ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-4342/2023 от 30.11.2023 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 19

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир Дело № А11-4342/2023

30 ноября 2023 года

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения объявлена 23.11.2023, полный текст решения изготовлен 30.11.2023.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Поповой З.В., при ведении протокол судебного заседания секретарем судебного заседания Леонтьевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда: 600005, <...>, дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ивбизнесактив», 153527, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области», 600020, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, о признании недействительными результатов электронного аукциона «Продовольственное обеспечение», о признании недействительным государственного контракта от 17.05.2023, при участии в судебном заседании представителей: от истца – ФИО1, по доверенности от 20.04.2023, представлен диплом о высшем юридическом образовании; от ответчика – ФИО2, по доверенности от 17.04.2023, представлен диплом о высшем юридическом образовании, ФИО3, по доверенности от 22.11.2023, представлен диплом о высшем юридическом образовании, в заседании суда 02.11.2023 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялись перерывы до 09.11.2023 до 11 час. 00 мин.,до 16.11.2023 до 16 час. 55 мин.,до 23.11.2023 до 14 час. 00 мин.,

установил следующее:

Общество с ограниченной ответственностью «Ивбизнесактив» (далее по тексту – ООО «Ивбизнесактив», Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Тюрьма № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» (далее по тексту – ФКУ «Тюрьма № 2», Учреждение, ответчик), в котором просило признать недействительными результаты электронного аукциона «Продовольственное обеспечение (Мука пшеничная хлебопекарная первого сорта; Мука пшеничная хлебопекарная второго сорта)» (извещение № 0328100006323000007).

Истец представил заявление от 01.11.2023, уточнил исковые требования и просил признать недействительными результаты электронного аукциона «Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа (Мука пшеничная хлебопекарная первого сорта; Мука пшеничная хлебопекарная второго сорта)» (извещение № 0328100006323000007), признать недействительным государственный контракт от 17.05.2023 № 2323320100072000000000033/7 (далее по тексту – Контракт) на поставку муки пшеничной хлебопекарной первого сорта, муки пшеничной хлебопекарной второго сорта, заключенный между федеральным казенным учреждением «Тюрьма №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» и обществом с ограниченной ответственностью «ИвБизнесАктив», прекратив его действие на будущее время в неисполненной части.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное уточнение судом принято, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Истец обращаясь с рассматриваемым иском указал, что со стороны заказчика имелись незаконные действия, выраженные в необоснованном внесении существенных изменений в объект проводимой закупки (в сторону значительного увеличения объемов закупаемого товара), в результате чего поданная Обществом заявка, содержащая в себе указание на изначальные объемы закупаемого товара, не соответствовала требованиям закупки и должна была быть отклонена.

Общество отметило, что изменения были внесены ответчиком уже после окончания рабочего дня, а сами файлы извещения визуально никак не отличались от старой редакции (название файлов осталось прежним).

Ответчик в отзыве от 23.11.2023 просил отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме. Указал, что 30.03.2023 им действительно устранена техническая описка и внесены изменения в файл «Описание объекта закупки», данный файл был прикреплен на сайт. В извещение информация об объекте, объеме и цене закупки изменению не подвергалась. Приложением к извещению является проект Контракта, в котором объем объекта закупки был неизменным.

Учреждение сообщило, что истец 01.04.2023 подавал заявку на участие в электронном аукционе, указывал свое согласие поставить товар, то есть заявка участника закупки подана после устранения технической описки в приложении к извещению.

Ответчик также сообщил суду, что по товарным накладным от 10.07.2023 № 167, от 01.09.2023 № 217, от 27.10.2023 № 285 и от 07.11.2023 № 297 ООО «Ивбизнесактив» поставило Учреждению 30 000 кг муки пшеничной хлебопекарной 1 сорта, по товарным накладным от 23.06.2023 № 151, от 04.09.2023 № 220, от 26.10.2023 № 283, от 08.11.2023 № 298, от 08.11.2023 № 302 и от 15.11.2023 № 309 60 000 кг муки пшеничной хлебопекарной 2 сорта, что полностью соответствует заявленному объему закупки, указанному в извещении и государственном контракте, заключенному по результатам закупки.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.

