600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
30 ноября 2020 года Дело № А11-3751/2020
Резолютивная часть решения объявлена 25.11.2020.
В полном объеме решение изготовлено 30.11.2020.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (600033, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (600033, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), изложенного в уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 11.03.2020 № 35-6027843;
об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) администрация города Владимира (600000, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>);
2) Управление архитектуры и строительства администрации города Владимира (600005, <...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>);
3) финансовый управляющий имуществом гражданина ФИО2 ФИО3;
4) ФИО4;
5) ФИО5;
6) ФИО6.
В судебном заседании приняли участие:
ООО "Гарант": ФИО7 – представитель (доверенность от 28.01.2020 сроком действия до 31.12.2020, ордер от 03.06.2020, удостоверение адвоката); Григорян Андраник Грачикович – генеральный директор (решение от 14.08.2017, паспорт);
Управление Росреестра по Владимирской области: ФИО8 – представитель (доверенность от 30.12.2019 № 84 сроком действия по 31.12.2020, диплом, паспорт);
администрация города Владимира: ФИО9 – представитель (доверенность от 05.11.2020 № 32-21/29 сроком действия до 30.12.2021, диплом, паспорт), ФИО10 – представитель (доверенность от 23.11.2020 № 32-21/34 сроком действия до 30.12.2020, диплом, паспорт);
управление архитектуры и строительства администрации города Владимира: ФИО9 – представитель (доверенность от 05.11.2020 № 32-21/29 сроком действия до 30.12.2021, диплом, паспорт), ФИО10 – представитель (доверенность от 23.11.2020 № 32-21/34 сроком действия до 30.12.2020, диплом, паспорт).
от ФИО5: ФИО11 – представитель (доверенность от 12.02.2018 № 33 АА 1585183 сроком действия три года, паспорт);
от ФИО6: ФИО11 – представитель (доверенность от 11.06.2019 № 78 АБ 7187228 сроком действия десять лет, паспорт);
финансовый управляющий имуществом гражданина ФИО2 ФИО3: ФИО12 – представитель (доверенность от 20.01.2020 № МРИ-015 сроком действия до 31.12.2020, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее – ООО "Гарант") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее – Управление Росреестра по Владимирской области), изложенное в уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 11.03.2020 № 35-6027843; обязать Управление Росреестра по Владимирской области осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, <...>, в соответствии с данными, содержащимися в техническом плане
от 21.10.2019.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Владимира; управление архитектуры и строительства администрации города Владимира; финансовый управляющий имуществом гражданина ФИО2 ФИО3; кадастровый инженер ФИО4; ФИО5; ФИО6.
В судебном заседании 23.11.2020, в котором в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 25.11.2020, представители ООО "Гарант" поддержали заявленное требование.
Управление Росреестра по Владимирской области, финансовый управляющий имуществом гражданина ФИО2 ФИО3, ФИО5 представили в материалы дела отзывы, в которых указываю на необоснованность заявленного ООО "Гарант" требования.
Представители Управления Росреестра по Владимирской области, финансового управляющего ФИО3, ФИО5, ФИО6 просят в удовлетворении заявления ООО "Гарант" отказать.
От Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира в материалы дела поступил отзыв, в котором третье лицо оставляет разрешение спора на усмотрение суда.
Представители администрации города Владимира, управления архитектуры и строительства администрации города Владимира поддержали изложенную в отзыве позицию.
Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 25.11.2016 Управлением капитального строительства администрации города Владимира ООО "Гарант" выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Владимирская область, г. Владимир, <...>.
11 сентября 2019 года в указанное разрешение на строительство внесены изменения на основании корректировки проектной документации.
2 декабря 2019 года управлением архитектуры и строительства администрации города Владимира ООО "Гарант" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, приложением к которому является технический план от 05.06.2019.
4 декабря 2019 года администрация города Владимира обратилась в Управление Росреестра по Владимирской области с заявлением о постановке указанного многоквартирного дома на кадастровый учет. К заявлению были приложены разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.12.2019 и технический план от 21.10.2019.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) Управлением Росреестра по Владимирской области принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости от 10.12.2019, поскольку документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствовали требованиям действующего законодательства.
По мнению Управления Россреестра по Владимирской области, предоставленный технический план от 21.10.2019 не соответствует пункту 43 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, поскольку в нем отсутствуют сведения о том, что нежилые помещения площадью 173,2 кв.м и 176,8 кв.м, расположенные в техническом подполье многоквартирного дома, относятся к общему имуществу в многоквартирном доме. Кроме того, в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 02.12.2019 отсутствуют сведения о нежилых помещениях, что не соответствует приложению № 2 к приказу Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр, которым утверждена форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Для устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, администрации города Владимира было предложено представить технический план и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, подготовленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.
11 декабря 2019 года в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
от 02.12.2019 были внесены изменения с указанием общей площади жилых помещений, площади технического подполья, площади тамбуров и лестничных площадок.
12 декабря 2019 года администрация города Владимира направила в Управление Росреестра по Владимирской области дополнительные документы.
