правонарушения.

Так, Автошкола не приняла всех зависящих от нее мер по соблюдению действующего законодательства и не представила доказательств существования объективной невозможности для их выполнения.

Таким образом, вывод Прокуратуры о наличии в действиях (бездействии) Автошколы состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правомерным.

Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение Автошколы к административной ответственности, судом не установлено.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом не установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оснований для применения в деле статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражным судом также не установлено.

Арбитражный суд оценил характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Автошколой, и пришел к выводу о том, что существенной угрозой охраняемым общественным отношениям является наличие в действиях Автошколы состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения Автошколой не представлено.

На основании изложенного требование Прокуратуры о привлечении Автошколы к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит удовлетворению.

Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным применить к правонарушителю наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине арбитражным судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрено взыскание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Привлечь автономную некоммерческую организацию Учебный Центр "Автодебют" (ОГРН <***>, ИНН <***>) зарегистрированную по адресу: 600037, <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, на следующие реквизиты: Реквизиты для перечисления штрафа: получатель: УФК по Владимирской области прокуратура Владимирской области (<...>), расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Владимирской области г. Владимир, БИК 041708001, ИНН <***>, ОКАТО 17401000000, КБК 41511690040046000140, КПП 312701001, лицевой счет <***>.

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья О.Ю. Рыжкова