ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-5999/2011 от 23.11.2011 АС Владимирской области

г. Владимир

"30" ноября 2011 года Дело № А11-5999/2011

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Шимановской С.Я.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кавиной И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Инвалиды Войны Афганистана", Владимирская область, г.Кольчугино (ОГРН: 1023300711840, ИНН: 3318003721),

о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Владимирской области от 18.07.2011 № 4 о принятии обеспечительных мер,

при участии:

от заявителя – Романова А.В. – по доверенности от 01.08.2011 (срок действия по 01.08.2012),

от заинтересованного лица – Алексеевой Е.Е. – по доверенности от 22.08.2011, Романовой О.Н. – по доверенности от 17.01.2011 №02-05/00159, Гордеевой Е.Е. – по доверенности от 31.10.2011,

от ОАО "Сбербанк России" – Ясманова А.В. – по доверенности от 23.06.2011 № 1673,

установил.

Общество с ограниченной ответственностью "Инвалиды Войны Афганистана" (далее – Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Владимирской области от 18.07.2011 №4 о принятии обеспечительных мер.

По мнению заявителя, оспариваемое решение не отвечает установленным налоговым законодательством принципам обоснованности, мотивированности и законности, затрагивает права и законные интересы налогоплательщика.

Заявитель считает, что налоговый орган не обосновал необходимость принятия обеспечительной меры и не доказал, что непринятие такой меры затруднит или сделает невозможным исполнение решения о взыскании налоговых платежей.

Также налогоплательщик сослался на то обстоятельство, что арестованное оспариваемым решением имущество находится в залоге у банка, что применительно к сложившееся спорной ситуации исключает возможность применения оспариваемых обеспечительных мер.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Владимирской области (далее – Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) в отзыве от 23.08.2011 и в дополнительных отзывах на заявление считает его необоснованным и с приведенными налогоплательщиком доводами не согласилась.

Как считает налоговый орган, неблагоприятное финансовое состояние Общества, необеспечение кредиторской задолженности ООО "Ива" дебиторской задолженности, рост заемных средств и кредиторской задолженности Общества в полной мере дало основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения (подробно позиция налогового органа изложена в отзыве и в трех дополнениях к нему).

Определением Арбитражного суда Владимирской области от 16.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Сбербанк России" филиал – Владимирское отделение № 8611 ОАО "Сбербанк России", г. Владимир.

Открытому акционерному обществу "Сбербанк России" филиалу – Владимирское отделение № 8611 ОАО "Сбербанк России" определением Арбитражного суда Владимирской области от 16.11.2011 отказано в удовлетворении заявления от 15.11.2011 № 11-4613 о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

В процессе рассмотрения спора заявитель уточнил требование, заявив о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Владимирской области от 18.07.2011 №4 о принятии обеспечительных мер с учетом решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Владимирской области от 09.11.2011 и от 15.11.2011.

Указанное уточнение судом принято в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении в открытом судебном заседании материалов дела арбитражным судом установлено нижеследующее.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, по результатам которой составлен акт проверки от 02.06.2011 № 8.

По результатам проверки Инспекцией вынесено решение от 07.07.2011 № 13 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

18.07.2011 Инспекцией в целях обеспечения возможности исполнения указанного решения вынесено решение № 4 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в отношении: недвижимого имущества на сумму 67 185 554 руб. 76 коп., в том числе

- нежилое здание - автозаправочная станция с постройками, кадастровый номер: 33:03:000114:0037:6795:15, адрес объекта: Владимирская область. Кольчугинский район, пос. Металлист, ул. Центральная, д. 1а, на сумму 2520524 руб. 47 коп.,

- АЗС - автозаправочная станция, нежилое, кадастровый номер 33:03:001007:16179:15, адрес объекта: Владимирская область, Кольчугинский район, муниципальное образование Бавленское сельское поселение, примерно в 800 м по направлению на юг от д. Ежово, на сумму 18163120 руб. 79 коп.,

- часть нежилого двухэтажного здания деревообрабатывающего цеха и административно-бытового корпуса, кадастровый номер 33:18:000201:0040:5008:15:0100:20002, адрес объекта: Владимирская область, г. Кольчугино, ул. Мира, д.84, на сумму 1 986 597 руб. 25 коп.,

- АЗС - автозаправочная станция, кадастровый номер 33:18:000303:68:15450:15, адрес объекта: Владимирская область, г. Кольчугино, ул. Шмелева, д.25, на сумму 7 882 061 руб. 31 коп.,

- станционная автозаправочная станция, кадастровый номер 33:18:000404:0016:12195:15, адрес объекта: Владимирская область, г. Кольчугино, пос. Лесосплава, д. 23. строение 2. на сумму 3 960 522 руб. 53 коп.,

