ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-4014/19 от 13.05.2019 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир

"27" мая 2019 года                                                                        Дело № А11-4014/2019

Резолютивная часть решения объявлена 20.05.2019.

Полный текст решения изготовлен 27.05.2019.

В судебном заседании 13.05.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 20.05.2019 до 11 час. 40 мин.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Кузьминой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Владимирской области (600005, <...>) о привлечении совместного российско-словацкого общества с ограниченной ответственностью "Хиратрейд" (600000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей

отТерриториального органа Росздравнадзора по Владимирской области –                ФИО1, по доверенности от 05.03.2018 сроком действия три года;

от ООО "Хиратрейд" – ФИО2, по доверенности от 27.03.2019 сроком действия один год; ФИО3, по доверенности от 09.01.2019 № 1-юр сроком действия  до 31.12.2019,

информация о движении дела была размещена в картотеке арбитражных дел в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://kad.arbitr.ru/,

установил.

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Владимирской области (Росздравнадзор по Владимирской области) (далее – Управление, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении совместного российско-словацкое общества с ограниченной ответственностью "Хиратрейд" (далее – ООО СП "Хиратрейд", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО СП "Хиратрейд" в отзыве от 18.04.2019 и в возражениях от 13.05.2019 факт совершения правонарушения не признало, указав, что нарушение правил оптовой торговли лекарственными средствами является специальным составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным органом не доказано нарушение пункта 9 Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, поскольку Общество имеет приемную комиссию по приемке лекарственных средств; Управлением документально не подтвержден факт нарушения пункта 10 Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, а именно не обеспечение защиты поступающих лекарственных средств от воздействия низких/высоких температур. В отношении нарушения подпункта "и" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности Общество пояснило, что генеральный директор ООО СП "Хиратрейд" ФИО4 осуществляет только общие организационно-распорядительные функции. Непосредственное руководство работой, связанной с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и перевозкой, выполняет заведующий аптечным складом –  ФИО5

Общество ходатайствовало о применении в рассматриваемом случае положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде предупреждения.

В судебном заседании 13.05.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 20.05.2019 до 11 час. 40 мин.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.

Из представленных в материалы дела документов следует, что совместное российско-словацкое общество с ограниченной ответственностью "Хиратрейд" (ОГРН <***>, ИНН <***>) зарегистрировано в качестве юридического лица.

07.05.2014 ООО СП "Хиратрейд" была выдана лицензия № ФС-99-02-003869 на осуществление фармацевтической деятельности по адресу места осуществления деятельности: 600000, <...>, виды деятельности: организация оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения; оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения; хранение лекарственных средств для медицинского применения; перевозка лекарственных средств для медицинского применения.

На основании приказов руководителя Управления от 09.01.2019 № П33-1/19 и от 30.01.2019 № П33-20/19 в период с 14.01.2019 по 11.03.2019 сотрудниками административного органа проведена плановая выездная проверка в отношении ООО СП "Хиратрейд" по адресу: <...>, с целью осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий; осуществления лицензионного контроля фармацевтической деятельности; федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств. 

Комиссией Управления в ходе проверки установлены нарушения требований действующего законодательства, которые были зафиксированы в акте проверки от 12.03.2019 № 20/02-32, а именно:

- в нарушение подпункта "в" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение № 1081), ООО СП "Хиратрейд " осуществляло деятельность с нарушениями требований статьи 54 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", пунктов 9, 10 Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 № 1222н (далее – Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения): в структуре ООО СП "Хиратрейд" не выделено подразделение – приемочный отдел; при проведении погрузочно-разгрузочных работ не обеспечена защита поступающих лекарственных средств от воздействия низких и высоких температур;

- в нарушение подпункта "и" пункта 5 Положения № 1081 у руководителя ООО СП "Хиратрейд" - организации, деятельность которой непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой, отсутствует высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет, необходимой для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения.

Управление, усмотрев в действиях ООО СП "Хиратрейд"признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составило в отношении него протокол от 15.03.2019 № 53/02-33 об административном правонарушении и в соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Примечание к указанной выше статье определяет, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объектом данного правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.

Объективная сторона правонарушения характеризуется действием и выражается в грубом нарушении при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, в том числе юридические лица, ответственные за соблюдение лицензионных требований.

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон № 99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Частью 2 статьи 2 Закона № 99-ФЗ установлено, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Закона № 99-ФЗ.

На основании пункта 47 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, включена фармацевтическая деятельность.

Согласно части 1, пункта 1 части 3 статьи 8 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Под фармацевтической деятельностью, согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение  № 1081), понимается деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающая оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

Пунктом 5 Положения № 1081 установлены лицензионные требования и условия, которые предъявляются к фармацевтической деятельности.

