ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-4524/2021 от 15.11.2021 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 19

Именем Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир                                                                         Дело № А11-4524/2021

22.11.2021

Резолютивная часть решения объявлена 15.11.2021.

Полный текст решения изготовлен 22.11.2021.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Андрианова П.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поляковой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (620075, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными действий и решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району            г. Владимира (600005, <...>,            ИНН <***>, ОГРН <***>) по исключению из ЕГРЮЛ юридического лица ООО "ТЭКО",

заинтересованное лицо:

общество с ограниченной ответственностью "ТЭКО" (600022, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>).

В судебном заседании приняли участие представители:

от Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" – не явились, извещены надлежащим образом;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району                          г. Владимира – ФИО1 (доверенность от 11.01.2021 № 16-03/00052 сроком действия по 31.12.2021);

от общества с ограниченной ответственностью "ТЭКО" – не явились, извещены надлежащим образом.

Суд установил:

Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", Свердловская                           область, г. Екатеринбург (далее также – заявитель, Учреждение,                                         ФКУ "ОСК Центрального военного округа"), обратилось с заявлением в Арбитражный суд Владимирской области о признании незаконными действий и решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира, г. Владимир (далее                                 также – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган), по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее также – ЕГРЮЛ) юридического лица ООО "ТЭКО".

В обоснование заявленного требования ФКУ "ОСК Центрального военного округа" сообщило, что оспариваемым решением налогового органа нарушаются его права и законные интересы.

Заявитель пояснил, что 24 марта 2021 года ему стало известно о принятии Инспекцией решения об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица, в результате получения постановления пристава - исполнителя Чкаловского РОСП г. Екатеринбурга о прекращении исполнительно производства.

При этом заявитель указывает, что одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Кредитор исключаемого из ЕГРЮЛ ООО "ТЭКО" был лишен возможности реализовать защиту своих прав и законных интересов в сфере экономической деятельности путем подачи в регистрирующий орган заявлений в порядке, установленном пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ                       "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ), что привело к ограничению прав ФКУ "ОСК Центрального военного округа" как кредитора общества.

Также Учреждение ходатайствовало о восстановлении процессуального срока на подачу заявления в арбитражный суд согласно статье 117 Арбитражного кодекса Российской Федерации.

Инспекция, в судебном заседании и письменном отзыве от 26.05.2021               № 16-03/08365 заявленные требования не признала, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Общество с ограниченной ответственностью "ТЭКО", в судебное заседание не явилось, письменный отзыв на заявление не представило.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя, ООО "ТЭКО" по имеющимся доказательствам.

Выслушав представителя Инспекции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.02.2016 по делу № А60-51867/2015 с ООО "ТЭКО" в пользу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" взыскана неустойку в сумме 472 721 руб. 39 коп. и в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 12454 руб. 43 коп.

На основании исполнительного листа ФС № 028562598, выданного по делу № А60-51867/2015, судебным приставом-исполнителем Чкаловского РОСП г. Екатеринбурга 14.12.2018 возбуждено исполнительное производство № 93226/18/66007-ИП.

13.04.2020 в ЕГРЮЛ в отношении ООО "ТЭКО" внесена запись о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности) от (ГРН 2203300095865).

Постановлением судебного пристава-исполнителем Чкаловского РОСП г. Екатеринбурга 28.01.2021 исполнительное производство прекращено в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Посчитав действия и решение Инспекции по исключению из ЕГРЮЛ юридического лица ООО "ТЭКО" незаконными, ФКУ "ОСК Центрального военного округа" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные Учреждением доказательства, приведенные им доводы, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленного требования.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются положениями Закона № 129-ФЗ.

В соответствии со статьями 4, 5 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры юридических лиц, содержащие, в том числе, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственном реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.

Порядок исключения юридического лица, в отношении которого внесена запись о недостоверности, в течение более чем шести месяцев, определен статьей 21.1. Закона № 129-ФЗ.

Подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ установлено, что предусмотренный статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется в случае наличия в реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течении более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Юридическое лицо, в отношении которого в реестр внесена запись о недостоверности сведений, в течении более чем шести месяцев, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом).

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Таким образом, наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, при условии, предусмотренном данной статьей Закона № 129-ФЗ, является самостоятельным основанием для исключения юридического лица из реестра.

Согласно пункту 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, при наличии указанных признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ установлено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице.

На основании пунктов 4.2, 4.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц. Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 17.01.2012 № 143-0-0, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2006                         № САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации"), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ, установлен порядок и формы представления заинтересованными лицами заявлений в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

В силу требований пункта 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ указанные заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными пункте 6 статьи 9 Закона                    № 129-ФЗ (почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет). В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В связи с установлением недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе места нахождения ООО "ТЭКО", на адрес места нахождения Общества, а также в адрес участника и директора направлены уведомления от 29.04.2019 № 15-07/06948 о необходимости представления достоверных сведений.

