600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13
е-mail: vladimir.info@arbitr.ru, http://vladimir.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-5360/2012
03 октября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 26.09.2012.
Решение в полном объеме изготовлено 03.10.2012.
В судебном заседании 24.09.2012 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были объявлен перерыв до 26.09.2012.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Батраковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овсянниковой А.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Альянс» (ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Центральной акцизной таможни от 23.05.2012 по делу об административном правонарушении № 10009000-352/2012,
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.06.2012 № 29;
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 15.12.2011 №03-42/31328,
установил.
Закрытое акционерное общество «Альянс» (далее – заявитель, ЗАО «Альянс», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной акцизной таможни (далее – заинтересованное лицо, Таможня) от 23.05.2012 по делу об административном правонарушении № 10009000-352/2012.
В обоснование заявленного требования заявитель, не оспорив факт совершения административного правонарушения, указал на возможность применения в данном случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
При этом Общество сослалось на то, что действия, по представлению отчетности за 3-й квартал 2011 г. (о товарах, находящихся на хранении на таможенном складе, о товарах, в отношении которых таможенный режим таможенного склада был завершен, и о товарах, в отношении которых имело место проведение операций, установленных в соответствии со статьей 232 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) по форме, предусмотренной Приказом ГТК России от 25.02.2004 № 236 «Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада», не содержат какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекли какого-либо ущерба охраняемым общественным отношениям и не привели к тяжелым последствиям и нарушениям.
Более подробно доводы заявителя отражены в его заявлении в суд от 27.06.2012.
Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласилось, указав на правомерность вынесения оспариваемого постановления и отсутствие оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Более подробно возражения Таможни указаны в ее отзыве.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав пояснения представителя сторон, арбитражный суд установил следующее.
ЗАО «Альянс» представил на Владимирский акцизный таможенный пост ЦАТ (далее - таможенный пост) отчет владельца таможенного склада ЗАО «Альянс» о товарах, находящихся на хранении на таможенном складе, о товарах, в отношении которых таможенный режим таможенного склада был завершён, и о товарах, в отношении которых имело место проведение операций, установленных в соответствии со статьей 232 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), за 3-й квартал 2011 года (за период с 01.07.2011 по 30.09.2011), который впоследствии служебной запиской от 15.11.2011 № 35-07/1124 таможенный пост направил в отдел таможенных режимов ЦАТ.
Общество представило форму отчётности, в соответствии с требованиями приказа ГТК России от 25.02.2004 № 236 «Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада».
Однако, 01.04.2011 данный приказ ГТК России утратил силу в связи изданием приказа ФТС России от 28.12.2010 № 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчётности лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела», вступившего в законную силу 02.04.2011, которым была утверждена новая форма указанной отчётности (Приложение № 3 «Форма отчётности владельца таможенного склада перед таможенным органом о товарах, находящихся на хранении на таможенном складе, о товарах, в отношении которых таможенная процедура таможенного склада была завершена, и о товарах, в отношении которых имело место проведение операций, установленных в соответствии с пунктом 4 статьи 232 ТК ТС.
В связи с выявлением вышеуказанных нарушением 23.05.2012 постановлением по делу об административном правонарушении № 10009000-352/2012 Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Обществообратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления, оценив представленные сторонами доказательства и приведенные ими доводы в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд не нашел оснований для удовлетворения заявленного требования в связи с нижеследующим.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет обжалуемое решение в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО «Альянс» представил на Владимирский акцизный таможенный пост ЦАТ (далее - таможенный пост) отчет владельца таможенного склада ЗАО «Альянс» о товарах, находящихся на хранении на таможенном складе, о товарах, в отношении которых таможенный режим таможенного склада был завершён, и о товарах, в отношении которых имело место проведение операций, установленных в соответствии со статьей 232 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), за 3-й квартал 2011 года (за период с 01.07.2011 по 30.09.2011), который впоследствии служебной запиской от 15.11.2011 № 35-07/1124 таможенный пост направил в отдел таможенных режимов ЦАТ.
Заявитель представил форму отчётности, в соответствии с требованиями приказа ГТК России от 25.02.2004 № 236 «Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада». Однако, 01.04.2011 данный приказ ГТК России утратил силу в связи изданием приказа ФТС России от 28.12.2010 № 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчётности лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела», вступившего в силу 02.04.2011, которым была утверждена новая форма указанной отчётности (Приложение № 3 «Форма отчётности владельца таможенного склада перед таможенным органом о товарах, находящихся на хранении на таможенном складе, о товарах, в отношении которых таможенная процедура таможенного склада была завершена, и о товарах, в отношении которых имело место проведение операций, установленных в соответствии с пунктом 4 статьи 232 ТК ТС.
