АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
“ 18 ” августа 2009 года Дело № А11-356/2009
Дело рассмотрено по существу 12.08.2009 года. В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме отложено до 18.08.2009 года.
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
судьи
Ушаковой Е.П.
при ведении протокола судебного заседания
судьёй Ушаковой Е.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Петушки, г.Петушки Владимирской области,
к
1. муниципальному образованию "Поселок Городищи Петушинского района Владимирской области" в лице администрации поселка Городищи, п.Городищи Петушинского района Владимирской области;
2. муниципальному образованию "Петушинский район" в лице финансового управления администрации Петушинского района, г.Петушки Владимирской области;
3. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва,
3-лица:
1.Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, г.Владимир;
2.Департамент образования администрации Владимирской области, г.Владимир;
3.Департамент здравоохранения администрации Владимирской области, г.Владимир;
4.Департамент по культуре администрации Владимирской области, г.Владимир,
о
взыскании 45 109 руб. 14 коп.,
в судебном заседании участвуют представители:
от истца: ФИО1 – юрисконсульт по доверенности от 13.03.2009 № 95 до 13.08.2009;
от 1-го ответчика: представитель не явился, надлежаще извещён;
от 2-го ответчика: представитель не явился, надлежаще извещён;
от 3-го ответчика: ФИО2 – ведущий специалист–эксперт УФК по доверенности от 16.01.2009 № 12-06/85, в порядке передоверия рег. № 3-47;
от третьих лиц:
1.от Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области – ФИО3 – по доверенности от 06.11.2008 № ДФБНП-04-16 на 1 год;
2.от Департамента образования администрации Владимирской области - представитель не явился, надлежаще извещён;
3.от Департамента здравоохранения администрации Владимирской области – представитель не явился, надлежаще извещён;
4.от Департамента по культуре администрации Владимирской области - представитель не явился, надлежаще извещён,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства города Петушки на основании статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к муниципальному образованию "Поселок Городищи Петушинского района Владимирской области" в лице администрации поселка Городищи о взыскании 74 925 руб. 09 коп. в возмещение затрат в связи с предоставлением в 2007 году льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам учреждений образования, культуры и здравоохранения, проживающим в пос.Городищи.
Определениями от 02.03.2009, от 06.04.2009 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, финансовое управление администрации Петушинского района, департамент образования администрации Владимирской области, департамент здравоохранения администрации Владимирской области и департамент по культуре администрации Владимирской области.
Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области пояснил, что порядок оказания мер социальной поддержки, установленных законами Владимирской области от 30.12.2004 №255-ОЗ, от 10.07.2006 № 87-ОЗ и от 02.10.2007 № 120-ОЗ, утвержден постановлением Губернатора области от 05.10.2006 № 681 "О порядке оказания мер социальной поддержки в соответствии с частью 2 статьи 41, статьей 42 главы 14 и главой 15 Закона Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области".
Согласно пункту 5 Порядка средства на предоставление указанных мер социальной поддержки в областных учреждениях предусматриваются в схемах доходов и расходов указанных учреждений и представляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных органам администрации области на указанные цели. Соответствующие главные распорядители средств областного бюджета в установленном порядке перечисляют субсидии бюджетам муниципальных образований на счета территориальных органов управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, открытые для исполнения муниципальных бюджетов. Финансовые органы, на которые возложена обязанность исполнения местного бюджета, в 2-дневный срок после получения от территориальных отделений Федерального казначейства информации о поступлении средств предоставляют реестры для зачисления финансирования на лицевые счета соответствующих главных распорядителей и получателей средств местного бюджета, открытые в отделениях Федерального казначейства Владимирской области, в объемах согласно заявкам, сформированным в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Получателями средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, указанным в главах 14, 15 Закона № 120-ОЗ, в муниципальных образованиях являются соответствующие исполнительные органы местного самоуправления. Кроме того, на главных распорядителей средств областного бюджета возлагаются полномочия по формированию сводной отчетности по указанным мерам социальной поддержки и представление ее в департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области.
Главными распорядителями средств областного бюджета на цели финансирования расходов на оказание мер социальной поддержки работникам учреждений образования, здравоохранения и культуры являются соответственно департамент образования администрации Владимирской области, департамент здравоохранения администрации Владимирской области и департамент по культуре администрации Владимирской области.
Департамент образования администрации Владимирской области, департамент здравоохранения администрации Владимирской области и департамент по культуре администрации Владимирской области пояснили, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, производилось в соответствии с Порядком, предусмотренным постановлением Губернатора Владимирской области от 05.10.2006 № 681; субсидии из областного бюджета перечислены финансовому управлению администрации Петушинского района в полном объеме согласно заявке, остаток неиспользованных средств субсидий на конец отчетного периода отсутствовал.
Определением от 19.05.2009 суд в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве второго ответчика муниципальное образование "Петушинский район" в лице финансового управления администрации Петушинского района.
Финансовое управление администрации Петушинского района сообщило о том, что в 2007 году из областного бюджета были получены субсидии на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам учреждений образования, культуры и здравоохранения в сумме 5944 тыс. руб., которые в полном объеме перечислены по заявкам на финансирование бюджетным учреждениям, администрациям городов и поселков, на балансе которых находились учреждения образования, здравоохранения и культуры. В 2007 году по заявке администрации пос. Городищи перечислено 604,4 тыс. руб., других заявок на финансирование от администрации поселка не поступало. Счета МУП ЖКХ г.Петушки были приняты администрацией поселка. Задолженность, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2008, администрацией поселка Городищи не была передана для оплаты в учреждения образования, здравоохранения и культуры, акт сверки расчетов задолженности между учреждениями не представлен.
Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области считает, что возмещение убытков, вызванных предоставлением в 2007 году льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам учреждений образования, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Определением от 18.06.2009 суд по ходатайству департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области с согласия истца в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек публично-правовое образование "Российская Федерация" в лице Министерства финансов Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего ответчика.
Министерство финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Владимирской области, иск не признало.
Министерство финансов Российской Федерации считает, что надлежащим ответчиком по делу является субъект Российской Федерации – Владимирская область в лице департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, поскольку льготы педагогическим работникам на оплату жилья и коммунальных услуг были установлены законами Владимирской области от 10.07.2006 № 87-ОЗ, от 02.10.2007 № 120-ОЗ; финансирование расходов, предусмотренных этими законами, осуществляется за счёт средств областного бюджета в порядке, установленном постановлением Губернатора от 05.10.2006 № 681.
В процессе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял исковые требования. В окончательном виде истец настаивает на взыскании 45109 руб. 14 коп., составляющей стоимость услуг работникам учреждений образования (без учета НДС) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации (уточнение от 07.07.2009).
Суд принял это уточнение.
Истец в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказался от исковых требований в отношении муниципального образования "Поселок Городищи Петушинского района Владимирской области" в лице администрации поселка Городищи и муниципального образования "Петушинский район" в лице финансового управления администрации Петушинского района.
В отношении муниципального образования "Поселок Городищи Петушинского района Владимирской области" в лице администрации поселка Городищи и муниципального образования "Петушинский район" в лице финансового управления администрации Петушинского района производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается по существу по уточненным требованиям.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 07.08.2009 был объявлен перерыв до 12.08.2009 до 13 час. 00 мин.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие первого и второго ответчиков, третьих лиц: департамента образования администрации Владимирской области, департамента здравоохранения администрации Владимирской области, департамента по культуре администрации Владимирской области.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей, лиц участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
В период с января 2007 года по январь 2008 года истец предоставлял льготы по оплате жилья и услуг по отоплению в соответствии с законами Владимирской области от 30.12.2004 № 255-ОЗ "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения отдельным категориям граждан", от 10.07.2006 № 87-ОЗ "О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа", от 02.10.2007 № 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области" работникам учреждений образования, культуры, здравоохранения, проживающим в <...>.
По данным истца, в бюджете муниципального образования "Поселок Городищи" на 2007 год предусмотрены расходы на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроэнергии в общей сумме 643 000 руб., в том числе: работникам образования – 378,7 тыс. руб., работникам культуры – 114,7 тыс. руб., работникам здравоохранения - 149,6 тыс. руб.
За 2007 год истец начислил 402 043 руб. 34 коп. по оплате за техническое обслуживание жилья и услуг по отоплению работникам учреждений образования, культуры и здравоохранения, проживающим в <...>, из которых истцу было возмещено 327 118 руб. 25 коп.
Неполное возмещение выпадающих доходов истца, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и услуг по отоплению работникам учреждений образования, культуры и здравоохранения, проживающим в поселке Городищи, послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
На дату судебного разбирательства истец настаивает на взыскании за счет казны Российской Федерации 45 109 руб. 14 коп. в возмещение затрат, связанных с предоставлением в 2007 году льгот по оплате жилья и услуг по отоплению работникам учреждений образования, проживающим в <...>.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Законом Владимирской области от 10.07.2006 № 87-ОЗ "О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, работающих в сельской местности, поселках городского типа", который утратил силу с 01.10.2007 в связи с принятием Закона Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ, было предусмотрено, что в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений, работающие в сельской местности, поселках городского типа, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются постановлением Губернатора области.
Согласно пункту 2 статьи 41 Закона Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ, вступившего в силу с 01.10.2007, в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений, работающие в сельской местности, поселках городского типа, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Перечень поселков городского типа устанавливается приложением 1 к настоящему Закону.
Статья 42 данного Закона предусматривает категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.
Факт предоставления истцом льгот указанной категории граждан подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением после 01.01.2005 года потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь ввиду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающих полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенции из федерального бюджета).
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 322-О-П пришел к выводу о том, что, обязав еще в 2003 году субъекты Российской Федерации установить и до 01.01.2005г. ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это означает, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях сельской местности не менее 10 лет, то есть соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
Из названных нормативных актов следует, что Российская Федерация не устранялась до 01.01.2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, и не устраняется после этой даты от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленных законом Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки. Финансовые средства, объем которых должен соотноситься с фактической численностью граждан данной категории, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете, создающем, как указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 23.04.2004 №9-П, надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов.
Таким образом, возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
Доказательства того, что в спорный период из федерального бюджета Владимирской области выделялись средства в виде финансовой помощи на реализацию установленных льгот, суду не представлены.
Следовательно, возмещение расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате оказанных услуг, должно производиться из средств федерального бюджета.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"разъяснено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового органа.
При данных обстоятельствах суд считает требование истца о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации подлежащим удовлетворению.
Таким образом, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу истца подлежит взысканию 45 109 руб. 14 коп. в возмещение убытков.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку истцу при подаче иска была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, а ответчик в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введенным Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ) освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 4, 17, частями 1, 2 статьи 49, статьей 65, пунктом 4 части 1 статьи 150, частями 3, 5 статьи 156, статьями 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Петушки, г.Петушки Владимирской области, 45 109 руб. 14 коп. (сорок пять тысяч сто девять рублей четырнадцать копеек) в возмещение убытков.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
2. В отношении муниципального образования "Поселок Городищи Петушинского района Владимирской области" в лице администрации поселка Городищи, п.Городищи Петушинского района Владимирской области, и муниципального образования "Петушинский район" в лице финансового управления администрации Петушинского района, г.Петушки Владимирской области, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья
Е.П. Ушакова