АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-4935/2008-К2-27/304
11 сентября 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 11.09.2008.
Полный текст решения изготовлен 11.09.2008.
В судебном заседании 04.09.2008 в 15 час. 00 мин. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11.09.2008 до 15 час. 00 мин.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи З.В. Поповой,
при ведении протокола судебного заседания судьей З.В. Поповой, рассмотрел в судебном
заседании дело по заявлению прокурора Камешковского района Владимирской области
об отмене постановления заместителя начальника государственной жилищной инспекции
от 01.07.2008 о прекращении производства по делу об административном
правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной
ответственностью "Содружество" и возвращении дела на новое рассмотрение в государс-
твенную жилищную комиссию,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Содружество",
при участии:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом (почтовое уведомление №
11595);
от заинтересованного лица: ФИО1, по доверенности от 04.06.2008 № 3, сроком
действия три года (присутствовала в судебном заседании до и после объявления
перерыва),
от общества с ограниченной ответственностью "Содружество": ФИО2, по
доверенности от 09.01.2008 (присутствовал в судебном заседании до объявления
перерыва),
установил:
Прокурор Камешковского района (далее по тексту – Прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления заместителя начальника государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее по тексту – Инспекция, заинтересованное лицо) от 01.07.2008 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью "Содружество" и возращении дела на новое рассмотрение в государственную жилищную инспекцию.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Содружество" (далее по тексту – Общество).
В обоснование заявленных требований Прокурор, со ссылкой на часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ, часть 1 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации, указал, что постановление вынесено, а дело рассмотрено в отсутствие законных представителей Общества и Прокуратуры, а также на то, что постановление вынесено в день поступления материалов, следовательно, не было предоставлено времени для подготовки дела к рассмотрению. В постановлении не содержится сведений о сроке и порядке его обжалования.
Также заявитель указал, что в соответствии с пунктами 3, 6, 9, 49, 60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, Общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ. По мнению заявителя, любое лицо, воспрепятствующее получению гражданами коммунальных услуг в предусмотренном законом количестве и качестве, подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ. Общество не имело оснований для прекращения подачи тепловой энергии МУ РЭП, так как получало все необходимые платежи и оборудование котельной находилось в исправном состоянии.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (без номера, без даты).
Общество требование Прокурора не признало по мотивам, изложенным в отзыве на заявление от 21.07.2008 №06-п/08837.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.
Прокуратурой Камешковского района в связи с поступившим 10.06.2008 обращением Главы города Камешково Владимирской области проведена проверка исполнения жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что между Обществом, которому принадлежит котельная, и МУ РЭП Камешковского района 01.10.2006 заключен договор № 179. В соответствии с данным договором Общество обязуется поставлять МУ РЭП Камешковского района тепловую энергию в горячей воде и паре на нужды отопления микрорайона № 3 г. Камешково, городской бани и подогрев горячей воды в микрорайоне № 3 г. Камешково.
Прокурор указывает, что с января 2008 года Общество в одностороннем порядке потребовало с МУ РЭП Камешковского района оплату за поставляемую тепловую энергию по тарифу, который не предусмотрен договором. МУ РЭП не признало данные требования и оплачивало поставленную энергию в соответствии с условиями договора от 01.10.2006 № 179. Общество насчитало МУ РЭП Камешковского района долг, исходя из новых тарифов, в одностороннем порядке прекратило поставку тепловой энергии, возобновив ее в мае 2008 года и окончательно прекратив 31.05.2008. Жители микрорайона № 3 г. Камешково оказались без горячего водоснабжения.
25.06.2008 заместителем прокурора Камешковского района в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения в Инспекцию.
Заместителем начальника Инспекции 01.07.2008 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, так как в ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении установлено, что Общество не является исполнителем коммунальных услуг и, соответственно, не может рассматриваться как субъект административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Инспекция также направила в прокуратуру Камешковского района письмо от 01.07.2008 № ГЖИ-799-01/25 о том, что по результатам подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении вынесено постановление о прекращении производства по делу, при этом указав, что в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ – завышение или занижение регулируемых государством цен на услуги, так как тариф на тепловую энергию устанавливается органами исполнительной власти, а не юридическим лицом.
Не согласившись с постановлением от 01.07.2008, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Правила предоставления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее по тексту - Правила).
При этом в Правилах коммунальные услуги определены как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 3.1 ГОСТа 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 № 158-ст, жилищно-коммунальные услуги представляют собой действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подачи потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.
В пункте 4 Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
К числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, в соответствии с пунктом 6 Правил отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В пункте 3 Раздела 1 Правил дано определение основных терминов, используемых в них, в том числе, указанное выше определение коммунальных услуг, а также:
- коммунальных ресурсов как холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа, бытового газа в баллонах, тепловой энергии, твердого топлива, используемых для предоставления коммунальных услуг;
- исполнителя коммунальных услуг как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, представляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги:
- ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов, управляющей организации как юридического лица независимо от организационно правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, управляющих многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, внутридомовых инженерных систем как инженерных коммуникаций и оборудования, предназначенного для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.
