ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-43/2012 от 04.04.2012 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Владимир Дело № А11-43/2012

10 апреля 2012 года

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании были объявлены перерывы с 04.04.2012 до 06.04.2012 и с 06.04.2012 до 10.04.2012.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Андриановой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журавлевой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Еврострой" об отмене постановления Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 09.12.2011 № 165-01/13 о признании общества с ограниченной ответственностью "Еврострой" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 – по доверенности от 16.03.2012 сроком действия до 31.12.2012,

от заинтересованного лица – ФИО2 – по доверенности от 26.01.2012 сроком действия до 31.12.2012.

установил.

Общество с ограниченной ответственностью "Еврострой" (далее – ООО "Еврострой", заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием об отмене постановления Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее – административный орган, заинтересованное лицо) от 09.12.2011 № 165-01/13 о признании общества с ограниченной ответственностью "Еврострой" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.

В обоснование своего требования заявитель указал на то, что дом № 6 по улице Луначарского города Гусь-Хрустального обладает статусом памятника архитектуры, который государство присваивает объектам, имеющую особую ценность, в связи с чем, согласно части 3 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия несет собственник объекта культурного наследия.

Согласно части 1 статьи 18 Закона Владимирской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области" от 06.04.2004 № 21-ОЗ работы по сохранению объектов культурного наследия Владимирской области проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия – государственным органом охраны объектов культурного наследия Владимирской области, в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) назначения –органом местного самоуправления и в соответствии с согласованной этими органами проектной документацией, при условии осуществления ими контроля за проведением указанных работ.

Таким образом, как считает заявитель, ООО "Еврострой" не имело прав на проведение капитального ремонта и реставрации фасада многоквартирного дома.

Кроме того, ООО "Еврострой" указало на то, что им были предприняты все зависящие от него меры по доведению до сведения собственников и нанимателей многоквартирного дома (объекта культурного наследия) информации о необходимости проведения капитального ремонта; со стороны собственников и нанимателей жилых помещений данного дома мероприятий, направленных на получение соответствующих разрешений органов местного самоуправления на проведение ремонтных работ занимаемого ими объекта культурного наследия проведено не было.

Государственная жилищная инспекция администрации г.Владимира требование ООО "Еврострой" не признала, указав на законность и обоснованность принятого ею постановления.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

ООО "Еврострой" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.08.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области за основным государственным регистрационным номером 1083304000119.

Государственной жилищной инспекцией на основании приказа начальника Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 25.10.2011 № 750/01-02 в целях государственного контроля за использованием и сохранность жилищного фонда в период с 27.10.2010 по 25.11.2010 проведена плановая проверка жилищного фонда: многоквартирного дома № 6 по улице Луначарского в г.Гусь-Хрустальный Владимирской области, находящегося в управлении ООО "Еврострой", в ходе которой выявлены следующие нарушения:

- не обеспечено исправное состояние кровельного покрытия дома: местами в покрытии отсутствуют листы шифера, по всей площади покрытия имеются сколы, трещины, имеются следы протечек атмосферных осадков через кровлю дома в нежилые и жилые помещения (в коридоре в месте расположения квартиры № 6, в жилых комнатах квартиры № 4), не обеспечило исправное покрытие конька кровли (нарушение пунктов а, б, г статьи 10, п. з статьи 11, статьи 18 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме….", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правил содержания), пунктов 4.6.1.1, 4.6.3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее – Правил и норм технической эксплуатации);

- не обеспечило исправное состояние чердачного перекрытия: имеется обсыпление штукатурного слоя потолка в коридоре, сквозное отверстие в нем (в месте расположения квартиры № 4) (нарушение пунктов а, б, г статьи 10, пункта з статьи 11, статьи 18 Правил содержания, пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации);

- не обеспечено исправное состояние кирпичных дымоходов на крыше дома: имеется разрушение оголовков труб (нарушение пунктов а, б, г статьи 10, пункта з статьи 11, статьи 18 Правил содержания, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации);

