ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-3687/2021 от 08.08.2022 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, 19

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 августа 2022 года                                                                           Дело № А11-3687/2021

Резолютивная часть решения объявлена 08.08.2022

В полном объеме решение изготовлено 15.08.2022

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Угрюмовой М.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Владагропром" (600014, г. Владимир, ул. Лакина, д. 4а, оф. 12, ОГРН 1093328001887, ИНН 3328464400)

о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (600033, г. Владимир, ул. Офицерская, д. 33А, ИНН 3327818840,
ОГРН 1043301818669) об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 33:04:081101:522 и 33:04:081101:528, содержащихся в уведомлениях от 15.01.2021 № КУВД-001/2020-29579040/1,
от 15.01.2021 № КУВД-001/2020-29578427/1;

об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 33:04:081101:522 и 33:04:081101:528, указав вид разрешенного использования "недропользование".

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

администрация муниципального образования Юрьев-Польский район (601800, Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Шибанкова, д. 33,
ОГРН 1023301254426, ИНН 3326002626);

акционерное общество "Объединенный резервный банк" (115280, г. Москва,
ул. Ленинская Слобода, 19, 32, ОГРН: 1026400001803, ИНН: 6454002730).

В судебном заседании приняли участие:

общество с ограниченной ответственностью "Владагропром": Большакова Ирина Александровна – конкурсный управляющий (паспорт).

Общество с ограниченной ответственностью "Владагропром" (далее –
ООО "Владагропром") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, в котором просит признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее – Управление Росреестра по Владимирской области) об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 33:04:081101:522 и 33:04:081101:528, содержащихся в уведомлениях от 15.01.2021 № КУВД-001/2020-29579040/1, от 15.01.2021
№ КУВД-001/2020-29578427/1; обязать Управление Росреестра по Владимирской области внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 33:04:081101:522 и 33:04:081101:528, указав вид разрешенного использования "недропользование".

В судебном заседании 08.08.2022 представитель ООО "Владагропром" поддержал заявленное требование.

Управление Росреестра по Владимирской области представило в материалы дела отзыв, в котором указывает на необоснованность заявленного
ООО "Владагропром" требования.

К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Юрьев-Польский район, акционерное общество "Объединенный резервный банк".

От администрации муниципального образования Юрьев-Польский район в материалы дела поступил отзыв, в котором третье лицо, сообщает, что изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на один из предусмотренных градостроительным регламентом видов для данной территориальной зоны (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской федерации, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В существующих на данный момент Правилах землепользования и застройки
МО Красносельское отсутствует градостроительный регламент на земли промышленности. В настоящее время разработан проект внесения изменений в генеральный план МО Красносельское. Затем Правила землепользования и застройки будут приведены в соответствие с генеральным планом и установлен градостроительный регламент на земли промышленности.

Проанализировав доводы участвующих в деле лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО "Владагропром" на праве собственности принадлежат земельные участки:

1) кадастровый номер 33:04:81101:528, расположенный по адресу: Владимирская область, Юрьев-Польский район, МО Красносельское (сельское поселение), примерно в 1 800 м по направлению на юго-запад от с.Черкасово, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства;

2) кадастровый номер 33:04:81101:522, расположенный по адресу: участок находится примерно в 900 м по направлению на север от ориентира населенный пункт, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область, Юрьев-Польский район, МО Красносельское (сельское поселение), с.Черкасово, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Администрацией муниципального образования Юрьев-Польский район принято постановление от 22.04.2020 № 373, которым установлено соответствие между видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" земельных участков с кадастровыми номерами 33:04:81101:528, 33:04:81101:522 с видом разрешенного использования "недропользование", установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

ООО "Владагропром" 17.12.2020 обратилось в Управление Росреестра по Владимирской области с заявлениями, в которых просило внести в ЕГРН сведения об изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "недропользование" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 33:04:81101:528, 33:04:81101:522.

Управлением Росреестра по Владимирской области приняты решения об отказе во внесении в ЕГРН соответствующих сведений, поскольку выбранное разрешенное использование "недропользование" по Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, не соответствует разрешенному использованию "для сельскохозяйственного производства" Более того, указанные земельные участки имеют запись о регистрации ипотеки в пользу акционерного общества "Объединенный резервный банк". Однако, письменное согласие акционерного общества "Объединенный резервный банк" (залогодержателя) на момент принятия оспариваемых решений в Управление Росреестра по Владимирской области представлено не было.

