600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир Дело № А11-4569/2015
«30» июля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена – 28.07.2015.
Полный текст решения изготовлен – 30.07.2015.
В судебном заседании 21.07.2015 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 28.07.2015 до 12 час. 00 мин.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Ушаковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дьяковой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области от 03.02.2015 № 137 об отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 33:12:010702:487, площадью 76 968 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Владимирская область, Собинский район, МО Толпуховское (сельское поселение), северо-восточнее д. Добрынино; об обязании администрации муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области предоставить главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в собственность за плату по цене, равной трем процентам от кадастровой стоимости, земельный участок с кадастровым номером 33:12:010702:487, площадью 76 968 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Владимирская область, Собинский район, МО Толпуховское (сельское поселение), северо-восточнее д. Добрынино, и направить проект договора купли-продажи в адрес главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (с учетом уточнения),
при участии представителей:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1: ФИО2 – по доверенности от 26.05.2015 (сроком действия на 1 год);
от администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области: не явились (почтовое уведомление № 56984);
от администрации муниципального образования Толпуховское сельское поселение: не явились;
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – ФИО1) обратилась в арбитражный суд с требованием о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области (далее – Администрация) от 03.02.2015 № 137 об отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 33:12:010702:487, площадью 76 968 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Владимирская область, Собинский район, МО Толпуховское (сельское поселение), северо-восточнее д. Добрынино (с учетом уточнения).
В качестве способа восстановления своих нарушенных прав и законных интересов ФИО1 просила суд обязать администрацию муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области, уполномоченную на распоряжение земельными участками в границах вышеуказанного поселения, предоставить ФИО1 в собственность за плату по цене, равной трем процентам от кадастровой стоимости, земельный участок с кадастровым номером 33:12:010702:487, площадью 76 968 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Владимирская область, Собинский район, МО Толпуховское (сельское поселение), северо-восточнее д. Добрынино, и направить проект договора купли-продажи в адрес заявителя (с учетом уточнения).
В обоснование предъявленного требования заявитель указал на отсутствие предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оснований для отказа в выкупе спорного земельного участка и соответствие заявителя критериям, необходимым для предоставления спорного земельного участка в собственность.
Администрация в отзыве на заявление от 22.05.2015 № 01-19-1526 возразила против удовлетворения заявленного требования, указав при этом, что основанием для принятия решения об отказе в выкупе земельного участка послужило отсутствие документа, подтверждающего надлежащее использование испрашиваемого земельного участка.
Определением арбитражного суда от 01.06.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена администрация муниципального образования Толпуховское сельское поселение.
Администрация муниципального образования Толпуховское сельское поселение в заявлении от 01.07.2015 № 01-24/496 признала требование ФИО1
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 27.02.2010 администрацией Собинского района Владимирской области принято постановление № 251 о предоставлении ФИО1 вышеназванного земельного участка в аренду.
На основании указанного постановления, 27.02.2010 между Комитетом по управлению имуществом администрации Собинского района (арендодателем) и ФИО1 (арендатором) заключен договор аренды испрашиваемого в настоящем деле земельного участка № 23-КХ сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства.
26.01.2015 ФИО1 обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
03.02.2015 Администрацией было принято постановление № 137 об отказе в выкупе спорного земельного участка.
Полагая, что указанное постановление противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Поскольку статьями 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, то структуру указанных органов согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу прямого указания закона, а также на основании главы IV Устава муниципального образования Собинский район Владимирской области, на момент принятия оспариваемого постановления (03.02.2015) администрация Собинского района Владимирской области была полномочна распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации определен принцип деления земель по целевому назначению на категории. Земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для выращивания зерновых и животноводства устанавливаются Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения также основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В статьях 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.
С целью развития принципа сохранения целевого использования земельных участков, пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ установлены следующие требования: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона № 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что право на приобретение в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения у лиц, имеющих статус сельскохозяйственных организаций, или осуществляющих деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, возникает при использовании принадлежащих им земельных участков на праве аренды по целевому назначению в течение трех лет.
Из материалов дела следует, что с 27.02.2010 испрашиваемый земельный участок предоставлен ФИО1 в аренду.
Таким образом, на момент обращения в орган местного самоуправления с заявлением о выкупе спорного земельного участка (26.01.2015) данный земельный участок находился в пользовании ФИО1 более трех лет.
Представленные в материалы дела документы (сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур за 2013 и 2014 годы, предоставляемые ФИО1 в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области; копии договора от 10.05.2011 и накладных на поставку сена) свидетельствуют о надлежащем использовании заявителем в целях сельскохозяйственного производства испрашиваемого земельного участка.
Из представленного в материалы дела письма Администрации от 24.06.2015 № 01-19-1744 следует, что органом местного самоуправления был произведен осмотр спорного земельного участка, при котором обнаружено, что данный земельный участок перепахан для посева многолетних трав, залесенность и закустаренность отсутствует, земельный участок находится в надлежащем состоянии.
Признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369, не установлено.
Таким образом, заявитель использует арендованный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства (заготовки и последующей продажи сена)
Доказательства иного Администрацией не представлено.
Судом установлено, что заявителем были представлены все необходимые для приватизации земельного участка документы.
При таких обстоятельствах, арбитражных суд приходит к выводу о том, что у Администрации отсутствовали основания для отказа ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность, данный отказ не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону № 101-ФЗ.
На основании изложенного требование заявителя подлежит удовлетворению.
Частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, в настоящее время полномочиями по распоряжению спорным земельным участком наделена администрация муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области, которая признала обоснованным требование ФИО1 (заявление от 01.07.2015 № 01-24/496).
В силу пункта 2 статьи 5 Закона Владимирской области от 12.03.2007 № 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области", земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен таким арендатором в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка по цене, равной 3 процентам от кадастровой стоимости данного земельного участка.
Учитывая соответствие заявителя вышепоименованным критериям, арбитражный суд считает необходимым в качестве восстановления нарушенных прав ФИО1 обязать уполномоченный орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области в двухнедельный срок с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу предоставить главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в собственность за плату по цене, равной трем процентам от кадастровой стоимости, земельный участок с кадастровым номером 33:12:010702:487, площадью 76 968 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Владимирская область, Собинский район, МО Толпуховское (сельское поселение), северо-восточнее д. Добрынино, и направить проект договора купли-продажи в адрес заявителя.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на Администрацию.
Согласно статье 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю подлежит возврату из федерального бюджета 1700 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции от 29.04.2015.
Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
1. Требование главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 удовлетворить.
2. Проверенное на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" постановление администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области от 03.02.2015 № 137 об отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 33:12:010702:487, площадью 76 968 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Владимирская область, Собинский район, МО Толпуховское (сельское поселение), северо-восточнее д. Добрынино, признать недействительным.
3. Обязать администрацию муниципального образования Толпуховское сельское поселение Собинского района Владимирской области в двухнедельный срок с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу предоставить главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в собственность за плату по цене, равной трем процентам от кадастровой стоимости, земельный участок с кадастровым номером 33:12:010702:487, площадью 76 968 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Владимирская область, Собинский район, МО Толпуховское (сельское поселение), северо-восточнее д. Добрынино, и направить проект договора купли-продажи в адрес главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1.
4. Взыскать с администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области, расположенной по адресу: <...>, в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированной по адресу: <...>, расходы по государственной пошлине в сумме 300 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
5. Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированной по адресу: <...>, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1700 руб., уплаченную по квитанции от 29.04.2015.
Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.
6. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья | Е.В. Ушакова |