г. Владимир Дело № А11-3942 /2006-К2-19/305
“ 03 ” августа 2006г.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании были объявлены перерывы с 24.07.2006 по 26.07.2006 и с 26.07.2006 по 27.07.2006.
Резолютивная часть решения объявлена 27.07.2006.
Решение в полном объеме изготовлено 03.08.2006.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Л.М.Давыдовой
при ведении протокола судебного заседания
судьей Л.М.Давыдовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Владимирского открытого
акционерного общества «Промжелдортранс» о признании частично незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Владимира от 29.05.2006 № 4,
при участии:
от заявителя – ФИО1 – по доверенностям от 27.06.2006 № 29, от 25.07.2006 331;
от заинтересованного лица – ФИО2 – по доверенностям от 26.06.2006 № 03-15/1486-06, от 26.07.2006 № 03-15/1808-06;
установил.
Владимирское открытое акционерное общество «Промжелдортранс» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием, изложенным в заявлении и уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Владимира (далее – Инспекция) от 29.05.2006 № 4 в части начисления земельного налога в сумме 2874354 руб. 82 коп., пеней в сумме 1222893 руб. и штрафа в сумме 454616 руб. 16 коп. по указанному налогу.
В обоснование заявленного требования Общество указало, что Инспекция неправомерно начислила земельный налог, пени и штраф в отношении земельных участков площадью 45500 кв.м. и 23279 кв.м по месту нахождения Владимирского филиала № 1.
Общество указывает, что на территории находящихся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования по месту нахождения Владимирского филиала № 1 земельного участка площадью 45500 кв.м с назначением использования - железнодорожные пути и в фактическом пользовании земельного участка площадью 23279 кв.м проходят железнодорожные пути и расположены производственно – технические железнодорожные сооружения, устройства и объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, ремонта железнодорожного транспорта, что данные земельные участки расположены в полосе отвода железной дороги.
При этом Общество указывает, что понятие «полосы отвода» дано в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 № 56 по применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» и такое же понятие «полосы отвода» содержится также в ранее действовавшем Федеральном законе от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и действующем в настоящее время Федеральном законе от 10.01.2003 № 17-ФЗ с аналогичным названием.
Поскольку, как считает Общество, данные земельные участки расположены в полосе отвода железной дороги, то расчет земельного налога им правомерно был произведен по льготной ставке.
Общество не согласно с позицией Инспекции, указавшей на то, что у него по месту нахождения Владимирского филиала № 1 не установлена полоса отвода железной дороги.
Как указывает Общество, порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, которые в силу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации должны определяться Правительством Российской Федерации, до настоящего времени не определен, что, по мнению Общества, не является основанием для лишения его права на пользование законно установленной льготой.
В судебном заседании Общество сообщило, что в настоящее время постановлением главы г.Владимира от 18.07.2006 утвержден проект границ земельного участка площадью 23279 кв.м с использованием как содержание полосы отвода железной дороги.
Инспекция не признала требование Общества, указав на законность и обоснованность решения от 29.05.2006 № 4 в оспариваемой части.
Инспекция считает, что Общество, не представив в ходе выездной налоговой проверки проектно – сметную документацию на земельный участок площадью 45500 кв.м и документов, свидетельствующих об отнесении как указанного земельного участка, так и земельного участка площадью 23279 кв.м к полосе отвода железной дороги, неправомерно исчислило земельный налог по льготной ставке, то есть в размере 25% от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд признал требование Общества обоснованным.
Как следует из материалов дела, Инспекцией с 25.10.2005 по 18.02.2006 была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет в том числе земельного налога за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.
По результатам проверки Инспекция 09.03.2006 составила акт № 4 и 29.05.2006 приняла решение № 4 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в том числе в сумме 454638 руб. за неуплату (неполную) уплату земельного налога в отношении земельных участков площадью 45500 кв.м и 23279 кв.м по месту нахождения Владимирского филиала №1 (пункт 1.1.4 решения от 29.05.2006 № 4).
Указанным решением Обществу в отношении данных земельных участков также предложено уплатить земельный налог в сумме 2874464 руб. и пени в сумме 1222939 руб. (пункты 3.1.6, 3.1.8. «в» решения от 29.05.2006 № 4).
Общество, признав задолженность по уплате земельного налога в общей сумме 109 руб. 18 коп., в том числе: за 2002 год в сумме 19 руб. 42 коп., за 2003 год в сумме 42 руб. 69 коп., за 2004 год в сумме 47 руб. 07 коп. исходя из льготной ставки, и согласившись с решением Инспекции в этой части, включая пени и штраф, не согласилось с решением в части, касающейся земельного налога в сумме 2874354 руб. 82 коп., пеней в сумме 1222893 руб. и штрафа в сумме 454616 руб. 16 коп., и оспорило его арбитражный суд.
Согласно статьям 45, 52 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщике лежит обязанность самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот, и уплатить ее в бюджет в сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О плате за землю» (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) пользование землей в Российской Федерации является платным; земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи; размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год; ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением независящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Постановлениями главы администрации г.Владимира от 08.01.2002 № 4, от 16.01.2003 № 15, от 20.11.2003 № 291 установлены ставки земельного налога и порядок взимания платежей за землю в 2002, 2003, 2004 годах, соответственно.