При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договоров, заключенных с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении коммунальных ресурсов непосредственно в соответствующей ресурсоснабжающей организации. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды и т.д. При этом обслуживание внутридомовых инженерных сетей осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме, либо с собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное (пункт 7 Правил).
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (пункт 75 Правил).
При выборе собственниками многоквартирного дома способа управления "управляющая организация" исполнителем коммунальной услуги может быть только управляющая организация, которая в силу закона (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) должна предоставлять коммунальные услуги.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, может быть лишь юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые непосредственно осуществляют деятельность по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивают комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях гражданам – потребителям и непосредственно находятся с ними в соответствующих отношениях и по вине которых нарушается нормативный уровень или режим обеспечения потребителей этими услугами.
В данном случае исполнителем коммунальных услуг в микрорайоне № 3 г. Камешково являются управляющие организации, что подтверждается договорами на управление жилыми многоквартирными домами от 01.01.2008, от 09.11.2007, б/д б/н, и протоколами общего собрания собственников жилья. Внутридомовые инженерные системы, с использованием которых потребителю – жителям микрорайона № 3 г. Камешково, предоставляются коммунальные услуги – горячее водоснабжения, относятся к общему имуществу многоквартирного дома и содержатся управляющими организациями, что подверждается вышеуказанными договорами.
Кроме того, управляющие организации постановлениями инспекции привлечены к ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами – горячим водоснабжением (постановления от 29.08.2008 № 134-01/13, от 22.08.2008 № 142-01/13, от 22.08.2008 № 130-01/13).
Как следует из представленного в материалы дела договора между МУ РЭП и Обществом он заключен на приобретение коммунального ресурса – тепловой энергии, которую Общество обязуется бесперебойно поставлять МУ РЭП Камешковского района, т.е. Общество, не осуществляет деятельность по горячему водоснабжению - не представляет коммунальные услуги, не состоит в договорных отношениях с гражданами – потребителями, не является исполнителем коммунальных услуг, не обслуживает внутридомовые инженерные системы многоквартирных домов.
В данном случае Общество не принимало на себя обязательства предоставлять жителям названные услуги, следовательно, не является субъектом правонарушения, предусмотренного в статье 7.23 КоАП РФ.
В данном случае Прокурором при проведении проверки не установлены фактические участники процесса оказания коммунальной услуги, не установлены отношения, существующие между организациями, участвующими в предоставлении данной услуги населению, не определены границы ответственности между этими участниками, а также не выяснен вопрос о том, на какой организации лежит обязанность по предоставлению горячей воды в указанные жилые дома.
Довод Прокурора о том, что субъектом данного правонарушение может быть любое лицо, по вине которого не предоставляются коммунальные услуги, не принимается судом, так как исходя из смысла вышеизложенных норм права, в том числе понятия коммунальной услуги, субъектом данного правонарушение может быть лицо, которое оказывает коммунальные услуги и обязано соблюдать Правила.
Доказательств того, что именно Общество является лицом, обязанным предоставлять коммунальные услуги, и приняло на себя обязательства предоставлять их жителям микрорайона № 3 г. Камешково, Прокурором не представлено.
Не принимается довод Прокурора о том, что постановление Инспекции подлежит отмене в связи с нарушением статей 25.1, 29.10 КоАП РФ.
Статьей 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, установившего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет вопрос о том, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (пункт 4).
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 24.5 КоАП РФ).
Поскольку вопросы наличия обстоятельств, исключающих производство по делу, согласно пункту 4 статьи 29.1 КоАП РФ проверяются при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, то отсутствие события административного правонарушения, является в силу пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу.
В данном случае КоАП РФ не предусмотрено, что о стадии подготовки дела об административном правонарушении и вынесении постановления в рамках части 2 статьи 24.5 КоАП РФ необходимо извещать участвующих в деле лиц, а также орган, составивший протокол об административном правонарушении. В КоАП РФ также не установлено сроков подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении и вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении на данной стадии.
Кроме того, неизвещение Общества не нарушило его прав и законных интересов, так как производство по административному делу в отношении него было прекращено.
При этом арбитражный суд также учитывает, что вынесение оспариваемого постановления в отсутствие представителей Общества и Прокуратуры, неуказание в нем сроков и порядка обжалования, не привело к принятию неправильного постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Заявление Прокурора рассмотрено арбитражным судом по существу и в ходе рассмотрения настоящего дела арбитражным судом установлено, что Общество действительно не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 7.23 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах дела заявление Прокурора не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении между сторонами расходов по государственной пошлине не рассматривался арбитражным судом, так как в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 110¸ 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. В удовлетворении требования Прокурора Камешковского района Владимирской области об отмене постановления заместителя начальника государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 01.07.2008 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Содружество" и возращении дела на новое рассмотрение в государственную жилищную инспекцию отказать.
2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир) в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья З.В. Попова