ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-4746/19 от 11.09.2019 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир

18 сентября 2019 года                                                                        Дело № А11-4746/2019

Резолютивная часть решения объявлена 11.09.2019.

В полном объеме решение изготовлено 18.09.2019.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Угрюмовой М.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Владимирская лизинговая компания" (600005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

об отмене предписания Управления Федерального казначейства по Владимирской области (600000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) от 18.03.2019 № 28-11-20/22-1370.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета   спора: государственное унитарное предприятие Тверской области "Торжокское дорожное ремонтно-строительное управление" (172002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).

В судебном заседании приняли участие:

ООО "Владимирская лизинговая компания": ФИО1 – представитель (доверенность от 09.01.2019 сроком действия один год, паспорт);

УФК по Владимирской области: ФИО2 – представитель (доверенность от 20.08.2019 № 28-18-32/25 сроком действия по 20.08.2022, паспорт); ФИО3 – представитель (доверенность от 24.10.2018 № 28-17-32/33 сроком действия три года, удостоверение).

Общество с ограниченной ответственностью "Владимирская лизинговая компания" (далее – ООО "Владимирская лизинговая компания") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 03.04.2019, в котором  просит отменить предписание Управления Федерального казначейства по Владимирской области (далее – УФК по Владимирской области) от 18.03.2019
№ 28-11-20/22-1370.

В судебном заседании 04.09.2019,в котором в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11.09.2019, представитель ООО "Владимирская лизинговая компания" поддержал заявленное требование.

УФК по Владимирской области представило в материалы дела отзыв от 23.04.2019 № 28-11-20/18-2022, в котором указывает на необоснованность заявленного требования.

Представители УФК по Владимирской области в заседании суда поддержали изложенную в отзыве позицию.

Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, УФК по Владимирской области проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Владимирская лизинговая компания" условий предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".

По результатам проверки УФК по Владимирской области составлен акт от 08.02.2019 и выдано предписание от 18.03.2019 № 28-11-20/22-1370, которым на
ООО "Владимирская лизинговая компания" возложена обязанность устранить выявленное нарушение путем возмещения неправомерно израсходованных средств федерального бюджета в сумме 1 010 000 руб. в течение 30 дней с даты получения настоящего предписания.

ООО "Владимирская лизинговая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного предписания УФК по Владимирской области.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе установлено, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится УФК по Владимирской области.

Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации (подпункт "б" пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере).

Таким образом, оспариваемое предписание выдано УФК по Владимирской области в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, в ходе проведения проверки УФК по Владимирской области выявлено нарушение ООО "Владимирская лизинговая компания" условий предоставления субсидии при предоставлении скидки по уплате авансового платежа лизингополучателю – государственному унитарному предприятию Тверской области "Торжокское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее – ГУП "Торжокское ДРСУ") по договору лизинга от 20.09.2018 № 31806832155.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2017 № 518 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники, заключенным в 2017 году (далее – Правила предоставления субсидий № 518).

В силу пункта 2 Правил предоставления субсидий № 518 субсидии предоставляются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.

Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (пункт 6 Правил предоставления субсидий № 518).

Пунктом 5 Правил предоставления субсидий № 518 установлено, что субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий: организация реализует льготные лизинговые программы в отношении техники, указанной в приложении № 1 к настоящим Правилам, с предоставлением скидки лизингополучателям в следующем размере цены техники, являющейся предметом лизинга:

15 процентов - в случае, если передача техники по договору лизинга осуществляется в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, Сибирского федерального округа, а также в Калининградской области, Республике Крым и г. Севастополе;

10 процентов - в случае, если передача техники по договору лизинга осуществляется в других субъектах Российской Федерации.

В ходе проверки УФК по Владимирской области установлено, что в 2018 году между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и ООО "Владимирская лизинговая компания" (получатель) заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники от 21.05.2018 № 020-11-2018-163 (далее - Соглашение) с дополнительными соглашениями от 13.12.2018 № 020-11-2018-163/1, от 18.12.2018 № 020-11-2018-163/2, от 20.12.2018 № 020-11-2018-163/3.

В соответствии с разделом I Соглашения его предметом является предоставление заявителю из федерального бюджета в 2018 году субсидии в целях возмещения потерь в доходах получателя, связанных с предоставлением лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники (подпункт 1.1.1).

Пунктом 2.1 Соглашения установлено, что субсидия предоставляется в
2018 году в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству промышленности и торговли Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета в размере 1 руб.

Пунктом 1.1.1 дополнительного соглашения от 20.12.2018 № 020-11-2018-163/3 внесено изменение в пункт 2.1 Соглашения, согласно которому сумма субсидии увеличена на 1 009 999 руб. и составила 1 010 000 руб.

Согласно подпункту 3.1 раздела III Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники, заключенным в 2017 году, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2017 № 518, а именно:

-на цели, указанные в разделе I Соглашения (подпункт 3.1.1 Соглашения);

-при представлении получателем в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации документов, подтверждающих факт произведенных получателем недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Правилами предоставления субсидий № 518 и Соглашением, а также иных документов, определенных в приложении № 1 к Соглашению (подпункт 3.1.2 Соглашения).