В силу подпункта "в" пункта 5 названного Положения одним из лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения, требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", правил надлежащей дистрибьюторской практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Подпунктом "и" пункта 5 Положения № 1081  установлено, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением (за исключением медицинских организаций): для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста; для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет, сертификата специалиста.

В соответствии с пунктом 6 Положения № 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.

Согласно статье 53 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" продажу лекарственных средств или передачу их в установленном законодательством РФ порядке могут осуществлять организации оптовой торговли лекарственными средствами.

Статьей 54 указанного Федерального установлено, что оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики и правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 № 1222н утверждены Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения (далее – Правила оптовой торговли), которые определяют порядок оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения.

В соответствии с пунктом 9 Правил оптовой торговли прием лекарственных средств осуществляется приемным отделом организации. Лица, ответственные за проведение погрузочно-разгрузочных работ лекарственных средств: обеспечивают каждую партию лекарственных средств сопроводительными документами; контролируют наличие необходимой информации в сопроводительных документах. Зона приемки лекарственных средств должна быть отделена от зоны их хранения.

Из буквального содержания указанного пункта Правил оптовой торговли не следует, что на Общество возлагается обязанность по установлению структурного подразделения – приемного отдела и руководителя приемного отдела.

Пунктом 9 Правил установлено только, что лицензиат обязан обеспечить приемку лекарственных средств приемным отделом и лицами, ответственными за проведение погрузочно-разгрузочных операций. Функциональным назначением приемного отдела является именно приемка лекарственных средств. Соответственно, определяющим является именно установление такого обстоятельства как порядок приемки Обществом лекарственных средств.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом ООО СП "Хиратрейд" от 09.01.2019 № 3 на аптечном складе создана приемная комиссия по приемке лекарственных средств, определен состав данной комиссии, разработано положение о приемной комиссии склада оптовой торговли лекарственными средствами.

Таким образом, ООО СП "Хиратрейд"  имеет приемный отдел (приемную комиссию), лицо, ответственное за приемку поступающих лекарственных средств.

Из материалов дела не следует, что Обществом была допущена приемка лекарственных средств иными лицами. В акте проверки и в протоколе не зафиксированы факты конкретных нарушений данного пункта, допущенные при принятии отдельных партий лекарственных средств.

С учетом изложенного, нарушение пункта 9 Правил представленными в дело доказательствами не подтверждаются.

Согласно пункту 10 Правил оптовой торговли при проведении погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена защита поступающих лекарственных средств от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур.

Данная правовая норме предусматривает только необходимость защиты поступающих лекарственных средств от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур. При этом, способы защиты от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур, указанной нормой права, не установлены.

Из протокола об административном правонарушении от 15.03.2019                 № 53/02-33 следует, что на момент проверки 14.01.2019 в Обществе по адресу:               <...>, при входе в помещение склада, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, отсутствует тепловая завеса, что подтверждается отсутствием вышеуказанного оборудования в оборотно-сальдовой ведомости по счету 01.

Согласно пояснениям ООО СП "Хиратрейд", у Общества имеется тепловая завеса, которая используется при необходимости, погрузо-разгрузочные работы в проводятся в крытом отапливаемом помещении, защищенным от воздействия низких и высоких температур наружными стенами. Проведение погрузо-разгрузочных работ лекарственных средств осуществляется следующим образом: заезд транспортного средства в крытый металлический ангар; поступление лекарственных средств через двойную входную группу в помещение экспедиции и приемки. Непосредственно доступ в само помещение склада, осуществляется через приемное отделение, то есть помещение склада отделено от наружного воздействия еще и внутренними перегородками помещения.

В тексте акта проверки и протоколе зафиксировано, что пункт 10 Правил оптовой торговли не соблюдается. Вместе с тем, в тексте протокола не указано, в чем именно выражается несоблюдение указанного пункта Правил, отсутствие сведений о тепловой завесе в оборотно-сальдовой ведомости по счету 01 не свидетельствует о ее отсутствии у Общества.

Исходя из изложенного, учитывая отсутствие нормативного регулирования способов защиты поступающих лекарственных средств от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур, само по себе отсутствие тепловой завесы на момент проверки непосредственно в помещении склада не свидетельствует об отсутствии защиты от воздействия колебаний температуры.

С учетом изложенного, нарушение Обществом пункта 10 Правил представленными в дело доказательствами не подтверждаются.

В соответствии с подпунктом "и" пункта 5 Положения № 1081 у лицензиата для осуществления фармацевтической деятельности, в том числе, должно присутствовать наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением (за исключением медицинских организаций): для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста.

Управлением установлено и подтверждается материалами дела, что               ФИО4 с 28.02.2018 является генеральным директором Общества (приказ от 16.02.2018 № 29). Согласно Уставу Общества руководство текущей деятельностью осуществляется генеральным директором (пункты 8.1, 9.8 Устава)

На момент проведения проверки Обществом представлены следующие документы об образовании ФИО4: диплом с отличием об окончании Владимирского государственного педагогического института им. Лебедева-Полянского ЦВ№ 522067 от 28.06.1994 рег. № 25016, присвоена квалификация "учителя географии и биологии".