18 декабря 2019 года Управлением Росреестра по Владимирской области принято решение о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета, поскольку дополнительно представленные заявителем документы не устраняют причины приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
11 марта 2020 года Управлением Росреестра по Владимирской области принято решение № 35-6027843 об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости в связи с тем, что причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, не были устранены.
ООО "Гарант" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным указанного решения Управления Росреестра по Владимирской области.
В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы участвующих в судебном заседании лиц, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявленного требования.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-03 орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы
(в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07,2015 № 218-03).
Согласно положениям части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
На основании части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Как предусмотрено частью 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр (приложение № 2 к приказу), исходя из которой общие показатели вводимого в эксплуатацию объекта должны содержать площадь нежилых помещений.
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана (часть 11 статьи 55 Градостроительного кодекса).
В соответствии с пунктом 12 части 3, части 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем (застройщиком) для принятия такого решения технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Подготовка технического плана вводимого в эксплуатацию здания, в том числе многоквартирного дома, обеспечивается застройщиком (часть 2, пункт 12 часть 3, часть 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Требования к оформлению технического плана объекта установлены статьей 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.
Технический план многоквартирного дома в обязательном порядке содержит также полученную по результатам кадастровых работ информацию, необходимую для осуществления государственного кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме (пункт 15 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Согласно пункту 43 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 в графе "3" строки "8" раздела "Характеристики объекта недвижимости" в отношении помещения указывается назначение – "нежилое" или "жилое". Дополнительно для нежилых помещений, предназначенных для обслуживания всех остальных помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении (далее – помещение вспомогательного использования), указываются слова "помещение вспомогательного использования", для нежилых помещений, относящихся к имуществу общего пользования в многоквартирном доме, указываются слова "общее имущество в многоквартирном доме".
В силу пункта 2 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, технический план здания (многоквартирного дома) в обязательном порядке содержит полученные, в том числе, по результатам кадастровых работ сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета всех расположенных в таком здании (многоквартирном доме) помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также помещений вспомогательного использования), включая сведения о местоположении в здании и площади таких помещений.
Часть 4 статьи 8 Федерального закона от13.07.2015 № 218-ФЗ содержит перечень основных сведений об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости, в том числе сведения о местоположении в здании и площадях помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании (пункт 16); сведения о том, что помещение в соответствии с предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности документами, в том числе с проектной документацией, предназначено для обслуживания всех остальных помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении (далее – помещение вспомогательного использования) или такое помещение относится к имуществу общего пользования в многоквартирном доме, если объектом недвижимости является помещение
(пункт 19).
В силу требований части 4 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, в Управление Росреестра по Владимирской области для осуществления государственного кадастрового учета многоквартирного жилого дома по адресу: Владимирская область, г. Владимир, <...>, были представлены разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
от 02.12.2019 и технический план от 21.10.2019.
Из заключения кадастрового инженера, являющегося приложением к техническому плану, следует, что в ходе проведения кадастровых работ образовано здание многоквартирного жилого дома, 32 квартиры и 5 нежилых помещений общего имущества многоквартирного дома.
Из проектной документации, подготовленной в 2015 году и являющейся приложением к техническому плану, следует, что техническое подполье предназначено для прокладки инженерных коммуникаций.
При этом в разделе технического плана "Характеристики помещений в многоквартирном доме" в отношении трех нежилых помещений указано, что данные помещения относятся к общему имуществу в многоквартирном доме. Однако в отношении нежилых помещений площадью 173,2 кв.м и 176,8 кв.м, расположенных в техническом подполье, не имеется указания на принадлежность данных помещений к общему имуществу многоквартирного дома.
Таким образом, представленный в Управление Росреестра по Владимирской области технический план от 21.10.2019 не соответствует требованиям к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.12.2015 № 953.
В представленном для осуществления государственного кадастрового учета разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 02.12.2019 не указаны сведения о нежилых помещениях по форме, утвержденной приказом Минстроя России
от 19.02.2015 № 117/пр.
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 02.12.2019 указано, что данное разрешение недействительно без технического плана, изготовленного кадастровым инженером 05.06.2019. Вместе с тем, технический план от 05.06.2019 в Управление Росреестра по Владимирской области представлен не был.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае у Управления Росреестра по Владимирской области имелись правовые основания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, для принятия решения об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости, поскольку администрацией города Владимира не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета.
В отношении корректировки проектной документации, подготовленной в
2019 году, а также технического плана от 05.06.2019, представленных в ходе рассмотрения настоящего дела в суде, следует отметить, что указанные доказательства должны оцениваться судом с учетом наличия объективных препятствий для их представления в Управление Росреестра по Владимирской области. Вместе с тем, заявитель не пояснил невозможность представления указанных документов в Управление Росреестра по Владимирской области на момент принятия оспариваемого решения.
На основании изложенного, оспариваемое решение Управления Росреестра по Владимирской области, изложенное в уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 11.03.2020 № 35-6027843, принято в пределах его компетенции, и не нарушает права и законные интересы
ООО "Гарант" при осуществлении им предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления
ООО "Гарант" не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Гарант"отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Ю. Давыдова