АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13
е-mail: vladimir.info@arbitr.ru, http://vladimir.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-3539/2013
04 октября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена – 30.09.2013.
Решение в полном объеме изготовлено – 04.10.2013.
В судебном заседании 30.09.2013 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 30.09.2013 до 15 час. 30 мин.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Рыжковой О.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судья Полушкиной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования город Камешково Камешковского района (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Камешково, Владимирская области, об отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отдела государственного энергетического надзора по Владимирской области от 29.04.2013 № 11.1–0358пл-Пс/0202-2013 о привлечении к административной ответственности,
при участии представителей:
от администрации муниципального образования город Камешково Камешковского района – ФИО1 – по доверенности от 01.07.2013 сроком действия три года;
от Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отдела государственного энергетического надзора по Владимирской области – ФИО2 – по доверенности от 28.06.2013 сроком до 31.12.2013);
информация о движении дела была размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет по веб-адресу: http://kad.arbitr.ru/,
установил следующее.
Администрация муниципального образование города Камешково Камешковского района (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отдела государственного энергетического надзора по Владимирской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 29.04.2013 № 11.1–0358пл-ПС/0202-2013 о привлечении к административной ответственности.
В обоснование заявленного требования Администрация указала, что 19.12.2012 энергетическое обследование здания по адресу: <...> проведено Муниципальным учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства Камешковского района», учрежденным администрацией Камешковского района. В результате проведенного Муниципальным учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства Камешковского района» энергетического обследования все основные показатели выяснены, получены объективные данные об объеме используемых энергетических ресурсах, определены показатели энергетической эффективности, определены потенциалы энергосбережения.
При повторном проведении энергетического обследования одного и того же здания были бы проведены одни и те же действия, получены аналогичные результаты.
Кроме того, заявителем не оспаривается сам факт совершения административного правонарушения (заявление об уточнении от 30.09.2013 № 01.18.1706).
Управление в отзыве на заявление от 14.06.2013 просило отказать в удовлетворении заявленного требования, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
На основании распоряжения Управления от 19.02.2013 № В-118пр в отношении Администрации была проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по проведению обязательного энергетического обследования в установленный срок.
В результате проверки был составлен акт проверки от 05.03.2013 № 11.1-0118вн-А/0113-2013, в котором зафиксировано отсутствие нарушения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по проведению обязательного энергетического обследования в установленный срок.
Распоряжением Управления от 08.04.2013 № В-358-пр результаты проверки были признаны недействительными. При рассмотрении представленных Администрацией документов Управление пришло к выводу о несоответствии данных документов положениям части 2 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно было выявлено, что энергетический паспорт Рег. № ЭП.003.158-5850-ОБ-06-12 от 19.12.2012 составлен на муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунальным хозяйством».
Установив в действиях Администрации признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило в отношении нее протокол об административном правонарушении от 19.04.2013 № 11.1-0358вн-Пр/0181-2013.
Согласно указанному протоколу, правонарушение выразилось в непроведении в установленный частью 2 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок обязательного энергетического обследования.
Рассмотрев названный протокол и материалы проверки, 29.04.2013 должностное лицо Управления вынесло постановление № 11.1-0358пл-Пс/0202-2013 о назначении Администрации административного наказания по указанной статье, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Администрация, не согласившись с данным постановлением, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под энергетическим обследованием понимается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Энергетической эффективностью в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенных в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
На основании части 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования энергетической эффективности не распространяются на здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основными целями энергетического обследования являются:
1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
2) определение показателей энергетической эффективности;
3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Системный анализ вышеуказанных статей Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих условия и порядок проведения обязательного энергетического обследования, позволяет сделать вывод о том, что обязанность по проведению такого обследования может считаться надлежащим образом исполненной при наличии следующих обстоятельств:
- проведение в соответствии с условиями соглашения энергетического обследования лицом, являющимся членом саморегулируемой организации в области энергетического обследования;
- составление данным лицом энергетического паспорта в соответствии с Требованиями к энергетическому паспорту, составленному по результатам энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, утвержденными приказом Минэнерго России от 19 апреля 2011 года № 182;
- получение в установленные для проведения обязательного энергетического обследования сроки энергетического паспорта лицом, заказавшим энергетическое обследование.
Статья 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает перечень лиц, для которых энергетическое обследование является обязательным, к ним относятся, в том числе, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц.
Данные лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2012, последующие энергетические обследования проводятся не реже чем один раз каждые пять лет.
Администрация является органом местного самоуправления, наделенным правами юридического лица, относящимся к категории лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на которых в соответствии с требованием части 2 статьи 16 названного Федерального закона возложена обязанность по организации и проведению первого энергетического обследования до 31.12.2012.
Исполнение обязанности по проведению обязательного энергетического обследования, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не ставится в зависимость от вида и объема прав таких лиц на здания и помещения, находящихся в их пользовании.
Факт правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 19.04.2013 № 11.1-0358вн-Пр/0181-2013 и оспариваемым постановлением.
В данном случае вина Администрации заключается в непринятии всех мер (несвоевременном их принятии) по соблюдению требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В рассматриваемом случае чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствующих заявителю в соблюдении установленных законодательством требований, судом не установлено.
Таким образом, в действиях Администрации содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, у Управления имелись основания для вынесения оспариваемого постановления.
Вместе с тем, оценив фактические обстоятельства дела и проанализировав правовой характер совершенного правонарушения, суд счел возможным применить в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом Кодекс не содержит исключений применения указанной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Таким образом, административный орган обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Пунктом 17 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 определено, что, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Учитывая изложенное, постановление Управления от 29.04.2013 № 11.1-0358пл-Пс/0202-2013 о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным и отмене в связи с установлением в ходе рассмотрения настоящего дела малозначительности совершенного Администрацией административного правонарушения.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отдела государственного энергетического надзора по Владимирской области от 29.04.2013 по делу об административном правонарушении № 11.1–0358пл-Пс/0202-2013 о привлечении муниципального образования город Камешково Камешковского района к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 руб., признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Владимирской области.
Судья О.Ю. Рыжкова