Таким образом, Таможня пришла к выводу, что форма представленной ЗАО «Альянс» отчётности не соответствует требованиям Приказа ФТС России от 28.12.2010 № 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчётности лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела» и не содержит необходимую информацию: о времени помещения товаров на склад; о складских номерах товаров; о буквенных кодах валюты; о дате окончания хранения на таможенном складе; о весе брутто либо объёме товаров, помещённых под таможенную процедуру таможенного склада; о стоимости товаров, помещённых под таможенную процедуру таможенного склада; о весе брутто либо объёме товаров, в отношении которых таможенная процедура завершена; о стоимости товаров, в отношении которых таможенная процедура завершена; о дате и времени выдачи со склада товаров, в отношении которых таможенная процедура завершена; о весе брутто либо объёме товаров, оставшихся на таможенном складе; о стоимости товаров, оставшихся на таможенном складе; о количестве товаров в единицах измерения, в отношении которых осуществлялись операции в соответствии с пунктом 4 статьи 232 ТК ТС; о весе брутто или объёме товаров, в отношении которых осуществлялись операции в соответствии с пунктом 4 статьи 232 ТК ТС; о стоимости товаров, в отношении которых осуществлялись операции в соответствии с пунктом 4 статьи 232 ТК ТС; о лице, приобретшем имущественные права на товары, в отношении которых осуществлялись операции в соответствии с пунктом 4 статьи 232 ТК ТС; о номере документа контроля товаров, помещённых под таможенную процедуру, в отношении которых осуществлялись операции в соответствии с пунктом 4 статьи 232 ТК ТС.
В связи с обнаружением нарушений требований таможенного законодательства Российской Федерации Таможня составила протокол об административном правонарушении от 05.04.2012 № 10009000-352/2012, на основании которого оспариваемым постановлением от 23.05.2012 по делу об административном правонарушении № 10009000-352/2012 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, 13.04.2012 и 26.04.2012 руководителю ЗАО «Альянс» направлены запросы (исх. ЦАТ №№ 23-17/9592 и 23-17/10554 соответственно) с целью выяснения обстоятельств дела об административном правонарушении.
Общество на вышеуказанные запросы Таможни не ответило, пояснения не представило. Иное заявителем не доказано.
В соответствии с пунктом 5 статьи 233 ТК ТС порядок ведения учёта и предоставления отчётности в отношении товаров, помещённых под таможенную процедуру таможенного склада и (или) размещённых на таможенных складах, определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ТК ТС владелец таможенного склада обязан вести учёт товаров, хранящихся на таможенном складе, и представлять таможенным органам отчётность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии со статьёй 177 Федерального закона от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ).
Согласно части 15 статьи 177 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ порядок представления таможенным органам отчетности владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов, владельцами магазинов беспошлинной торговли, таможенными перевозчиками определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Порядок представления отчетности владельца таможенного склада перед таможенным органом установлен Приказом ФТС России от 28.12.2010 № 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчётности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела».
Согласно пункту 9 Приказа ФТС России от 28.12.2010 № 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчётности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела» обязанность владельца таможенного склада по представлению отчётности в таможенные органы наступает с момента включения в реестр владельцев таможенного склада. Согласно свидетельству № 10009/033 ЗАО «Альянс» 08.02.2011 включено в Реестр владельцев таможенных складов.
Как следует из пункта 10 Приказа ФТС России от 28.12.2010 № 2636, владелец таможенного склада представляет ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчётным, и по разовому письменному запросу таможенного органа отчётность по форме, указанной в приложении № 3: отчётность о товарах, помещённых под процедуру таможенного склада, должна содержать информацию: о номере таможенной декларации; о дате и времени помещения товара на склад; о складском номере товара; о наименовании товара; о коде товара (не менее первых четырёх знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ТС; о буквенном коде валюты, указанном в таможенных документах; о дате окончания хранения на таможенном складе; о помещении товаров под таможенную процедуру (количестве товара в единицах измерения, весе брутто либо объёме товара, стоимости товара в валюте, указанных в таможенных документах); о завершении таможенной процедуры (количестве товара в единицах измерения, весе брутто либо объеме товара, стоимости товара в валюте, указанных в таможенных документах, номере таможенного документа, на основании которого таможенная процедура завершена, таможенная процедура, под которую помещён товар, дате и времени выдачи товара со склада); об остатке товара (количестве товара в единицах измерения, весе брутто либо объёме товара, стоимости товара в валюте, указанных в таможенных документах); о передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами (количестве товара в единицах измерения, весе брутто либо объёме товара, стоимости товара в валюте, указанных в таможенных документах, лице, приобретшем имущественные права на товары, номер документа контроля товаров, помещённых под таможенную процедуру).
Данная форма отчетности направлена на получение таможенным органом актуальной информации о товарах, помещённых под процедуру таможенного склада.
