Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-4/2009-К2-22/24
" 30 " января 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.01.2009.
Полный текст решения изготовлен 30.01.2009.
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
судьи
Кузьминой Т.К.
при ведении протокола судебного заседания
судьей Кузьминой Т.К.,
(указать лицо, которое вело протокол)
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Гусь-Хрустального межрайонного
прокурора о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1-
фовича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя: - ФИО2 – прокурора отдела прокуратуры Владимирской области (служебное удостоверение № 154313 сроком действия до 01.10.2010);
от заинтересованного лица: - ФИО1 - лично;
установил:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор (далее – заявитель, Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование предъявленного требования Прокурор сослался на статью 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 20, 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", подпункты "б", "в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок пассажиров более 8 человек, пункт 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, пункты 1.2, 1.4 Типового положения об организации медицинских осмотров водителей автотранспортных средств. Он отметил, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только прошедшими специальное обучение медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат и при наличии у лечебного учреждения лицензии на осуществление медицинской деятельности. Прокурор указал, что в ходе проведенной 30.12.2008 проверки были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Предпринимателем требований, предъявляемых при лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Данные обстоятельства зафиксированы в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.12.2008.
Предприниматель не представил отзыв на заявление. В судебном заседании он пояснил, что не заключал договор с лечебным учреждением (имеющим соответствующую лицензию) для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, так как одному из его работников ФИО3 после прохождения подготовки у заведующего психиатрического отделения муниципального учреждения здравоохранения Гусь-Хрустальная городская больница № 1 ФИО4 было выдано удостоверение инспектора № 6/08 от 18.09.2008, дающее право проводить профилактические осмотры водителей автотранспортных средств. Предприниматель отметил, что добросовестно заблуждался относительно надлежащего исполнения обязанности по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.
Выслушав представителя заявителя и Предпринимателя, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Предприниматель зарегистрирован 26.07.1996 Администрацией гор. Гусь-Хрустальный (регистрационный номер АН-2170). 06.10.2004 сведения о нем внесены Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Гусь-Хрустальному (основной государственный регистрационный номер 304330428000151). Предприниматель осуществляет деятельность в области пассажирских автоперевозок и имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, регистрационный номер АСС-33-011533, выданную на срок с 01.01.2005 по 31.12.2009 на основании приказа Владимирского областного отделения Ространсинспекции от 10.12.2004 № 18565/011533.
В декабре 2008 года Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автобусов индивидуальным предпринимателем ФИО1, в результате которой были установлены факты нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Проверкой установлено, что Предприниматель владеет двумя автобусами на праве собственности и шестнадцатью автобусами на основании договора аренды. Им организованы ежедневные автобусные рейсы в г. Гусь-Хрустальный по маршрутам №№ 1, 2, 6. Предпринимателем заключен с Управлением городским хозяйством администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный договор от 01.01.2008 на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на регулярных городских маршрутах на территории указанного муниципального образования на 2008, 2009, 2010 годы. Согласно пункту 1.1 данного договора Предприниматель осуществляет регулярные перевозки пассажиров автобусами по маршруту № 6 по утвержденному Управлением расписанию. Предпринимателем заключен также договор № 1 от 01.01.2009 с обществом с ограниченной ответственностью "Бочкарев" на оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров в городском общественном транспорте. Из условий данного договора следует, что сторонами организовано совместное ежедневное осуществление перевозки пассажиров на городских маршрутах №№ 1, 2, 6 по согласованному графику движения.
В судебном заседании Предприниматель не оспорил факт осуществления ежедневных перевозок пассажиров на принадлежащих ему автобусах по указанным маршрутам, в том числе в период проведения прокуратурой проверки.
Проверкой установлено и не оспаривается Предпринимателем, что предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся одним из работников Предпринимателя – ФИО3 Указанный работник не является медицинским работником, но имеет удостоверение № 6/08 от 18.09.2008 о прохождении обучения по 67 часовой программе подготовки инспекторов по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств, выданное заведующим психиатрическим отделением МУЗ Гусь-Хрустальная городская больница № 1 ФИО4
В ходе проведенной 30.12.2008 проверки также установлено отсутствие у Предпринимателя необходимого помещения медицинского пункта с материально-техническим оснащением для оказания неотложной медицинской помощи и выполнения медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых). В целях проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований водителей автотранспортных средств Предприниматель не заключал договор с лечебным учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В судебном заседании Предприниматель пояснил, что у него имеется помещение, состоящее из одной комнаты, где проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей автобусов. Он не оспорил факт отсутствия в указанном помещении материально-технического оснащения, предусмотренного в пункте 4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.
Таким образом, в ходе проверки прокуратурой выявлено нарушение требований статей 20, 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" пункта 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности первозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, подпунктов "б", "в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – Положение о лицензировании), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, в части организации и проведения с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовых медицинских осмотров водителей, мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Установив в действиях Предпринимателя признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 30.12.2008 Прокурор принял постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Предпринимателя.
При принятии постановления соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса и права лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 31.12.2008 Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд признал требование Прокурора подлежащим удовлетворению.
Подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию. В статье 2 указанного Федерального закона определено, что лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В статье 23 указанного Федерального закона предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Аналогичное требование содержится в пункте 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения о лицензировании соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является одним из лицензионных требований и условий при осуществлении указанной деятельности.
В подпункте "в" пункта 4 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензиат обязан соблюдать установленные статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (письмо Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32). Для организации работы по проведению предрейсового осмотра водителей автотранспортных средств указанными Министерствами разработано Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств", являющееся приложением № 2 к указанным методическим рекомендациям.
Согласно пунктам 1.2, 1.4, 1.6 раздела 1 названного Типового положения предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию. Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт; медицинским работником, как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения.
В пункте 4 раздела 2 Типового положения предусмотрено, что для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное): кушетка медицинская, письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф; прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп - 2 шт., прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт., алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики (постоянный запас в количестве: алкометры – 2 шт., экспресс-тесты на наркотики – 10 шт.), столик для медицинского оборудования, шпатели медицинские – 10 шт., сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт., оборудованная комната для отбора биологических сред.
Установленный прокуратурой в ходе проверки порядок организации Предпринимателем предрейсовых медицинских осмотров водителей автобусов свидетельствует о нарушении Предпринимателем одного из лицензионных требований, обеспечивающих безопасность дорожного движения, выразившегося в не обеспечении проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей с привлечением медицинских учреждений или медицинских работников, имеющих соответствующую лицензию.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от трех до четырех тысяч рублей.
Согласно статье 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное
В соответствии частью 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Поскольку факт совершения Предпринимателем административного правонарушения подтвержден документально и им не оспорен, арбитражный суд признает Предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса, и назначает ему наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В соответствии со статьями 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания арбитражным судом учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, совершение административного правонарушения впервые.
Арбитражный суд оценил характер и степень общественной опасности совершенного Предпринимателем правонарушения и не нашел оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине арбитражным судом не рассматривался, поскольку Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено взыскание государственной пошлины за рассмотрение арбитражными судами заявлений о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, проживающего по адресу: <...>, сведения о котором внесены 06.10.2004 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Гусь-Хрустальному в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (основной государственный регистрационный номер 304330428000151), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 (трех тысяч) рублей.
Выдать исполнительный лист по истечении тридцати дней после вступления решения в законную силу при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа по следующим реквизитам:
получатель - УФК по Владимирской области (Финансовое управление администрации города Владимира), расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Владимирской области г. Владимир, БИК 041708001, ИНН <***>, КБК 09211690040040000140, ОКАТО 17401000000, КПП 332801001.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд (<...>).
Судья Т.К. Кузьмина.