АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13
е-mail: vladimir.info@arbitr.ru, http://vladimir.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир Дело № А11-3747/2012
30 июля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 24.07.2012.
Решение в полном объёме изготовлено 30.07.2012.
В судебном заседании 18.07.2012 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 24.07.2012.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Батраковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.И. Овсянниковой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования Сергеихинское Камешковского района о признании незаконным и отмене предписания Главного управления МЧС России по Владимирской области Управление надзорной деятельности Отдела надзорной деятельности по Камешковскому району от 13.02.2012 № 1/1/1/4/1-4,
при участии представителей:
от заявителя: до перерыва - ФИО1 по доверенности от 10.11.2011, ФИО2 по решению от 07.07.2011 № 11, после перерыва – не явились, извещены;
от заинтересованного лица: не явились, извещены,
установил:
Администрация муниципального образования Сергеихинское Камешковского района (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене предписания Главного управления МЧС России по Владимирской области Управление надзорной деятельности Отдела надзорной деятельности по Камешковскому району (далее – Отдел, административный орган, заинтересованное лицо) от 13.02.2012 № 1/1/1/4/1-4.
В обоснование требований заявитель указывает, что главой Камешковского района было принято постановление от 19.07.2010 № 162 о районном звене территориальной подсистемы РСЧС, согласно которого районное звено РСЧС имеет два уровня: муниципальный уровень, охватывающий территорию всего Камешковского района и объектовый уровень, охватывающий территорию организаций. Иного уровня в виде сельских муниципальных образований, к каким обносится Администрация не предусмотрено, в связи с чем предписание является недействительным.
Заинтересованное лицо отзыв на заявление не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Как видно из материалов, 10 февраля 2012 года административным органом, на основании распоряжения Главного управления МЧС России по Владимирской области Управления надзорной деятельности от 16.01.2012 № 1/1/1, была проведена проверка соблюдения Администрацией, установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В результате проверки выявлены нарушения требований, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановления Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера», а именно: не создан постоянно действующий орган управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне; не создан повседневный орган управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне; не созданы силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне, предназначенные и привлекаемые для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с обнаружением административным органом нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Администрации было выдано предписание от 13.02.2012 № 1/1/1/4/1-4 об устранении выявленных нарушений.
Заявитель, не согласившись с выводами административного органа о нарушении требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства и приведенные ими доводы, арбитражный суд признал требование Администрации обоснованным, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) государственный пожарный надзор представляет собой осуществляемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
В силу статьи 6 названного закона, а также подпункта 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре (далее - Положение о Госпожнадзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Административный регламент МЧС, определяя административные процедуры по осуществлению государственной функции по государственному пожарному надзору, устанавливает, что в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (пункт 20, подпункт 1 пункта 70).
При этом Закон о пожарной безопасности обязывает руководителей организаций выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны (статья 37), указывая на возможность привлечения к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Законом № 294-ФЗ и описан выше.
Согласно Положения «О единой государствами системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденого Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций «в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение вышеназванного постановления Правительства РФ, во Владимирской области принято Постановление Губернатора от 22.03.2004 № 190, которым утверждено Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Владимирской области. В силу данного Положения областная подсистема РСЧС имеет три уровня: территориальный уровень, охватывающий всю территорию области; муниципальный уровень, охватывающий территорию округа, района; города, района в городе, городское, сельское поселение; объектовый уровень, охватывающий территорию организации. На каждом уровне областной подсистемы РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Во исполнение постановления Губернатора Владимирской области, главой Камешковского района 19.07.2010 принято постановление № 162 «О районном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования Камешковский район».
Согласно пункту 5 Положения, утвержденного названным Постановлением № 162, районное звено РСЧС имеет два уровня: муниципальный уровень, охватывающий территорию Камешковского района, объектовый уровень, охватывающий территорию организаций. При этом, согласно Приложения № 1 к Положению, в структуру районного звена РСЧС МО Камешковский район сельские муниципальные образования не включены. На муниципальном уровне создан координационный орган -комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности администрации Камешковского района (КЧС администрации), постоянно действующий орган управления - отдел по делам ГО и ЧС, орган повседневного управления - единая дежурно-диспетчерская служба, сформированы силы и средства постоянной готовности для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации, созданы резервы финансовых и материальных ресурсов.
Таким образом, исходя из приведенного выше постановления администрации Камешковского района № 162 от 19.07.2010 следует, что районное звено РСЧС охватывает территорию всего Камешковского. района. Муниципальное образование Камешковский район, согласно Устава имеет статус муниципального района, охватывающего всю территорию района, в том числе и сельские поселения. Главой Камешковского района обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложены именно на муниципальное образование Камешковский район, что не противоречит действующему законодательству.
Согласно Федерального закона РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано заявителю не обоснованно, поскольку устранение выявленных административным органом нарушений относятся к компетенции администрации Камешковского района, и в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Кроме того, в материалы дела заявителем также представлено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансферов от 28.06.2012, согласно которому Администрация муниципального образования Сергеихинское передает, а Администрация Камешковского района принимает на себя часть полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений в части содержания службы ЕДДС (единой дежурно-диспетчерской службы), действующей на территории муниципального образования Камешковский район.
На основании вышеизложенного требование заявителя подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный с уд
Р Е Ш И Л :
Предписание Главного управления МЧС России по Владимирской области Управления надзорной деятельности Отдела надзорной деятельности по Камешковскому району от 13.02.2012 № 1/1/1/4/1-4 признать недействительным.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.Н. Батракова