29 марта 2023 года на сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении электронного аукциона «Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа «Мука пшеничная хлебопекарная первого сорта; Мука пшеничная хлебопекарная второго сорта извещение № 0328100006323000007, ИКЗ: 231332901729033290100100000431061223.

Начальная максимальная цена контракта 1 683 437 руб. 50 коп.

Как следует из материалов дела, в описании объекта закупки, являющегося неотъемлемой частью извещения, количественный объем необходимого к поставке товара (муки пшеничной хлебопекарной 1 сорта) указан в размере 3 000 кг.

30.03.2023 в 19 час. 20 мин. Учреждением внесены изменения в извещение, а именно внесены изменения в описание объекта закупки, изменен количественный объем необходимого к поставке товара (муки пшеничной хлебопекарной 1 сорта с 3000 кг до 30 000 кг. Описание объекта закупки:

- мука пшеничная хлебопекарная 1 сорта, ГОСТ 26574-2017, КТРУ 10-61-31-110-0000000007, вид муки – хлебопекарная, сорт пшеничной хлебопекарной муки, не ниже второй, кг, количество в единицах или 30 000 кг;

- мука пшеничная хлебопекарная 2 сорта, ГОСТ 26574-2017, КТРУ 10-61-31-110-0000000007, вид муки – хлебопекарная, сорт пшеничной хлебопекарной муки, не ниже первый, кг, количество в единицах измерения - 60 000 кг.

Т.е. объем закупаемой муки пшеничной хлебопекарной 1 сорта (позиция №1 таблицы) был увеличен с 3000 кг до 30 000 кг., без соответствующего изменения начальной максимальной цены контракта.

Согласно протоколу проведения итогов электронного аукциона от 07.04.2003 победителем признан участник – ООО «Ивбизнесактив».

Между Федеральным казенным учреждением «Тюрьма № 2 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» (Государственный заказчик) и ООО «ИвБизнесАктив» (Головной исполнитель) в лице на основании протокола подведения итогов электронного аукциона 07.04.2023 №ИЭА1 на условиях, предусмотренных извещением от 30.03.2023 № 0328100006323000007, заключен государственный контракт в рамках государственного оборонного заказа на 2023 год (далее-Контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 по Контракту Головной исполнитель обязуется поставить Муку пшеничную хлебопекарную первого сорта; Муку пшеничную хлебопекарную второго сорта (далее – Товар), согласно спецификации (Приложение № 1), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приёмку и оплату товара согласно условиям Контракта. Код позиции КТРУ — 10.61.21.110-00000006, 10.61.21.110-00000007.

Характеристики, количество, производство товара, ГОСТ, цена за единицу товара указаны в Спецификации (приложение №1 к Контракту) (пункт 2.1 Контракта).

В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 Контракта поставка товара Государственному заказчику осуществляется ежемесячно, начиная с 1 мая 2023 года до полного его исполнения, силами и за счет Головного исполнителя по адресу: 600020, <...>. Товар, отгруженный «Головным исполнителем» сверх объемов и цены Контракта «Государственным заказчиком» не оплачивается.

Цена Контракта составляет 1 257 800 руб. (пункт 6.1 договора).

В спецификации указано, что поставке подлежит: Мука пшеничная хлебопекарная 2 сорта ГОСТ 26574-2017 - 55000 кг, Мука пшеничная хлебопекарная 2 сорта ГОСТ 26574-2017 – 5000 кг, Мука пшеничная хлебопекарная 1 сорта ГОСТ 26574-2017 30 000 кг, стоимость – 1 257 800 руб.

