ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-5657/14 от 07.08.2014 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир

7 августа 2014 года                                                                          Дело № А11-5657/2014

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой И.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление унитарного муниципального предприятия "Бытсервис" Ковровского района (601951, Владимирская область, Ковровский район, п. Достижение, ул. Фабричная, д. 42, ОГРН 1063332013788, ИНН 3317011575)

о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 5/7, ОГРН 1067746766240, ИНН 7702609639) от 23.05.2014 № 11.2‑Пс/0318‑0179пл‑2014 о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие:

УМП "Бытсервис": Дынин Михаил Анатольевич – директор (распоряжение от 13.07.2009 № 329‑р, паспорт);

Центральное управление Ростехнадзора: Долгих Марина Сергеевна – представитель (доверенность от 30.12.2013 № 250 сроком действия до 31.12.2014, паспорт).

Унитарное муниципальное предприятие "Бытсервис" Ковровского района (далее – УМП "Бытсервис") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Центральное управление Ростехнадзора) от 23.05.2014 № 11.2‑Пс/0318‑0179пл‑2014 о привлечении УМП "Бытсервис" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

В обоснование заявленного требования УМП "Бытсервис" указывает, что не оспаривает факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом сообщает, что выявленные нарушения №№ 1 – 10, 12, 13 устранены, в отношении нарушения № 11 проводятся мероприятия по его устранению. Заявитель полагает, что выявленные нарушения не содержат существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, носят формальный характер. Руководитель УМП "Бытсервис" указывает на сложное финансовое состояние предприятия и социально-значимый характер осуществляемой им деятельности. Просит учесть позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 25.02.2014 № 4‑П, и уменьшить размер назначенного ему административного штрафа. Кроме того, УМП "Бытсервис" считает, что Центральным управлением Ростехнадзора была нарушена процедура привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании 31.07.2014, в котором в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 07.08.2014, представитель заявителя поддержал заявленное требование с учетом дополнения от 06.08.2014 № 284.

Центральное управление Ростехнадзора представило в материалы дела отзыв от 31.07.2014, в котором указало на необоснованность заявленного УМП "Бытсервис" требования.

В заседании суда представитель административного органа поддержал изложенную в отзыве позицию.

Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

УМП "Бытсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Владимирской области 15.11.2006.

Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя от 03.04.2014 № В‑179‑пр в период с 14.04.2014 по 25.04.2014 Центральным управлением Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка в отношении УМП "Бытсервис" с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, мониторинга антитеррористической деятельности.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: системы теплоснабжения, расположенной по адресу: Владимирская область, Ковровский район, п. Достижение, ул. Фабричная, д. 30А (III класс, регистрационный № А15‑04048‑0001), системы теплоснабжения, расположенной по адресу: Владимирская область, Ковровский район, с. Санниково, ул. Центральная, д. 65 (III класс, регистрационный № А15‑04048‑0002), системы теплоснабжения, расположенной по адресу: Владимирская область, Ковровский район, с. Клязьминский городок, ул. Клязьминская ПМК, д. 27 (III класс, регистрационный № А15‑04048‑0003), выразившиеся в следующем:

1) не разработан и не согласован с территориальными органами Ростехнадзора документ (положение) по расследованию причин инцидентов на опасных производственных объектах (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 № 480; пунктов 11, 12 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263);

2) не заключен с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договор на обслуживание опасных производственных объектов по локализации и ликвидации возможных последствий аварий (нарушение статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");

3) организацией не представлены до 01.04.2014 в территориальный орган Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 14.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263);

4) не проводятся комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности (нарушение пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; подпункта "в" пункта 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263; пункта 7.2 Положения по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте);

5) в разработанном плане мероприятий по локализации и ликвидации возможных последствий аварий отсутствует общий раздел плана (нарушение статей 9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 12 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730);

6) начальник участков № 1 и № 1А Иванов В.А. не аттестован по общим требованиям промышленной безопасности и требований промышленной безопасности по специальным вопросам (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 12 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору");

7) 22.07.2012 истек срок очередной аттестации лица, ответственного по надзору за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией труб технологических агрегатов (установок) (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 3 раздела 1 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб ПБ 03‑445‑02, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56);

