АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-3765/2018
24 сентября 2018 года
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть объявлена 17.09.2018. Полный текст решения изготовлен 24.09.2018.
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
судьи
Киселевой М.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Титовой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Муромского района Владимирской области, Владимирская область, г. Муром, площадь Крестьянина, д. 6; ОГРН 1063334010695, ИНН 3334008117,
к обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционное финансовое агентство – фонд единого накопления инвестиционного капитала строительства», Владимирская область, г. Муром, ул. Грибоедова, д. 22; ОГРН 1143334001216, ИНН 3334022062,
о взыскании 59 418 руб. 95 коп.,
при участии:
от истца – Евсеева Е.В. – председатель КУМИЗ Муромского район (по удостоверению от 11.01.2016 № 5);
от ответчика – Большакова Д.В. – ликвидатор (по паспорту; по выписке из ЕГРЮЛ).
Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Муромского района Владимирской области, Владимирская область, г. Муром (далее – КУМИЗ Муромского района, истец), обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционное финансовое агентство – фонд единого накопления инвестиционного капитала строительства», Владимирская область, г. Муром (далее – ООО «ИФА-ФЕНИКС», ответчик), о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 21.06.2013 № 1388 в сумме 55 997 руб. 36 коп. за период с 01.01.2016 по 01.12.2017.
Впоследствии истец уточнял исковые требования и в заявлении от 10.09.2018 просит взыскать с ответчика задолженность по договору аренды земельного участка от 21.06.2013 № 1388 в сумме 59 418 руб. 95 коп. за период с 01.01.2016 по 20.06.2018.
Поскольку в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска полностью или частично, арбитражный суд принимает уточнение исковых требований.
Дело подлежит рассмотрению по уточненным требованиям истца.
Ответчик (ООО «ИФА-ФЕНИКС») в отзыве от 28.06.2018, в дополнениях к отзыву от 07.09.2018 исковые требования не признал и указал, что КУМИЗ Муромского района в одностороннем порядке, в нарушение условий договора аренды земельного участка с кадастровым номером 33:15:000319:111 от 21.06.2013 № 1388, заключенного между ООО «ИФА-ФЕНИКС» и КУМИЗ Муромского района, норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации пересмотрел арендную плату за земельный участок с кадастровым номером 33:15:000319:111. Полагает, что постановление главы администрации Муромского района от 21.10.2015 № 1027, постановление от 14.04.2015 № 488 не являются основанием для пересмотра арендной платы по ранее заключенному договору. Из-за систематического нарушения условий договора со стороны КУМИЗ Муромского района, руководством ООО «ИФА-ФЕНИКС» было принято решение согласно пункту 4 подпункта 4.4.5 договора досрочно прекратить договор аренды № 1388. О данном решении 03.07.2017 была направлена претензия в адрес КУМИЗ Муромского района, в связи с чем считает, что договор аренды прекратил свое действие. Также ответчик указал на невозможность использования земельного участка с кадастровым номером 33:15:000319:111 в соответствии с его разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, поскольку земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории, в связи с чем ограничен в обороте. Ответчик сообщил, что 16.09.2016 Арбитражным судом Владимирской области было вынесено решение в пользу ООО «ИФА-ФЕНИКС», в иске Национальному парку «Мещера» о сносе самовольной постройки было отказано. Считает, что на момент рассмотрения дел в суде, договор аренды приостанавливался, и арендная плата не должна была начисляться.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
На основании постановления главы Муромского района от 17.06.2013 № 743 между КУМИЗ Муромского района (арендодатель) и ЗАО «ИФА-ФЕНИКС» (в настоящее время – ООО «ИФА-ФЕНИКС») (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 21.06.2013 № 1388 (далее – договор, договор от 21.06.2013 № 1388), в соответствии с разделом 1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 33:15:000319:111, находящийся по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир населенный пункт. Участок находится примерно в 4500 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область, Муромский район, д. Алешунино, для использования в целях: для сельскохозяйственного производства, согласно кадастровому паспорту участка, прилагаемому к настоящему договору, общей площадью 454200 кв.м. На участке отсутствуют объекты недвижимого имущества.
Пунктом 2.1 договора установлен срок аренды участка с 21.06.2013 по 20.06.2018.
Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В силу пунктов 3.1, 3.2 договора размер арендной платы за участок составляет 11 859 руб. 70 коп. в год. Арендная плата вносится арендатором равными долями ежеквартально не позднее 30 марта, 30 июня, 30 сентября и 30 ноября, путем перечисления на расчетный счет УФК по Владимирской области (администрация Муромского района) согласно приложению № 2.
Арендная плата начисляется с момента подписания сторонами акта приема-передачи участка. Исполнением обязательства по внесению арендной платы является предоставление арендодателю копии платежного документа, подтверждающего перечисление арендной платы на расчетный счет, указанный в пункте 3.2 договора. Расчет арендной платы определен в приложении № 2 к договору, которое является неотъемлемой частью договора. Размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункты 3.3, 3.4 договора).