Документов о наличии у ФИО4 высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет, необходимого для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения не представлено.

В рассматриваемом случае довод Общества о том, что ФИО4 является генеральным директором, осуществляет общие организационно-распорядительные функции, а руководство работой, связанной с оптовой торговлей лекарственными средствами, осуществляет заведующий аптечным складом ФИО5 на основании приказа от 09.01.2018 № 15, ее стаж и образование соответствует занимаемой должности подлежит отклонению в силу следующего.

Согласно Уставу ООО СП "Хиратрейд" основными видами деятельности Общества на момент проверки являлись, в том числе, все виды производства, закупки и реализации продукции медицинского назначения, реализация  профилактических и лекарственных средств.

 Общество осуществляет деятельность на основании лицензии от 07.05.2014  № ФС-99-02-003869 на осуществление фармацевтической деятельности (виды деятельности: организация оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения; оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения; хранение лекарственных средств для медицинского применения; перевозка лекарственных средств для медицинского применения).

Согласно пунктам 8.1, 9.1 и 9.6 Устава исполнительным единоличным органом общества является генеральный директор, который руководит текущей деятельностью Общества и решает все вопросы, которые не отнесены к компетенции общего собрания Общества.

В соответствии с приказом от 16.02.2018 № 29 генеральным директором Общества назначен ФИО4

Суд считает, что деятельность генерального директора ФИО4., исходя из его полномочий руководителя фармацевтической организации, непосредственно связана с организацией и управлением фармацевтической деятельностью организации.

С учетом изложенного, суд считает, что Обществом не исполнена обязанность по соблюдению лицензионных требований, что является грубым нарушением лицензионных требований и условий осуществления фармацевтической деятельности, предусмотренных подпунктом "и" пункта 5 Положения № 1081, и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт осуществления ООО СП "Хиратрейд" фармацевтической деятельности с грубым нарушением условий лицензировании подтверждается материалами дела (акт проверки от 12.03.2019 № 20/02-32, протокол от 15.03.2019 № 53/02-33 об административном правонарушении, материалы проверки).

Указанные обстоятельства свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вменяемого ООО СП "Хиратрейд".

Довод Общества о необходимости квалификации нарушения Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения по части 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом отклоняет, поскольку  нарушение Обществом пунктов 9, 10 Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения представленными в дело доказательствами не подтверждаются.

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Суд считает необходимым отметить, что, вступая в правоотношения, регулируемые приведенным выше правовыми актами, Общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.

Общество должно быть осведомлено о том, что несоблюдение вышеуказанных требований влечет за собой административную ответственность.

Имеющиеся в деле доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для квалификации противоправного деяния Общества по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, в действиях Общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по вменяемому Обществу правонарушению не истек.

Довод Общества о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности основаны на неправильном толковании положений статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В настоящем случае нарушение выявлено 12.03.2019 в день составления акта проверки № 20/02-32, следовательно, на день принятия решения срок давности не истек.

Санкция части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 5 постановления от 02.06.2004 № 10                              "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", следует, что при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Обстоятельств отягчающих ответственность, а также перечисленных в статьях  24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом при рассмотрении дела не установлено.

Основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса судом также не установлены.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда, либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В данном случае, приняв во внимание конкретные обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, характер правонарушения, арбитражный суд посчитал, что совершенное  Обществом административное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Доказательств исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения Обществом не представлено.

Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение Общества к административной ответственности, судом не установлено.

На основании изложенного требование Территориального органа Росздравнадзора о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит удовлетворению.

Суд принимает во внимание, что санкция части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Законодатель определил данное деяние как деяние, представляющее существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

В части 1 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях воспроизведен и конкретизирован закрепленный частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом.

Одновременно частью 3 указанной статьи допускается наличие особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц.

Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Суд учитывает, что статья 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не входит в перечень административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, ООО СП "Хиратрейд"(ИНН <***>) включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 согласно информации, размещенной на официальном сайте https://rmsp.nalog.ru/.

Суд учитывает, что вменяемое Обществу административное правонарушение совершено впервые, доказательства причинения какого-либо вреда, а также наличия имущественного ущерба в результате допущенных Обществом нарушений в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах арбитражный суд, учитывая фактические обстоятельства совершения Обществом правонарушения, а также приняв во внимание его характер, степень общественной опасности, отсутствие наступивших неблагоприятных последствий, счел возможным применить в данном случае административное наказание в виде предупреждения.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине арбитражным судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрено взыскание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

привлечь совместное российско-словацкое общество с ограниченной ответственностью "Хиратрейд" (600000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней с момента его  принятия.

Судья                                                                                                 С.Г. Кузьмина