600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир Дело № А11-4614/2014
«28» августа 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена – 21.08.2014.
Полный текст решения изготовлен – 28.08.2014.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Ушаковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.И. Дьяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области от 14.04.2014 № 04378090004238,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя ФИО1: не явился (почтовое уведомление № 38936);
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области: не явился (почтовое уведомление № 38935);
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, ФИО1 заявитель) обратилась в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области (далее – Управление) от 14.04.2014 № 04378090004238.
В обоснование заявленного требования ФИО1 указала, что в 2013 году предпринимательская деятельность ею не осуществлялась, поскольку в 2013 году у нее родился сын, за которым она осуществляет уход. По мнению ФИО1, у нее имеются основания для освобождения от уплаты обязательных платежей в бюджет.
Управление в возражениях на заявление от 18.06.2014 № 5321 просило в удовлетворении заявленного требования отказать.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющей свою деятельность без образования юридического лица, о чем 10.03.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Владимирской области внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (основной государственный регистрационный номер <***>), и в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Федеральный закон "О страховых взносах") является плательщиком страховых взносов.
Управление, установив факт неоплаты Предпринимателем страховых взносов, вынесло постановление от 14.04.2014 № 04378090004238 о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 24 984 руб. 77 коп., недоимки по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 7495 руб. 20 коп., недоимки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3185 руб. 46 коп., пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 676 руб. 49 коп., пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 202 руб. 94 коп., пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 110 руб. 31 коп., всего в сумме 33 358 руб. 63 коп.
Предприниматель, не согласившись с указанным постановлением, оспорил его в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых взносах" и подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Из пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Положениями Федерального закона "О страховых взносах" не предусматривается освобождение индивидуальных предпринимателей, временно не осуществляющих свою предпринимательскую деятельность по различным причинам, в том числе по причине ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
При этом определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 182-О было установлено, что нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривавшие взимание фиксированного платежа, во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Указанная позиция основана на том, что согласно статье 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды нахождения лица, уплачивающего страховые взносы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, подлежат зачету в страховой стаж. При этом в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду выделяются средства из федерального бюджета.
Вместе с тем, Федеральным законом от 24.12.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страховые взносы в виде фиксированного платежа с 1 января 2010 года были отменены.
Федеральным законом "О страховых взносах" введен новый порядок уплаты страховых взносов, согласно которому размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, не являющимся работодателем, определяется исходя из стоимости страхового года.
Однако положения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 182-О правовой актуальности не утратили.
Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж застрахованного лица, под которым согласно статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Следовательно, в пенсионный страховой стаж могут быть зачтены отдельные периоды, когда соответствующая деятельность не осуществлялась и страховые взносы не уплачивались (так называемые нестраховые периоды).
Нестраховые периоды перечислены в статье 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.05.2005 № 182-О указал, что предписания статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и об условиях такого зачета распространяются на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", включая лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, каких-либо исключений в отношении этой категории данным законом не установлено. Следовательно, положения статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающие взимание с индивидуальных предпринимателей страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа и устанавливающие минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, обязательный для уплаты, не могут истолковываться как ограничивающие право данной категории застрахованных лиц на зачет в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности) либо устанавливающие иные, ухудшающие их положение, условия реализации данного права по сравнению с тем, как они определены действующим пенсионным законодательством для лиц, работающих по трудовому договору.
Аналогичный правовой подход закреплен в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.10.2011 № ВАС-13115/11.
Кроме того, Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ с 01.01.2013 введена в действие часть 6 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах", согласно которой плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Таким образом, в настоящее время в Федеральном законе "О страховых взносах" нормативно закреплена правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, выраженная им в определении от 12.05.2005 № 182-О, что свидетельствует о том, что данное определение распространялось на отношения, регулируемые с 01.01.2010 Федерального закона "О страховых взносах".
Как следует из материалов дела, 24.08.2001 ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
19.08.2013 ФИО2 родила ребенка, что подтверждается свидетельством о рождении <...> от 09.09.2013, в связи с чем, с 19.08.2013 ФИО1 осуществляла уход за ребенком и находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
За указанный период ФИО1 была представлена в налоговый орган декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с нулевыми показателями.
Из анализа приведенных выше норм права, а также установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для начисления и взыскания с Предпринимателя страховых взносов за период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. Доказательств того, что период с 19.08.2013 не являлся для Предпринимателя периодом ухода за ребенком Управлением не представлено.
Таким образом, постановление Управления от 14.04.2014 № 04378090004238 подлежит признанию незаконным в части доначисления страховых взносов на страховую часть и накопительную часть трудовой пенсии в общей сумме 10 826 руб. 40 коп.; в части начисления недоимки по страховым взносам, подлежащим уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год, в сумме 1061 руб. 82 коп.; в части начисления пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов на страховую часть и накопительную часть трудовой пенсии в общей сумме 217 руб. 34 коп.; в части пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 69 руб. 43 коп.
Расходы по государственной пошлине в сумме 200 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на Управление.
Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области от 14.04.2014 № 04378090004238 признать незаконным в части доначисления страховых взносов на страховую часть и накопительную часть трудовой пенсии в общей сумме 10 826 руб. 40 коп.; в части начисления недоимки по страховым взносам, подлежащим уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год, в сумме 1061 руб. 82 коп.; в части начисления пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов на страховую часть и накопительную часть трудовой пенсии в общей сумме 217 руб. 34 коп.; в части пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 69 руб. 43 коп.
2. В удовлетворении остальной части требования отказать.
3. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области, расположенного по адресу: <...>, в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>), проживающей по адресу: <...>, расходы по государственной пошлине в сумме 200 руб., уплаченные по квитанции от 15.05.2014.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
3. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья | Е.В. Ушакова |