8) 27.04.2013 истек срок очередной аттестации у руководителя и специалистов на знание Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12‑529‑03 (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 1.2.9 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12‑529‑03, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9);

9) не проведена очередная проверка знаний безопасных методов труда и приемов выполнения работ у рабочих (слесарей по эксплуатации и ремонту газового оборудования с правом выполнения газоопасных работ Китаева О.Б., Коршунова Н.Е., Исаева Н.В.) в объеме производственных инструкций (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пунктов 1.2.9, 1.2.10 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12‑529‑03);

10) у рабочих, занятых обслуживанием газового оборудования, отсутствуют производственные инструкции, соблюдение требований которых обеспечивает безопасное проведение работ, с учетом профиля производственного объекта, конкретных требований к эксплуатации газового оборудования (технических устройств), технологическую последовательность выполнения работ, методы и объемы проверки качества их выполнения (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 5.1.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12‑529‑03);

11) более трех лет не проводились режимно-накладочные испытания автоматики безопасности котлов в котельных (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пунктов 5.7.1, 5.7.8 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12‑529‑03; пункта 34 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317);

12) не проводится ежегодная проверка контура молниезащиты дымовых труб (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 15 раздела 3 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб ПБ 03‑445‑02);

13) не проводятся наблюдения за креном труб и осадками фундаментов геодезическими методами один раз в год на котельных (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116‑ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 17 раздела 3 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб ПБ 03‑445‑02).

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 25.04.2014 № 11.1‑0179пл‑А/089‑2014, заявителю выдано предписание от 25.04.2014 № 11.2‑В179прпл‑П/0247‑2014 об устранении выявленных нарушений.

По результатам проверки Центральным управлением Ростехнадзора составлен протокол от 13.05.2014 № 11.2‑В0179прпл‑Пр/0281‑2014 об административном правонарушении,

Центральным управлением Ростехнадзора вынесено постановление от 23.05.2014 № 11.2‑Пс/0318‑0179пл‑2014 о привлечении УМП "Бытсервис" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

УМП "Бытсервис" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене указанного постановления Центрального управления Ростехнадзора.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы участвующих в судебном заседании лиц, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктами 1, 5.3.1.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор является специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности и осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты.

В статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.

В статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" закреплены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.

В частности, в пункте 1 указанной статьи установлена обязанность организации, эксплуатирующей такой объект, соблюдать положения Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Следовательно, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является организация, эксплуатирующая опасный производственный объект и не исполнившая предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязанности.

Материалами дела подтверждается наличие у УМП "Бытсервис" в эксплуатации опасных производственных объектов.

В соответствии с пунктом 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263, работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности; разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации; проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах; ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест; организовывать разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности; организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности; доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами; проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности.

В силу пункта 12 указанных Правил работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обеспечивает контроль за ремонтом технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, в части соблюдения требований промышленной безопасности; своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений; наличием документов об оценке (о подтверждении) соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.

Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (пункт 14.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263).

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Кроме того, статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 11, 12 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730, план мероприятий состоит из общих и специальных разделов. Общие разделы плана мероприятий содержат характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий; возможные сценарии возникновения и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий; характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.

В силу пункта 12 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Пунктом 3 раздела 1 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб ПБ 03‑445‑02 установлено, что ответственные по надзору за техническим состоянием труб технологических агрегатов (установок) должны быть аттестованы территориальной аттестационной комиссией, создаваемой приказом начальника территориального органа Госгортехнадзора России в соответствии с "Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России", утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 11.01.1999 № 2, и зарегистрированным Минюстом России от 12.02.1999 № 1706 РД 04-265-99.

В соответствии с пунктом 1.2.9 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12‑529‑03 аттестация проводится периодически в сроки у руководителей и специалистов - 1 раз в 3 года; у рабочих (проверка знаний безопасных методов труда и приемов выполнения работ) - 1 раз в 12 месяцев. Проверке знаний рабочих должна предшествовать их дополнительная теоретическая подготовка по программам, разработанным с учетом профиля работ и утвержденным техническим руководителем организации.

Первичная, очередная и внеочередная аттестация (проверка знаний требований промышленной безопасности, настоящих Правил и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов) проводится в соответствии с "Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России", утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 30.04.2002 № 21 (пункт 1.2.10 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12‑529‑03).