Между тем, ЗАО «Альянс» требования законодательства Российской Федерации о таможенном деле не выполнило. Отчётность о товарах, находящихся на хранении на таможенном складе, о товарах, в отношении которых таможенный режим таможенного склада был завершён, и о товарах, в отношении которых имело место проведение операций, установленных в соответствии со ст. 232 ТК ТС, за 3-й квартал 2011 года, представленная ЗАО «Альянс», не соответствует форме, установленной Приказом ФТС России от 28.12.2010 № 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчётности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела». Отчётность по установленной форме (согласно Приложению № 3 Приказа ФТС России от 28.12.2010 № 2636) ЗАО «Альянс» таможенному органу представлена не была.
Частью 16 статьи 177 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ установлено, что за непредставление и (или) несвоевременное представление в установленный срок в таможенный орган отчетности, предусмотренной настоящей статьей, а равно за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, лица, указанные в части 4 данной статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 177 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, помещенными под таможенные процедуры таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада или выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, или с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, связанными с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, после выпуска товаров, или хранящие иностранные товары, обязаны представлять отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, при заполнении отчётности владельца таможенного склада за 3-й квартал 2011 года ЗАО «Альянс» должно было руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации о таможенном деле и составить указанную отчётность по установленной форме в соответствии с Приказом ФТС России от 28.12.2010 № 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчётности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела» (Приложение № 3).
Между тем, Общество не проявило степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения действующего законодательства Российской Федерации о таможенном деле, и не представило в Центральную акцизную таможню отчётность владельца таможенного склада о товарах, находящихся на хранении на таможенном складе, о товарах, в отношении которых таможенная процедура таможенного склада была завершена, и о товарах, в отношении которых имело место проведение операций, установленных в соответствии с пунктом 4 статьи 232 ТК ТС, регламентированную Приказом ФТС России от 28.12.2010 № 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчётности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела» (Приложение №3).
Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7П отсутствие вины предприятия, учреждения и организации в совершении таможенного правонарушения имеет место лишь в случае, когда нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных правоотношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается: служебной запиской Владимирского акцизного т/п ЦАТ от 15.11.2011 № 35-07/1124, отчетностью за 3 квартал 2011 года владельца таможенного склада ЗАО «Альянс» о товарах, находящихся на хранении на таможенном складе, о товарах, в отношении которых таможенный режим таможенного склада был завершён, и о товарах, в отношении которых имело место проведение операций, установленных в соответствии со статьей 232 ТК ТС, а также иными документами, находящимися в материалах дела.
Довод заявителя о том, что представление ЗАО «Альянс» формы отчётности, в соответствии с требованиями приказа ГТК России от 25.02.2004 № 236 «Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада», не наносит вреда охраняемым правоотношениям, суд отклоняет в виду следующего.
Статья 16.15 КоАП РФ предусматривает, что непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Данный состав является формальным, поскольку противоправность совершенного деяния не ставится в зависимость от наступления последствий, в данном случае отсутствует материальное выражение последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, причиняющим вред публичным интересам в сфере таможенного контроля, осуществляемого государственными органами.
Общественная опасность данного правонарушения обусловлена игнорированием ЗАО «Альянс» требований закона, регулирующего правоотношения в сфере таможенного дела.
Таким образом, ЗАО «Альянс» виновно в совершении административного правонарушения, выразившегося в непредставлении в таможенный орган отчётности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП России.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, его роль в совершении правонарушения и учитывая, что рассматриваемый случай не является исключительным, арбитражный суд не нашел оснований для квалификации вменяемого Обществу административного правонарушения как малозначительного (статья 2.9 КоАП РФ, пункты 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Как следует из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения является правом, а не обязанностью административного органа.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и, производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 16.15 КоАП РФ, свидетельствует о нарушении заявителем общественных правоотношений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил). Факт нарушения действующего таможенного законодательства и обстоятельства совершения рассматриваемого административного правонарушения исключают возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ. Рассматриваемое правонарушение препятствует осуществлению государственного учета и контроля за соблюдением таможенных правил.
Кроме того, отклоняя доводы о малозначительности правонарушения, суд учитывает, что заявитель является профессиональным участником рассматриваемых правоотношений в области таможенного дела и своевременное предоставление достоверной отчетности является его прямой обязанностью в силу требований действующего таможенного законодательства. Общество обязано строго соблюдать требования нормативных правовых актов таможенного дела при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Применительно к установленным обстоятельствам дела суд не усматривает оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Оснований для смягчения ответственности в соответствии со статьями 4.2, 4.1 КоАП РФ также не имеется с учетом того, что оспариваемым постановлением административное наказание назначено в минимальном размере.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
С учетом вышеизложенного арбитражный суд не находит оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления и, следовательно, для удовлетворения требования Общества.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении требований закрытого акционерного общества «Альянс» о признании незаконным и отмене постановления Центральной акцизной таможни от 23.05.2012 по делу об административном правонарушении № 10009000-352/2012 отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней с момента принятия решения.
Судья Е.Н. Батракова