При предоставлении субсидии заявителю в Соглашении (пункт 3.2.1) было установлено условие предоставления субсидии, а именно заключение заявителем договоров лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники в рамках льготных лизинговых программ, указанных в приложении № 2 к настоящему Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, с предоставлением единовременной скидки лизингополучателям по уплате авансового платежа в следующем размере от цены техники, являющейся предметом лизинга:

15 процентов – в случае, если передача строительно-дорожной и (или) коммунальной техники по договору лизинга осуществляется в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, Сибирского федерального округа, а также Калининградской области, Республике Крым и г. Севастополе;

10 процентов – в случае, если передача строительно-дорожной и (или) коммунальной техники по договору лизинга осуществляется в других субъектах Российской Федерации.

Согласно приложению № 1 к Правилам предоставления субсидий № 518 предельный размер субсидии на единицу техники (экскаваторы самоходные одноковшовые гусеничные) при передаче техники в других субъектах Российской Федерации составляет 1 010 000 руб.

В рамках проведенной проверки установлено, что 20.09.2018 между
ООО "Хит Машинери" (поставщик), ООО "Владимирская лизинговая компания" (покупатель) и ГУП "Торжокское ДРСУ" (лизингополучатель) был заключен договор поставки № ХИТ/2018/988/1 на передачу от поставщика покупателю дорожно-строительной техники (экскаватора одноковшевого на гусеничном ходу HITACHI ZX240LC-5G) по цене 11 700 000 руб.

Оплата поставщику за товар по договору поставки в размере 11 700 000 руб. произведена 25.09.2018.

Принимая во внимание положение подпункта 3.2.1 пункта 3.2 Соглашения, ООО "Владимирская лизинговая компания" при заключении договора лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники в рамках условий Соглашения обязано было предоставить лизингополучателю единовременную скидку в размере 10 % по уплате авансового платежа от цены товара, что составляет 1 170 000 руб.

Между тем в ходе проверки установлено, что между ООО "Владимирская лизинговая компания" (лизингодатель) и ГУП "Торжокское ДРСУ" (пизингополучатель) 20.09.2018 был заключен договор № 31806832155 на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) экскаватора HITACHI на основании протокола, составленного по результатам проведения электронного аукциона № 31806832155
от 10.09.2018. Общая сумма договора лизинга составила 12 096 733 руб. 24 коп. с учетом НДС.

В соответствии с дополнительным соглашением № 1 к договору лизинга лизингополучатель осуществляет авансовый платеж в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора в сумме 4 520 000 руб.

Лизингодатель предоставляет лизингополучателю скидку по уплате авансового платежа в размере 1 010 000 руб. С учетом предоставляемой лизингодателем скидки итоговый размер авансового платежа, который осуществляет лизингополучатель, составляет 3 510 000 руб.

ООО "Владимирская лизинговая компания" 04.10.2018 обратилось в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением о предоставлении субсидии в размере 1 010 000 руб. из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах при предоставлении лизингополучателю – ГУП "Торжокское ДРСУ" скидки по уплате авансового платежа по договору лизинга №31806832155 экскаватора HITACHI ZX240LC-5G, заключенного 20.09.2018.

Согласно представленного в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации расчета размера субсидии, предоставляемой заявителю на возмещение потерь в доходах при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договору лизинга от 20.09.2018 № 31806832155, размер предоставляемой заявителем скидки указан 8,63 %.

Таким образом, ООО "Владимирская лизинговая компания", взяв на себя обязательство предоставить лизингополучателю 10% скидки по уплате авансового платежа от цены техники (11 700 000 х 10 % = 1 170 000), фактически предоставило скидку лишь 8,63 % от стоимости единицы техники в сумме 1 010 000 руб., что является нарушением подпункта 3.2.1 пункта 3.2. Соглашения и пункта 5 Правил предоставления субсидий № 518.

Данный факт подтвержден актом проверки от 08.02.2019, Соглашением, расчетом размера субсидии, предоставляемой ООО "Владимирская лизинговая компания" на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингодателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники, пояснительной запиской генерального директора ФИО4 от 06.02.2019№ 14, решением Арбитражного суда Владимирской области от 11.06.2019 по делу № А11-4006/2019.

Заявитель имел возможность для соблюдения условий получения субсидии, установленных Соглашением и Правилами предоставления субсидий № 518, и предоставить лизингополучателю 10 % скидки по уплате авансового платежа от цены техники в размере 1 170 000 руб.. Однако заявитель не выполнил данные условия, предоставив лизингополучателю лишь 8,63 % скидки от цены техники в размере
1 010 000 руб.

В соответствии с пунктом 21 Правил предоставления субсидий № 518 (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого предписания) в случае установления факта нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии средства, полученные организацией, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и (или) уполномоченного органа государственного финансового контроля.

На основании изложенного, предписание УФК по Владимирской областиот 18.03.2019 № 28-11-20/22-1370 соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ООО "Владимирская лизинговая компания" не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Владимирская лизинговая компания" отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                         Н.Ю. Давыдова