- автозаправочная станция, сервисное, кадастровый номер 33-33-05/005/2009-155, адрес объекта: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, дер. Побойки, на сумму 6 607 112 руб. 33 коп.,

- АЗС нежилое производственное, кадастровый номер 33:36:00 00 00:0000:8260:000, адрес объекта: Владимирская область, Киржачский район, 16 км автомобильной дороги Кольчугино-Киржач (справа) в районе д.Жердево, на сумму 3 124 573 руб. 83 коп.,

- автозаправочная станция, адрес объекта: Владимирская область, Киржачский район, примерно в 50 метрах по направлению на юго-запад от д. Ефремово, ул. Центральная, д.1, на сумму 15 819 297 руб. 88 коп.,

- автостоянка, адрес объекта: г. Кольчугино, ул. Шмелева, д. 25. Расположена около автозаправочной станции с кадастровым номером 33:18:000303:68:15450:15, на сумму 2 487 118 руб. 33 коп.,

- земельный участок для эксплуатации объектов стационарной автозаправочной станции, кадастровый номер 33:03:0001 14:37, адрес объекта: Владимирская область, Кольчугинский район, пос. Металлист, ул. Центральная, д. 1а, на сумму 169 023 руб. 40 коп.,

- земельный участок, кадастровый номер 33:03:001007:92, адрес объекта: примерно в 800 м по направлению на юг от ориентира Населенный пункт, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область, Кольчугинский район, м/о Бавлены, д. Ежово, на сумму 600 000 руб.,

- земельный участок, предоставленный для производственных целей, кадастровый номер 33:18:000201:31, адрес объекта: Владимирская область, г. Кольчугино, ул. Мира, д. 84, на сумму 87 085 руб. 18 коп.,

- земельный участок для застройки объектами автомобильного сервиса, кадастровый номер 33:18:000303:698, адрес объекта: г. Кольчугино, ул. Шмелева, д. 25, на сумму 1 120 000 руб.,

- земельный участок, кадастровый номер 33:18:000404:16, адрес объекта: г. Кольчугино, пос. Лесосплава, д. 23, стр. 2, на сумму 114 017 руб.46 коп.,

- земельный участок для эксплуатации АЗС, кадастровый номер 33:14:000301:1, адрес объекта: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, Вашутинский сельский округ, установлено относительно ориентира 27 км автомобильной дороги Владимир-Гусь-Хрустальный, расположенный в границах участка, на сумму 28 500 руб.,

- земельный участок, предоставленный под строительство и эксплуатацию АЗС, кадастровый номер 33:02:020830:6, адрес объекта: Владимирская область. Киржачский район. 16 км справа автодороги Кольчугино - Киржач в районе д.Жердево, на сумму 80 000 руб.,

- земельный участок, кадастровый номер 33:18:000303:128, адрес объекта: Владимирская область, Кольчугинский район, г. Кольчугино, ул. Шмелева, д. 25,

- земельный участок, кадастровый номер 33:18:000405:95, адрес объекта: Владимирская область, Кольчугинский район, г. Кольчугино, участок примерно в 151 м по направлению на восток от дома №7 по ул. Владимирская, на сумму 2 436 000 руб.,

транспортных средства на сумму 4 982 796 руб. 28 коп., в том числе: автомашина VOLVO– 547 358 руб. 71 коп., гос. номер У132СВЗЗ, автомашина ЗИЛ-431412 – 7500 руб. 05 коп., гос. номер-В049ОВЗЗ, автомашина КАМАЗ-54115 – 152443 руб. 86 коп., гос. номер Х576СУЗЗ, автомашина Камаз-65116-62 – 817 924 руб. 86 коп., гос. номер Н4940РЗЗ, автомашина ИЖ-2717-230 – 53 851 руб. 21 коп., гос. номер А655СХЗЗ, автомашина ИЖ-27175-037 – 108 409 руб. 51 коп., гос. номер У3650ТЗЗ, автомашина Камаз-54115 – 251 621 руб. 17 коп., гос. номер Х577СУЗЗ, автомашина МАЗ-5337 – 32 898 руб. 32 коп., гос. номер С452СУЗЗ, автомашина Камаз-65116 – 1 109 251 руб. 44 коп., гос. номер Х747ККЗЗ, полуприцепы - цистерны Нефаз – 199 893 руб. 41 коп., гос. номер АВ840833, гос. номер АВ189433, полуприцеп - цистерна Нефаз- 578 396 руб. 84 коп. АЕ681433, полуприцеп-цистерна Volvo– 11 467 руб. 24 коп., полуприцеп - цистерна Нефаз – 1 111 779 руб. 66 коп., гос. номер АВ840733,

