ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-3875/2023 от 17.08.2023 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, 19

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир Дело № А11-3875/2023

21 августа 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена – 17.08.2023.

Полный текст решения изготовлен – 21.08.2023.

Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Рыжковой О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багровой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Русатом Стекловолокно" (601506, <...>;
ИНН <***>, ОГРН <***>) с заявлением об изменении постановления территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области (600005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) от 29.03.2023 № 30-1-ПИ/23 о наложении административного штрафа,

при участии представителей:

от акционерного общества "Русатом Стекловолокно" – ФИО1 (по доверенности от 21.12.2022 № 52/2022, сроком действия по 02.06.2025);

от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области – ФИО2 (по доверенности от 17.07.2023 № 01-01-18/24, сроком действия один год),

информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в разделе "Судебное делопроизводство" по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru,

установил.

Акционерное общество "Русатом Стекловолокно" (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении постановления территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области (далее – административный орган, Владимирстат)
от 29.03.2023 № 30-1-ПИ/23 о наложении административного штрафа.

Общество в обоснование заявления указало, что размер штрафа не соразмерен последствиям правонарушения, в действиях Общества отсутствует намерение на совершение нарушения, отсутствуют негативные последствия правонарушения в виде ущерба государственным или общественным интересам либо гражданам. Нарушение носит формальный характер. Данное правонарушение совершено впервые, ранее общество не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения. Общество ежеквартально на протяжении нескольких лет своевременно и в установленные сроки сдавало указанную форму, без нарушений.

В данном случае имели место технический сбой программ и неправильное исчисление сроков подачи формы. Общество самостоятельно выявило факт несвоевременной сдачи формы и немедленно подало необходимые документы (извещения о направлении прилагаем) в отделение по Владимирской области Банка России. Не дожидаясь требований от контрольного органа. Данное обстоятельство свидетельствует о принятии Обществом возможных мер по устранению самостоятельно выявленного нарушения и минерализации со своей стороны возможных последствий.

Срок просрочки сдачи статистической отчетности составил всего 2 дня. Данный срок не является значительным и не причинил ущерба охраняемым законом интересам, имущественный ущерб отсутствует.

Кроме того, отчетность подлежащая сдаче являлась нулевой, сама по себе не могла исказить отчетность по данной информации в целом.

Административный орган возразил относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве от 11.05.2023 № ИГ-Т36-01/536-ТС указав, чтоу Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.08.2023 был объявлен перерыв до 17.08.2023 в 16 час. 40 мин.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Общество нарушило пункты 3, 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 18.08.2008 Указание Банка России от 25.11.2019 № 5328-У и не предоставило в установленный срок первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения № 1-ПИ "Сведения об остатках и потоках прямых инвестиций в Российскую Федерацию из-за рубежа и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж".

Общество обязано предоставлять первичные статистические данные ежеквартально по вышеуказанной форме, не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом в адрес отделения по Владимирской области Банка России по установленному им адресу: <...>. Сведения за 4 квартал 2022 года в должны были быть сданы не позднее 15 февраля 2023 года.

Первичная статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения № 1-ПИ за 4 квартал 2022 года в адрес отделения по Владимирской области Банка России по адресу: <...> была предоставлена с нарушением срока на 2 дня, т.е. 17 февраля 2023 года.

В связи с нарушением Обществом требований установленных Федеральным законом Российской Федерации "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" от 29.11.2007 № 282-ФЗ Владимирстатом составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Владимирстатом 29.03.2023 вынесено постановление № 30-1-ПИ/23, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, пришел к следующим выводам.

Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет обжалуемое решение в полном объеме.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.

Субъектом правонарушения являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, и юридические лица.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" от 29.11.2007 № 282-ФЗ, пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620, респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные (документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения), необходимые для формирования официальной статистической информации.

Пункт 14 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее – Положение), устанавливает ответственность респондентов за непредставление или несвоевременное предоставление субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных, а также за предоставление недостоверных первичных статистических или административных данных.

В соответствии с пунктами 3, 4 вышеуказанного Положения первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Субъекты официального статистического учета размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.

В соответствии с Указанием Банка России от 25.11.2019 № 5328-У "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и порядка составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам в Центральный банк Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж" утверждена форма федерального статистического наблюдения № 1-ПИ "Сведения об остатках и потоках прямых инвестиций в Российскую Федерацию из-за рубежа и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж".

Из материалов дела следует и административным органом установлено, что Общество не предоставило в установленный срок первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения № 1-ПИ "Сведения об остатках и потоках прямых инвестиций в Российскую Федерацию из-за рубежа и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж", чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Обществом рассматриваемого нарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении, постановлением, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражный суд, оценив представленные сторонами документы, с учетом установленных обстоятельств, считает доказанным вывод административного органа о наличии отраженных в оспариваемом постановлении действиях (бездействии) Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Таким образом, вывод административного органа о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, является правомерным.

Оспариваемое постановление принято административным органом в пределах его полномочий, а также в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа судом не установлено.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела арбитражный суд пришел к выводу о возможности квалификации совершенного административного правонарушения как малозначительного.

Малозначительность административного правонарушения может иметь место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и только в исключительных случаях (статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункты 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение,
от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу указанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать разовый либо систематический характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.

Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.

Арбитражный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что совершенное Обществом административное правонарушение может быть признано малозначительным, поскольку совершенное нарушение не содержит какой-либо существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.

Судом принято во внимание, что административное правонарушение совершено Обществом впервые, Общество самостоятельно выявило факт несвоевременной сдачи формы и устранило его. Суд учитывает, что нарушение срока сдачи статистической формы составило два дня.

Каких-либо доказательств возникновения в результате рассматриваемого правонарушения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству, наступлении иных негативных последствий, в материалы дела не представлено.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии в деле
и доказательств пренебрежительного отношения Общества к установленным законом требованиям, причинения совершенным правонарушением существенного вреда охраняемым правоотношениям.

При этом суд отмечает, что при освобождении Общества
от административной ответственности ввиду применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, поскольку к нарушителю применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобного нарушения впредь.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Учитывая изложенное, постановление территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области от 29.03.2023 № 30-1-ПИ/23 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит признанию незаконным и отмене в связи малозначительностью совершенного правонарушения.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

признать незаконным и отменить постановление территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области
от 29.03.2023 № 30-1-ПИ/23 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья О.Ю. Рыжкова