Для лиц, занятых эксплуатацией объектов газового хозяйства, должны быть разработаны и утверждены руководителем организации должностные инструкции, определяющие обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов; производственные инструкции, соблюдение требований которых обеспечивает безопасное проведение работ, с учетом профиля производственного объекта, конкретных требований к эксплуатации газового оборудования (технических устройств), технологическую последовательность выполнения работ, методы и объемы проверки качества их выполнения (пункт 5.1.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12‑529‑03).

Эксплуатационная организация должна обеспечить постоянный технический контроль, обслуживание, текущий и капитальный ремонты приборов и средств автоматизации, блокировок и сигнализации, установленных на газопроводах и газоиспользующих установках, а также взрывозащищенного электрооборудования, обеспечивающего режим безопасной коммутации электроцепей во взрывоопасных зонах и помещениях (пункт 5.7.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12‑529‑03).

Значение уставок срабатывания автоматики безопасности, блокировок и средств сигнализации должно соответствовать параметрам, указанным в техническом отчете пусконаладочной организации (пункт 5.7.8 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12‑529‑03).

В пункте 34 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317, определено, что в процессе эксплуатации газоиспользующего оборудования с периодичностью не реже одного раза в 3 года должны проводиться следующие режимно-наладочные работы теплотехническая (режимная) наладка газоиспользующего оборудования; наладка средств автоматического регулирования и контроля; наладка теплоутилизирующего оборудования; наладка вспомогательного оборудования.

Согласно пункту 15 раздела 3 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб ПБ 03‑445‑02 молниезащита труб должна выполняться по проекту. Проверка контура молниезащиты должна производиться ежегодно.

Наблюдения за креном труб и осадками фундаментов геодезическими методами в первые два года эксплуатации должны проводиться 2 раза в год и в дальнейшем один раз в год. В случае стабилизации осадок (не более 1 мм в год) измерения проводятся один раз в 5 лет (пункт 17 раздела 3 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб ПБ 03‑445‑02).

Факт нарушения заявителем указанных требований промышленной безопасности подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

Согласно частям 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о том, что УМП "Бытсервис" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством требований, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

Таким образом, Центральное управление Ростехнадзора пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях УМП "Бытсервис" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения наказание в виде административного штрафа назначено УМП "Бытсервис" в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемое постановление принято Центральным управлением Ростехнадзора в пределах его полномочий, а также в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении со стороны Центрального управления Ростехнадзора судом не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмены постановления Центрального управления Ростехнадзора от 23.05.2014 № 11.2‑Пс/0318‑0179пл‑2014 не имеется, заявление УМП "Бытсервис" удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о наличии оснований для изменения оспариваемого постановления в части размера назначенного административного штрафа.

УМП "Бытсервис" указывает на несоразмерность размера штрафа последствиям нарушения, просит учесть его сложное финансовое состояние, а также социально-значимый характер осуществляемой им деятельности. Заявитель сообщает, что обслуживает 55 населенных пунктов Ковровского района в радиусе 70 километров, предоставляя следующий виды услуг: отопление, водоснабжение, водоотведение. На территории Клязьминского сельского поселения находятся 39 водопроводно-насосных станций, в п. Достижение и п. Филино – очистные сооружения. По состоянию на 01.07.2014 штатная численность УМП "Бытсервис" составляет 58 человек. Сложное финансовое состояние предприятия сложилось из-за низкой платежеспособности населения, поскольку основным потребителем коммунальных услуг является население – 90 %. По состоянию на 01.07.2014 дебиторская задолженность предприятия составляет 8 699 540 руб., кредиторская задолженность – 8 558 700 руб.

Исходя из пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Учитывая конкретные обстоятельства совершенного УМП "Бытсервис" административного правонарушения, арбитражный суд пришел к выводу о том, что назначенный административный штраф в размере 200 000 руб. не учитывает финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также социально-значимый характер осуществляемой им деятельности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

В связи с изложенным назначенный заявителю административный штраф подлежит снижению до 50 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.05.2014 № 11.2‑Пс/0318‑0179пл‑2014 о привлечении унитарного муниципального предприятия "Бытсервис" Ковровского района к административной ответственности изменить в части назначения административного наказания, уменьшив размер административного штрафа до 50 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                         Н.Ю. Давыдова