В силу пункта 23 статьи 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю» налог на землю, распложенную в полосе отвода железной дороги, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 % от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению № 1 к настоящему Закону.
Согласно Федеральным законам от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», от 10.01.2003 № 17-ФЗ под таким же названием, Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» под полосой отвода железных дорог понимаются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водопроводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Отраслевыми строительными нормами ОСН 3.02.01-97 «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог» установлено, что в полосу отвода железных дорог входят земли, занятые железнодорожными путями, принадлежащими дорогам Министерства путей сообщения Российской Федерации, и непосредственно примыкающими к ним сооружениями, устройствами, зданиями лесными насаждениями (к ним относятся земельное полотно с путями, станции со станционными путями, пассажирские вокзалы, искусственные сооружения, линии, здания и сооружения сигнализации и связи, энергетического локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйств, водоснабжения и канализации, защитные лесные насаждения различного назначения, служебные, жилые и культурно – бытовые здания и иные здания и сооружения, обеспечивающие деятельность железнодорожного транспорта).
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, который в силу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации, до настоящего времени в установленном порядке не определен.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом установлено, что Общество с входящим в его состав Владимирским филиалом № 1 является предприятием железнодорожного транспорта, занимается в том числе перевозками грузов от цехов и складов промышленных предприятия г.Владимира до магистральных путей и в его пользовании находятся земельные участки площадью 45500 кв.м и 23279 кв.м.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что земельный участок площадью 45500 кв.м принадлежит Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования с назначением использования - железнодорожные пути, что земельный участок площадью 23379 кв.м находится в его фактическом пользовании, что на территории указанных земельных участков проходят железнодорожные пути не общего пользования и расположены принадлежащие Обществу производственно–технические железнодорожные сооружения, устройства и объекты, предназначенные для обеспечения деятельности Общества, включая эксплуатацию, содержание, ремонт железнодорожного транспорта, что данные земельные участки находятся в полосе отвода железной дороги (свидетельство от 24.12.1992 № ВЛ-18-319-Ю, письмо Владимирского межрайонного отдела Управления Роснедвижимости по Владимирской области от 22.05.2006 № 105, письмо Земельной Кадастровой Палаты по Владимирской области от 11.05.2006 № 1388, кадастровый план земельного участка от 15.02.2006 № 22/06-0374, письмо Управления земельными ресурсами г. Владимира от 10.04.2006 № 1109, ведомость путей, схема путей, информация Управления земельными ресурсами г.Владимира от 17.11.12005 № 3212, письмо Владимирского областного комитета государственной статистики от 30.05.2003 №12-23/405209, инвентарные карточки учета основных средств Общества, письмо Общества от 27.01.2006 № 07-12/105, акт оценки основных средств, распоряжение главы г.Владимира от 17.06.2003 №1411-р, справка о присвоении адреса, проект границ земельного участка по адресу: <...>, свидетельства о государственной регистрации права на нежилые помещения, расположенные по адресам: <...> и <...> Октября, дом 10а, акт обследования зданий и сооружений, расположенных на участке земли по адресу: <...>, технические паспорта с поэтажными планами).
Из указанных документов видно, что принадлежащие Обществу железнодорожные пути и примыкающие к ним объекты (производственные и служебные здания, сооружения) были запроектированы и построены в соответствии с нормами и правилами федерального железнодорожного транспорта, нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог СН 468-74 (с 1997 года – ОСН 03.02.2001 -97), что на данных земельных участках размещены железнодорожные пути, устройства и объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, ремонта железнодорожного транспорта и обеспечения деятельности Общества, являющегося предприятием железнодорожного транспорта, и что данные земельные участки находятся в полосе отвода железной дороги.
Доказательств обратного Инспекция не представила, мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки в отношении указанных земельных участков не проводила.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным применение Обществом льготы при исчислении земельного налога в отношении рассматриваемых земельных участков в проверяемом периоде.
При этом Общество, пояснив, что по земельному участку площадью 23279 кв.м им земельный налог не исчислялся, сообщило о своем согласии с решением Инспекции в указанный части, включая пени и штраф, исходя из льготной ставки налога.
Отсутствие проекта территориального землеустройства всего земельного участка полосы отвода железной дороги и соответствующей проектно-сметной документации, на что указывает Инспекция, не имеет существенного значения при рассмотрении данного дела.
То обстоятельство, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определен порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, не является основанием для лишения Общества права на пользование законно установленной льготой.
На основании изложенного арбитражный суд считает, что решение Инспекции от 29.05.2006 № 4 в оспариваемой Обществом части не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации «О плате за землю», нарушает его права как плательщика земельного налога, а поэтому подлежит признанию незаконным в этой части.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная Обществом государственная пошлина подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Решение инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Владимира от 29.05.2006 № 4 в части начисления земельного налога в сумме 2874354 руб. 82 коп., пеней в сумме 1222893 руб. и штрафа в сумме 454616 руб.16 коп. по указанному налогу признать незаконным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации «О плате за землю».
2. Возвратить Владимирскому открытому акционерному обществу «Промжелдортранс» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., уплаченную по платежным поручениям от 06.06.2006 № 243 и от 08.06.2006 № 265. Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
3. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир) в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.
Судья Л.М. Давыдова