ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-5701/2018 от 04.06.2018 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир

4 июня 2018 года Дело № А11-5701/2018

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Степановой Р.К.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефимовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области (600000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЗООЛИГА" (153021, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области: ФИО1 (по доверенности от 22.03.2018 № 12/09 сроком действия один год);

от общества с ограниченной ответственностью "ЗООЛИГА": ФИО2 (по доверенности от 24.05.2018 № ЦБ-1 сроком действия по 10.06.2018),

установил.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области (далее – Управление Россельхознадзора по Владимирской области) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 25.04.2018 № ФУ-2/1812, в котором просит привлечь общество с ограниченной ответственностью "ЗООЛИГА" (далее – ООО "ЗООЛИГА") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании 28.05.2018, в котором в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 04.06.2018, представитель Управления Россельхознадзора по Владимирской области поддержал заявленное требование.

ООО "ЗООЛИГА" представило в материалы дела ходатайство от 24.05.2018, в котором признает факт наличия выявленных в ходе проведения проверки нарушений. При этом указывает, что указанные нарушения были устранены сразу после выявления Управлением Россельхознадзора по Владимирской области.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с согласия лиц, участвующих в деле, арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание.

Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО "ЗООЛИГА" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.06.2014. ООО "ЗООЛИГА" имеет лицензию от 01.12.2016 № 00-16-2-002954 на осуществление фармацевтической деятельности в сфере оптовой и розничной торговли лекарственными препаратами для ветеринарного применения.

На основании распоряжения (приказа) врио руководителя от 06.02.2018 № 92/118 Управлением Россельхознадзора по Владимирской области проведена плановая выездная проверка с целью подтверждения (неподтверждения) фактов нарушения ООО "ЗООЛИГА" деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.

В ходе проведения проверки 22.03.2018 в ветеринарной аптеке, расположенной по адресу: <...>, выявлены следующие нарушения:

-отсутствует специально выделенная (карантинная) зона или специальный контейнер для хранения лекарственных средств с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке, недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств (нарушение пункта 16 приказа Министерства сельского хозяйства России от 15.04.2015 № 145 "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения");

-лекарственные препараты хранятся с нарушениями условий хранения, указанными на упаковке, а именно: "ФИО3 П" (раствор витаминов A, D3, Е в масле) 2 флакона по 100 мл раствор для перорального применения, производитель ООО НПП "Агрофирм" г. Воронеж на этикетке производителя указана температура хранения от +2С до +15С, на момент проверки данный препарат хранился при температуре +22С (нарушение пункта 39 приказа Министерства сельского хозяйства России от 15.04.2015 № 145 "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения");

в ветеринарной аптеке, расположенной по адресу: <...>, выявлены следующие нарушения:

-отсутствует специально выделенная (карантинная) зона или специальный контейнер для хранения лекарственных средств с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке, недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств (нарушение пункта 16 приказа Министерства сельского хозяйства России от 15.04.2015 № 145 "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения").

Выявленные нарушение отражены в акте проверки от 30.03.2018 № 02/118.

По результатам проверки Управлением Россельхознадзора по Владимирской области составлен протокол об административном правонарушении от 25.04.2018 № 02/01 КА.

На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление Россельхознадзора по Владимирской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ЗООЛИГА" к административной ответственности.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы участвующих в судебном заседании лиц, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО "ЗООЛИГА" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к данной статье Кодекса указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

В соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются
лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В силу пункта 47 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (часть 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Лицензионные требования и условия для фармацевтической деятельности установлены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081.

Пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности установлено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" – "з" пункта 5 настоящего Положения.

В силу подпункта "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности обязательно соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для ветеринарного применения, правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.

Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.04.2015 № 145 (далее - Правила хранения лекарственных средств).

Согласно пункту 16 Правил хранения лекарственных средств при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке, недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне или в специальном контейнере не более 3 месяцев с целью уничтожения таких лекарственных средств в соответствии с Правилами уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 674.

Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), должно осуществляться в соответствии с условиями хранения, предусмотренными инструкциями по применению лекарственных препаратов, или условиями хранения, указанными на первичной упаковке фармацевтических субстанций (пункт 39 Правил хранения лекарственных средств).

В соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от 12.04.2010 № 61?ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, несут ответственность за несоблюдение правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61?ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.

Согласно части 2 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61?ФЗ "Об обращении лекарственных средств" правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Факт осуществления ООО "ЗООЛИГА" фармацевтической деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) подтверждается материалами дела (акт проверки от 30.03.2018 № 02/118, протокол об административном правонарушении от 25.04.2018 № 02/01 КА).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, вменяемого ООО "ЗООЛИГА".

У ООО "ЗООЛИГА" имелась возможность для соблюдения установленных лицензионных условий при осуществлении фармацевтической деятельности, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В связи с этим
ООО "ЗООЛИГА" является виновным в совершении административного правонарушения.

Таким образом, в действиях ООО "ЗООЛИГА" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении со стороны Управления Россельхознадзора по Владимирской области судом не установлено.

На основании изложенного заявление Управления Россельхознадзора по Владимирской области о привлечении ООО "ЗООЛИГА" к административной ответственности подлежит удовлетворению.

С 4 июля 2016 года Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" КоАП Российской Федерации дополнен новой статьей 4.1.1, в соответствии с которой предусмотрена замена административного наказания в виде штрафа предупреждением.

При этом такая замена допустима судом в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное ими административное правонарушение, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП Российской Федерации, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса.

Согласно статье 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Судом установлено, что 1 августа 2016 года ООО "ЗООЛИГА" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией "Микропредприятие".

С учетом статуса ООО "ЗООЛИГА" как субъекта малого предпринимательства, а также факта устранения нарушений, суд считает возможным на основании статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заменить административный штраф на предупреждение.

Указанное административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так другими лицами.

Поскольку Общество впервые совершило административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, то суд считает возможным назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

При этом под угрозой причинения вреда следует понимать наличие реальной угрозы такого причинения, а не основанной лишь на формальном предположении о возможности её возникновения. На этом основании подлежит отклонению довод заявителя о невозможности применения к рассматриваемому случаю положений части 1 статьи 4.1.1.

Согласно части 3 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

привлечь общество с ограниченной ответственностью "ЗООЛИГА" (153021, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения, применив статью 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Р.К. Степанова