Как указал ответчик и не оспорил истец по товарным накладным от 10.07.2023 № 167, от 01.09.2023 № 217, от 27.10.2023 № 285 и от 07.11.2023 № 297 ООО «Ивбизнесактив» поставило Учреждению 30 000 кг муки пшеничной хлебопекарной 1 сорта, по товарным накладным от 23.06.2023 № 151, от 04.09.2023 № 220, от 26.10.2023 № 283, от 08.11.2023 № 298, от 08.11.2023 № 302 и от 15.11.2023 № 309 60 000 кг муки пшеничной хлебопекарной 2 сорта.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу положений статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Аналогичное толкование дано Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 2 определения от 16.07.2009 № 739-0-0, согласно которому положение пункта 1 статьи 449 ГК РФ о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.

С учетом указанных положений законодательства и разъяснений, подлежащих применению, в предмет исследования по настоящему делу входят проверка доводов сторон о возможных нарушениях порядка проведения государственной закупки, определение характера выявленных нарушений и оценка их влияния на результат закупки.

Согласно статье 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ установлено, что поставка товаров длягосударственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного Кодекса.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе) регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).

В силу требований части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).

Пунктом 1 части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки.

Из подпункта «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе следует, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, содержащее с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе; и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Из материалов дела следует, что объектом закупки являлась поставка муки пшеничной хлебопекарной 1 сорта, ГОСТ 26574-2017, КТРУ 10-61-31-110-0000000007, вид муки – хлебопекарная, сорт пшеничной хлебопекарной муки, не ниже второй, кг, количество в единицах измерения 30 000, муки пшеничной хлебопекарной 2 сорта, ГОСТ 26574-2017, КТРУ 10-61-31-110-0000000007, вид муки – хлебопекарная, сорт пшеничной хлебопекарной муки, не ниже первый, кг, количество в единицах измерения 60 000.

В данном случае при описании объекта закупки первоначально объем муки 1 сорта указан неверно, вместо 30 000 кг, указано 3000 кг, однако, данная информация была изменена ответчиком до проведения аукциона. 30.03.2023 в 19:20 (МСК) внесены изменения в извещение - в описание объекта закупки, изменен количественный объем необходимого к поставке товара с 3 000 кг до 30 000 кг. Заявителем заявка подана 31.03.2023 в 09:32 (МСК).

Являясь профессиональным участником рынка, перед подачей заявки на участие в спорной закупке, Общество имело полную возможность и достаточное время для того, чтобы ознакомиться и изучить аукционную документацию, а в случае неясности условий закупки обратиться к заказчику за разъяснениями. Информация, касающаяся поставки, была заранее раскрыта и известна потенциальным участникам исходя из условий контракта.

Совокупности обстоятельств, при которых торги и заключенный по их результатам контракт могут быть признаны недействительными: нарушения требования закона или иного правового акта и при этом посягательства на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц (пункт 2 статьи 168 ГК РФ) при рассмотрении настоящего дела не установлена.

Из положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что количество товара не является функциональной, технической и качественной, эксплуатационной характеристикой объекта закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

Исходя из изложенного следует, что Общество, подавая заявку с предоставило согласие на поставку товара в количественном объеме равном 30 000 кг.

Более того, неверное количество товара указано только в описании объекта закупки, в других материалах, опубликованных 29 марта 2023 года на сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении электронного аукциона «Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа «Мука пшеничная хлебопекарная первого сорта; Мука пшеничная хлебопекарная второго сорта извещение № 0328100006323000007, ИКЗ: 231332901729033290100100000431061223, указано верное количество (30 000 кг), в том числе в извещении и в самом контракте, являющемся неотъемлемой частью размещенной информации.

При изложенных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований суд отказывает.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9000 руб. (за рассмотрения искового заявления и заявления о принятии обеспечительных мер) относятся на истца.

Руководствуясь статьями 4, 17, 49, 65, 70, 71, 167-170, 106, 110, 112, 176, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Ивбизнесактив», 153527, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья З.В. Попова