В связи с отсутствием документов, свидетельствующих о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом в адрес директора, участника и юридического лица направлено уведомление о недостоверности сведений об адресе, Инспекцией 31.05.2019 в журнале работы с недостоверными сведениями подтвержден статус недостоверности сведений об адресе, на основании которого в ЕГРЮЛ в автоматическом режиме внесена запись о недостоверности сведений об адресе (местонахождении) ООО "ТЭКО" за ГРН 2193328159760.

Следуя требованиям пункта 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, принимая во внимание наличие указанных в подпункте б пункта 5 статьи 21.1 Закона                   № 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица Инспекция приняла решение о предстоящем исключении ООО "ТЭКО" из ЕГРЮЛ, о чем в ЕГРЮЛ 18.12.2019 внесена запись за ГРН 2193328350125.

Во исполнение требований пункта 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении ООО "ТЭКО" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" (www.vestnik-gosreg.ru) часть 2                  № 50(766) от 18.12.2019/2707.

Одновременно с решением о предстоящем исключении опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее -Заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о ликвидации юридического лица, заявитель и иные заинтересованные лица вправе самостоятельно отслеживать информацию об обществе и принимаемых налоговым органом решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии со статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Вместе с тем в установленный законом срок заявлений и возражений, установленной формы, в отношении предстоящего исключения недействующего юридического лица ООО "ТЭКО" из ЕГРЮЛ в Инспекцию не поступало.

Таким образом, на момент исключения ООО "ТЭКО" из ЕГРЮЛ, у Инспекции отсутствовали документы, которые могли послужить основанием для отмены решения об исключении общества из ЕГРЮЛ.

При этом при разумной степени осмотрительности заявитель мог воспользоваться предоставленным законом правом и заявить возражения в связи с исключением Общества из ЕГРЮЛ.

С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание, что основанием для принятия оспариваемого решения и осуществления действий, послужило наличие в течение более чем шести месяцев сведений о недостоверности сведений об адресе и руководителе Общества; решение о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ опубликовано в органах печати, а также соответствующая информация размещена в сети Интернет; заявления                      от ФКУ "ОСК Центрального военного округа" и иных заинтересованных лиц в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в Инспекцию не поступили, суд пришел к выводу о том, что налоговый орган действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Законом № 129-ФЗ, и обоснованно исключил ООО "ТЭКО" из ЕГРЮЛ.

Кроме того, суд принимает во внимание, что исключение из ЕГРЮЛ юридического лица, в отношении которого внесена запись о недостоверности, осуществляется также в отношении юридических лиц, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, своевременно предоставляющих налоговую отчетность, имеющих движение по счетам, и т.д., то есть не обладающих признаками "недействующего" юридического лица.

Под определением финансово-хозяйственной деятельности понимается целенаправленная деятельность организации, которая должна оптимизировать работу компании.

Вместе с тем по сведениям Инспекции, у ООО "ТЭКО"находилось на упрощенной системе налогообложения (далее - УСНО). Последняя отчетность ООО "ТЭКО" представлена 22.07.2020 - Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, нулевая.                     Также, ООО "ТЭКО" на момент исключения не имело открытых расчетных счетов.

На момент исключения ООО "ТЭКО" из ЕГРЮЛ, Общество имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица и списана по решению Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области в размере 1182 рублей.

Таким образом, ООО "ТЭКО" на момент исключения из ЕГРЮЛ, не имело операций по расчетному счету, а также представляло "нулевую" отчетность, имело задолженность перед бюджетом Российской Федерации, что указывает на отсутствие финансово-хозяйственной деятельности Общества.

Заинтересованные лица вправе самостоятельно отслеживать информацию об Обществе и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии со статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Вместе с тем, будучи заинтересованным лицом ФКУ "ОСК Центрального военного округа" не проявив должную степень осмотрительности не представило возражения против исключения                       ООО "ТЭКО" из ЕГРЮЛ.

В свою очередь, имеющиеся у юридического лица непогашенные обязательства, о наличии которых в установленном порядке заявлено не было, не препятствует завершению процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.09.2016 № 1971-О.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что неблагоприятные последствия бездействия кредиторов не могут быть возложены на регистрирующий орган, который не допустил каких-либо нарушений при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет, в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 167-170, 176, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленного требования Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", Свердловская область, г. Екатеринбург, отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                   П.Ю. Андрианов