ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-3695/2021 от 25.08.2021 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 19

тел. (4922) 47-23-65, 47-23-41, факс (4922) 47-23-98, http://vladimir.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир                                                                       Дело № А11-3695/2021

"01" сентября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена – 25.08.2021.

Полный текст решения изготовлен – 01.09.2021.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи
Ушаковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по исковому заявлению (заявлению) государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (межрайонного) (адрес: 600007, <...>; ОГРН <***>,
ИНН <***>) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "СЛАВЯНКА КОМПЛЕКТ" (600007, Владимирская область, г. Владимир,
ул. Электрозаводская, д. 1, этаж 5, помещение 7; ОГРН <***>,
ИНН <***>) штрафа в сумме 10 000 руб.,

при участии представителей:

от государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (межрайонного): не явились, извещены;

от общества с ограниченной ответственностью "СЛАВЯНКА КОМПЛЕКТ": не явились, извещены,

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (межрайонное)(далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением) к обществу с ограниченной ответственностью "СЛАВЯНКА КОМПЛЕКТ" (далее – Общество) о взыскании штрафа в сумме 10 000 руб., предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление
в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, за 2019 год (тип формы "дополняющая").

Общество в судебное заседание не явилось, отзыв на исковое заявление (заявление) не представило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено по имеющимся в нем доказательствам в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 07.11.2019 Общество представило
в Управление сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за октябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо; 03.12.2019 – по форме СЗВ-М с типом "исходная" за ноябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо; 10.01.2020 –
по форме СЗВ-М с типом "исходная" за декабрь 2019 года
на 1 застрахованное лицо; 27.02.2020 – по форме СЗВ-СТАЖ с типом "исходная" за 2019 год на 1 застрахованное лицо.

22.06.2020 Общество представило в Управление формы СЗВ-М с типом "дополняющая" за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, СЗВ-СТАЖ с типом "дополняющая" за 2019 год ещё на 5 застрахованных лиц.

Управлением проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в ходе которой выявлен факт представления Обществом отчетности за октябрь, ноябрь, декабрь
2019 года, 2019 год, на застрахованных лиц, отраженных в отчетах по форме СЗВ-М (доп), СЗВ-СТАЖ (доп), с нарушением установленного срока. Результаты проверки отражены в актах от 14.07.2020 № 043
S18200005983,
от 14.07.2020 № 043
S18200005984, от 14.07.2020 № 043S18200005985,
от 14.07.2020 № 043
S18200005986.

Решениями от 18.08.2020 № 043S19200005990, от 18.08.2020
№ 043
S19200005991, от 18.08.2020 № 043S19200005992, от 18.08.2020
№ 043
S19200005989 Общество привлечено к ответственности по статье 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования" в виде финансовой санкции в общей сумме 10 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

На основании данных решений Управление направило в адрес Общества требования от 15.09.2020 № 043S01200005474, от 15.09.2020
№ 043S01200005476, от 15.09.2020 № 043S01200005475, от 15.09.2020
№ 043S01200005477 с предложением уплатить штрафы в срок до 05.10.2020.

В связи с истечением срока для добровольного исполнения требований Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании с Общества штрафа
в сумме 10 000 руб.

Арбитражный суд, изучив материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
в совокупности и взаимосвязи представленные Управлением доказательства, приведенные им доводы, пришел к выводу об отсутствии оснований
для удовлетворения заявленного требования.

Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации
об обязательном пенсионном страховании (преамбула Закона).

В силу статьи 15 названного Федерального закона страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев,
если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера,
на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого
на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому
в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

9) документы, подтверждающие право застрахованного лица
на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет
о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией
по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счёта;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии
у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

При этом согласно положениям статьи 15 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь вправе дополнять и уточнять переданные
им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

Индивидуальные сведения представляются страхователями
в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией
о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция № 766н), действующей с 19.02.2017.

Согласно пункту 37 Инструкции № 766н при обнаружении
в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам
и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку,
или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается
в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Абзацем 5 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" также предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается
в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Форма уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 № 1058п (приложение № 5).

В силу пункта 39 Инструкции № 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений
в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции
не применяются.

Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несёт ответственность
в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (абзац 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Из материалов взыскателя следует, что должник представил отчеты
по формам СЗВ-М (дополняющая), СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, за 2019 год, на 5 застрахованных лиц, ранее
не указанных в исходных формах, чем нарушил установленный законом срок представления отчетности.

Доказательства, свидетельствующие о выявлении Управлением ошибки или неполноты в сведениях и направлении в адрес Общества соответствующего уведомления об их устранении, в материалах дела отсутствуют.

В данном случае, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в Управление дополнительных сведений за спорные периоды.

В качестве правового основания для обращения в суд
с рассматриваемым заявлением Управление сослалось на Инструкцию
о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденную приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н
(далее – Инструкция № 211н), согласно пункту 40 которой в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным
за соответствующий отчётный период индивидуальных сведений
о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

Вместе с тем данная Инструкция вступила в силу 27.07.2020,
в то время как на момент подачи должником дополняющих отчетных форм (за октябрь-декабрь 2019 года, за 2019 год) действовала Инструкция
№ 766н, которая указанного положения не содержала, а правовая позиция, изложенная, в частности, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702,
от 30.10.2018 № 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975,
от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960, от 20.12.2019№ 306-ЭС19-23114, трактовала положения Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Инструкции № 766н как предоставляющие страхователю возможность самостоятельно дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его
в действие. При этом законодатель вправе распространить новые нормы
на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли
до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации
от 18.01.2005 № 7-О). Однако исходя из закрепленного в части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации положения закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах
и сборах, обратной силы не имеют.

По смыслу действующего законодательства на момент представления отчетов по формам СЗВ-М (дополняющая), СЗВ-СТАЖ (дополняющая)
за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, за 2019 год
, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения (что
не оспаривается Управлением), содержащие, по мнению Управления, ошибки, могут быть исправлены Обществом в соответствии с Инструкцией № 766н, что не свидетельствуют о непредставлении в установленный срок сведений (предоставление сведений с нарушением срока), предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Иная оценка условий применения данной правовой нормы, при которой самостоятельное выявление ошибок плательщиком не освобождает его от применения ответственности, будет стимулировать сокрытие ошибок, приведет к искажению отчетности и нарушению прав граждан в сфере пенсионного законодательства, что не отвечает целям правосудия.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения
на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности за вменяемое ему правонарушение.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Управления.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине между сторонами по делу судом не рассматривается в связи с освобождением органов Пенсионного фонда Российской Федерации от её уплаты согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 71, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

отказать государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (межрайонному) (адрес: 600007, <...>
; ОГРН <***>, ИНН <***>) в удовлетворении требования о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "СЛАВЯНКА КОМПЛЕКТ" (600007, Владимирская область, г. Владимир,
ул. Электрозаводская, д. 1, этаж 5, помещение 7; ОГРН <***>,
ИНН <***>) штрафа в сумме 10 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области
в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                         Е.В. Ушакова