Земельный участок с кадастровым номером 33:15:000319:111 передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 21.06.2013.
Поскольку арендная плата за период с 01.01.2016 по 20.06.2018 не была оплачена ответчиком своевременно и в полной сумме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
ООО «ИФА-ФЕНИКС» не представило в суд доказательств полной оплаты стоимости аренды земельного участка за период с 01.01.2016 по 20.06.2018.
Доводы ответчика о том, что истцом необоснованно, в отсутствие заключенных с ООО «ИФА-ФЕНИКС», и зарегистрированных соглашений об изменении размера арендной платы, производился пересмотр размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 33:15:000319:111, не состоятельны.
Из материалов дела (выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 13.09.2018 № 99/2018/170650614) следует, что земельный участок с кадастровым номером 33:15:000319:111 находится в собственности муниципального образования Муромский район Владимирской области.
Статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» установлено, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Таким образом, арендная плата за пользование государственной (муниципальной) землей должна определяться действующим законодательством, а стороны должны руководствоваться предусмотренным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 33:15:000319:111 заключен 21.06.2013, то есть после вступления в законную силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы. Следовательно, истцом правомерно производился перерасчет арендной платы по договору в соответствии с решениями Совета народных депутатов Муромского района Владимирской области от 18.02.2015 № 9 (в редакциях от 27.01.2016 № 4, от 14.09.2016 № 81, от 28.12.2017 № 76), постановлением главы администрации Муромского района Владимирской области от 21.10.2015 № 1027.
Также неосновательны доводы ответчика о невозможности использования земельного участка.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 33:15:000319:111, из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с договором аренды от 21.06.2013 № 1388 передан 21.06.2013 по акту приема-передачи арендатору – ООО «ИФА-ФЕНИКС», для сельскохозяйственного производства. В данном акте указано, что земельный участок в момент передачи находился в удовлетворительном состоянии, являлся пригодным для использования его по назначению в соответствии с договором. Согласно договору земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен в аренду для сельскохозяйственного производства.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 16.09.2016 по делу № А11-521/2016 по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Мещера» к закрытому акционерному обществу «Инвестиционное финансовое агентство – фонд единого накопления инвестиционного капитала строительства» о сносе самовольной постройки – объекта незавершенного строительства – деревянного дома, расположенного на территории государственного природного заказника федерального значения «Муромский», на земельном участке с кадастровым номером 33:15:000319:111, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир населенный пункт, участок находится примерно в 4500 метров от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Владимирская область, Муромский район, д. Алешунино, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 33:15:000319:111 входит в границы государственного природного заказника федерального значения «Муромский».
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.02.2009 № 36 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Муромский».
Заказник имеет профиль биологического (зоологического) и предназначен для сохранения и восстановления выхухоли, зубра, а также иных редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира и среды их обитания. В разделе 2 Положения определен режим особой охраны территории заказника. Согласно пункту 2.3 Положения на территории заказника хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением настоящего Положения и Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 997 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 37, ст. 4290; 2008, № 12, ст. 1130).
В соответствии с частью 1, частью 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
Согласно части 1, части 2, пункту 1 части 4, пункту 1 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса). Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Таким образом, использование спорного земельного участка, из земель сельскохозяйственного назначения, в целях – для сельскохозяйственного производства в соответствии с договором аренды и вышеназванными нормами, определяющими порядок пользования земельными участками, входящими в границы государственного природного заказника федерального значения «Муромский», возможно. Ответчик не представил доказательств невозможности использования земельного участка.
Также не основательны доводы ответчика о прекращении договора аренды в связи с направлением в адрес истца претензии от 03.07.2017 № 0023 в которой указано на недействительность договора аренды и на то, что он подлежит расторжению.
В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды земельного участка от 21.06.2013 № 1388 срок аренды участка установлен с 21.06.2013 по 20.06.2018.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В статье 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Соглашение о расторжении договора в суд не представлено, односторонний отказ от договора (исполнения договора) договором аренды земельного участка от 21.06.2013 № 1388 не предусмотрен, в судебном порядке договор не расторгался.
Также не состоятельны доводы ответчика о приостановлении договора аренды, поскольку в материалы дела не представлено каких-либо соглашений о приостановлении действия договора, акта возврата земельного участка арендодателю.
В связи с изложенным, требования истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 59 418 руб. 95 коп. подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика. Поскольку в силу части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 4, 11, 12, 17, 49, 65, 110, 167-171, 176, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционное финансовое агентство – фонд единого накопления инвестиционного капитала строительства», Владимирская область, г. Муром, в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Муромского района Владимирской области, Владимирская область, г. Муром, задолженность в сумме 59 418 руб. 95 коп. и в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2377 руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья
М.Ф. Киселева