ООО "Владагропром" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконными указанных решений Управления Росреестра по Владимирской области.

В обоснование заявленного требования заявитель  указывает, что оспариваемые решения не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявленного требования.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Федеральному закону
"О государственной регистрации недвижимости", а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно части 1 статьи 3 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, таким органом является Управление Росреестра.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

По общему правилу, разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливается, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (пункт 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как указано в части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на один из предусмотренных градостроительным регламентом видов для данной территориальной зоны (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской федерации, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из письма администрации муниципального образования Юрьев-Польский район от 05.03.2022, действие градостроительного регламента на спорные земельные участки не распространяется.

В отзыве от 28.07.2022 администрация муниципального образования Юрьев-Польский район сообщает, что в существующих на данный момент Правилах землепользования и застройки МО Красносельское отсутствует градостроительный регламент на земли промышленности.

В соответствии с частью 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрен общий порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.

Федеральные законы, регламентирующие порядок принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, относимых к категории земель "земли промышленности" (к которым относятся спорные земельные участки) в настоящее время отсутствуют.

Решение уполномоченного органа об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков в Управление Росреестра по Владимирской области заявителем не представлено.

С заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков ООО "Владагропром" представило постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район от 22.04.2020 № 373, которым установлено соответствие между видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" земельных участков с кадастровыми номерами 33:04:81101:528, 33:04:81101:522 с видом разрешенного использования "недропользование".

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540
"Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее – Классификатор).

Как следует из Классификатора, вида разрешенного использования земельного участка "для сельскохозяйственного производства" в настоящее время не существует.

В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014
№ 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 33:04:081101:522, 33:04:081101:528 были образованы из земельных участков с кадастровыми номерами 33:04:081101:500 и 33:04:081101:520, имевших вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель и вид разрешенного использования исходного земельного участка были восприняты вновь образованными земельными участками (33:04:081101:522, 33:04:081101:528).

Впоследствии категория вновь образованных земельных участков изменилась, однако вид разрешенного использования остался прежним, что не противоречило действующему законодательству, поскольку земли промышленности и иного специального назначения могли предоставляться для сельскохозяйственного производства (пункт 6 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 33:04:081101:522, 33:04:081101:528 "для сельскохозяйственного производства" в настоящее время является действительным.

На основаниичасти 13 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Между тем, законодатель разграничил процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка и процедуру установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору.

При установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору этот вид не изменяется.

Компетентный орган лишь дополнительно подтверждает юридический факт легальности прежнего вида разрешенного использования, не предусмотренного в федеральном классификаторе, но установленного ранее, до его вступления в силу. То есть, происходит уточнение вида разрешенного использования. При этом из классификатора выбирается вид разрешенного использования земельного участка, описание которого максимально соответствует "исходному" виду разрешенного использования земельного участка (письмо Минэкономразвития России от 13.12.2018 № Д23и-6661).

При изменении вида разрешенного использования прежний вид изменяется на новый, который функционально отличается от прежнего вида разрешенного использования.

В рассматриваемом случае разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 33:04:081101:522, 33:04:081101:528 соответствует виду разрешенного использования, установленному классификатором – "для сельскохозяйственного использования" (коды 1.1 - 1.20). Вид разрешенного использования – "недропользование" (код 6.1) не соответствует имеющемуся виду разрешенного использования.

В данном случае фактически происходит не уточнение, а изменение вида разрешенного использования земельных участков при отсутствии соответствующего решения уполномоченного органа.

Более того, в соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если в отношении объекта недвижимого имущества или права на объект недвижимости осуществлена государственная регистрация ипотеки, то внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о таком объекте недвижимого имущества осуществляется при наличии письменного согласия залогодержателя.

Согласие акционерного общества "Объединенный резервный банк" (залогодержателя) на момент принятия оспариваемых решений в Управление Росреестра по Владимирской области представлено не было.

Отсутствие документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, влечет отказ органом регистрации прав во внесении в ЕГРН соответствующих сведений (часть 4 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

На основании изложенного, оспариваемые решения Управления Росреестра по Владимирской области приняты в пределах его компетенции, не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы ООО "Владагропром" при осуществлении им предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления
ООО "Владагропром" не имеется.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Владагропром" отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                         Н.Ю. Давыдова