- имеется уклон, посадки, зыбкость, шаткость деревянных полов и ступней в лестничных маршах на лестничных клетках в подъездах дома (в месте расположения квартир №№ 3-6) (нарушение пунктов а, б, в, г статьи 10, пункта з статьи 11, статьи 18 Правил содержания, пунктов 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3, 4.8.3 Правил и норм технической эксплуатации);

- не обеспечено исправное состояние стен (внутренних перегородок) в коридорах общего пользования: местами имеется разрешение и обсыпление штукатурного слоя с обнажением деревянной обшивки стен (нарушение пунктов а, б, статьи 10, пункта з статьи 11 Правил содержания, пунктов 4.5.1, 4.5.5 Правил и норм технической эксплуатации);

- не обеспечено исправное состояние внутридомовой системы электроснабжения: в коридорах общего пользования (в месте расположения квартир № 3 и 5), имеется провисание электрических проводов (не закреплены по стенам), имеются скрутки, электрический счетчик в коридоре (в месте расположения квартиры № 3) удерживается на проводах, не закреплен к стене (пункты а, б статьи 10, пункт з статьи 11, статьи 18 Правил содержания, пунктов 5.6.1, 5.6.2, 5.6.4, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации);

- не обеспечено исправное состояние лестниц в подъездах лома: имеется ослабление креплений ограждений лестничных маршей, их повреждение, местами ограждающие элементы отсутствуют вовсе (в местах расположения квартир №№ 5, 6) (нарушение пунктов а, б, в статьи 10, пункта з статьи 11, статьи 18 Правил содержания, пунктов 4.8.1, 4.8.7 Правил и норм технической эксплуатации);

- не обеспечено исправное остекленение лестничных клеток (отсутствуют светопрозрачные заполнения оконных проемов в месте расположения квартир № 5 и 6) (нарушение пунктов а, б статьи 10, статьи 11, статьи 18 Правил содержания, пункта 4.8. 14 Правил и норм технической эксплуатации).

Указанные нарушения нашли отражение в акте проверки от 25.11.2011 № 595/01-02 и протоколе об административном правонарушении от 25.11.2011 № 113/01-13.

25.11.2011 Государственной жилищной инспекцией ООО "Еврострой" выдано предписание № 595/01-02 об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений и предложено в срок до 01.02.2012 сообщить в инспекцию о его исполнении.

09.12.2011, рассмотрев материалы административного дела, начальник Государственной жилищной инспекции вынес постановление № 165-01/13 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "Еврострой" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 (сорока) руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Еврострой"обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Статья 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за   нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Объективную сторону оспариваемого заявлением правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении Обществом требований, установленных соответствующими Правилами.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Закона N 73-ФЗ особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются данным Законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 48 Закона N 73-ФЗ бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Пунктом 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия в целях указанного Федерального закона - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В соответствии со статьей 42 Закона N 73-ФЗ ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона N 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Согласно пункту 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона; в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

Отношения, связанные с государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного (муниципального) значения на территории Владимирской области (далее - объекты культурного наследия Владимирской области), а также иные отношения, отнесенные Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к ведению субъекта Российской Федерации регулируются законом Владимирской области от 06.04.2004 № 21-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области".

Статьей 18 указанного закона определен порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия Владимирской области.

Работы по сохранению объектов культурного наследия Владимирской области проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия - государственным органом охраны объектов культурного наследия Владимирской области, в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - органом местного самоуправления и в соответствии с согласованной этими органами проектной документацией, при условии осуществления ими контроля за проведением указанных работ (часть 1 статьи 18 Закона Владимирской области от 06.04.2004 № 21-ОЗ).

Выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия Владимирской области или выявленного объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение указанных работ осуществляется:

в отношении выявленных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия регионального значения - государственным органом охраны объектов культурного наследия Владимирской области в порядке, определяемом Губернатором Владимирской области;

в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - органом местного самоуправления (часть 2 статьи 18 Закона Владимирской области от 06.04.2004 № 21-ОЗ).

Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 09.02.2011 N 86 установлен Порядок выдачи заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Владимирской области и их территорий, а также согласования проектной документации на проведение указанных работ", в соответствии с пунктом 3.1 которого собственник или пользователь памятника или ансамбля, имеющий намерение провести работы по сохранению объекта культурного наследия либо осуществить землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на его территории (далее - заказчик), обращается в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации области (далее - инспекция) с письменным заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории (далее - задание) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. К заявлению прилагается копия документа, подтверждающего право собственности (пользования) на объект культурного наследия.

Таким образом, именно собственник объекта культурного наследия должен выступать заказчиком по составлению разрешительной и проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ.

Как следует из материалов дела, между гражданами – собственниками жилых помещений и Управляющей компанией – обществом с ограниченной ответственностью "Еврострой" 28.02.2009 заключен договор управления многоквартирным домом, предметом которого является выполнение Управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>.

Из письма Государственной инспекции по охране культурного наследия от 27.03.2012 №ИООКН-435-01-13 следует, что здание, расположенное по адресу: <...> является объектом культурного наследия регионального значения, а именно: относится к памятнику градостроительства и архитектуры "Здание казармы для рабочих, ХIХ в.", принятым на государственную охрану Законом Владимирской области "Об объявлении объектов недвижимости памятниками истории и культуры регионального значения" от 08.10.1998 № 44-ОЗ.

Ремонт памятника (работы по капитальному ремонту, производимые в целях поддержания здания в эксплуатационном состоянии) есть разновидность работ по сохранению объекта культурного наследия.

В связи с тем, что здание по адресу: <...>, является объектом культурного наследия (памятником градостроительства и архитектуры) регионального значения, то все работы, производимые на этом объекте, подпадают под понятие сохранения объекта культурного наследия и регулируются законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункту 4 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Собственник или пользователь памятника или ансамбля, имеющий намерение провести работы по сохранению объекта культурного наследия либо осуществить строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов в границах его территории, обращается в Инспекцию с письменным заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (разработку научно-проектной документации) (далее - задание), разрешения на изучение памятника (при необходимости проведения его инженерного обследования).

Как следует из материалов дела, ООО "Еврострой" неоднократно направляло собственникам жилого дома протоколы для проведения общего собрания с повесткой дня: о проведении выборочного ремонта кровли за счет средств нанимателей, о ремонте окон, дымоходов, пола в подъезде, дверей, регулировка и проверка системы ЗВС, проверке общедомовых электрических сетей, о проведении косметического ремонта подъезда № 1 за счет средств собственников..

Кроме того, Управляющей компанией были поданы документы в МУ "Службу Единого Заказчика" г.Гусь-Хрустальный о включении данного дома в адресную программу капитального ремонта жилых многоквартирных домов о выделении денежных средств для капитального ремонта дома.

На данный момент жители дома № 6 по улице Луначарского в г.Гусь-Хрустальный обратились в Гусь-Хрустальный городской суд с иском к администрации Муниципального образования г.Гусь-Хрустальный о признании дома ветхим и выделении денежных средств на проведение комплексного капитального ремонта многоквартирного дома.

Арбитражный суд считает, что в рассматриваемом случае административный орган не доказал и в материалах административного дела не отразил факты, подтверждающие вину ООО "Еврострой" и свидетельствующие о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей, связанных с ремонтом находящегося в его управлении жилого дома.

Отсутствие вины, как одного из элементов состава административного правонарушения, исключает возможность привлечения лица к административной ответственности (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Поскольку в действиях ООО "Еврострой" не установлена вина, у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для привлечения его к административной ответственности.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Главной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 09.12.2011 № 165-01/13 о признании общества с ограниченной ответственностью "Еврострой" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

Н.В. Андрианова