прочего имущества (машин и оборудования) на сумму 2 996 408 руб. 21 коп., в том числе: громкоговоритель (инвентарный номер 00000035) – 10 632 руб. 96 коп., емкости 25 куб.м. (инвентарный номер 00000070) – 471 942 руб. 02 коп., емкости 30 куб.м. (инвентарный номер 00000072) – 406 100 руб. 32 коп., емкости 50 куб.м. (инвентарный номер 00000076) – 754 620 руб. 68 коп., измерительная система струна (инвентарный номер 00000074) – 229 362 руб. 73 коп., ККМ "Элвис-Микро К" (инвентарный номер 00000019) – 4271 руб. 51 коп, ККМ "Элвис-Микро" (инвентарный номер 00000067) – 14 015 руб. 98 коп., компьютер (инвентарный номер 00000064) – 10 702 руб. 32 коп., компьютер (инвентарный номер 00000063) – 8028 руб. 66 коп., компьютер (инвентарный номер 00000062) – 15 525 руб. 32 коп., компьютер (инвентарный номер 00000057) – 8785 руб. 36 коп., компьютер (инвентарный номер 00000077) – 13 847 руб. 84 коп., компьютер (инвентарный номер 00000003) – 1037 руб. 21 коп., ноутбук (инвентарный номер 00000066) – 11 106 руб. 74 коп., ноутбук (инвентарный номер 00000065) – 11 106 руб. 74 коп., погружной насос ноутбук (инвентарный номер 00000025) – 79 083 руб. 14 коп., топливно-раздаточная колонка "Нара" (инвентарный номер 00000031) – 66 898 руб. 99 коп., топливно-раздаточная колонка "Нара" (инвентарный номер 00000023) – 17 078 руб. 52 коп., топливно-раздаточная колонка "Нара" (инвентарный помер 00000018) – 17 331 руб. 86 коп., топливно-раздаточная колонка "Нара" (инвентарный номер 00000020) – 72 466 руб. 85 коп., топливно-раздаточная колонка "Нара" (инвентарный номер 00000013) – 49 420 руб. 19 коп., топливно-раздаточная колонка "Топаз 103 МК1" (инвентарный номер 00000032) – 10 528 руб. 82 коп., трансформатор (инвентарный номер 00000028) – 27 502 руб. 98 коп., топливно-раздаточная колонка "Нара 7121" (инвентарный номер 00000071) – 136406 руб. 58 коп., топливно-раздаточная колонка "Нара 7321" (инвентарный номер 00000033) – 529 519 руб. 43 коп., уровнемер "Струна-М" (инвентарный номер 00000030) – 19 084 руб. 46 коп.

Решениями от 09.11.2011 и 15.11.2011 налоговым органом внесены изменения в решение от 18.07.2011 № 4 о принятии обеспечительных мер в отношении общества с ограниченной ответственностью "Инвалиды Войны Афганистана": исключить из состава недвижимого имущества следующий объект – автозаправочную станцию, адрес объекта: Владимирская область, Киржачский район, примерно в 50 метрах по направлению на юго-запад от д.Ефремово, ул.Центральная, д.1; исключить из состава прочего имущества следующие объекты: емкости 25 куб.м (инвентарный номер 00000070), емкости 30 куб.м (инвентарный номер 00000072), измерительная система струна (инвентарный номер 00000074), топливно-раздаточная колонка "Нара 7121" (инвентарный номер 00000071), топливно-раздаточная колонка "Нара 7321" (инвентарный номер 00000033).

Общество не согласилось с решением Инспекции от 18.07.2011 №4 о принятии обеспечительных мер в редакции решений от 09.11.2011 и 15.11.2011 и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проанализировав материалы дела и высказанные заявителем и заинтересованным лицом доводы, оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не находит законных оснований для удовлетворения требований заявителя.

При этом суд руководствуется нижеприведенным.

Полномочия по принятию обеспечительных мер предоставлены налоговым органам статьёй 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 10 указанной статьи после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Обеспечительной мерой может быть, в частности, запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (подпункт 1 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении: недвижимого имущества; транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений; иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов; готовой продукции, сырья и материалов.

Обеспечительные меры как ограничивающие хозяйственную самостоятельность налогоплательщика принимаются только в том случае, если у налогового органа после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения имеются достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем его исполнение.

Обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определённого времени на процедуру принудительного взыскания налогов во внесудебном порядке могут возникнуть затруднение либо невозможность исполнения принятого решения налогового органа по причине отчуждения (иного вывода) налогоплательщиком своих активов.

Вместе с тем норма, закрепленная в подпункте 1 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, не ограничивает права налогоплательщика по распоряжению принадлежащим ему имуществом, так как предусматривает возможность его реализации, но с согласия налогового органа.

Как следует из материалов дела, на основе представленной Обществом в налоговый орган отчетности, Инспекция установила значительное ухудшение финансового положения налогоплательщика.

Согласно бухгалтерскому балансу кредиторская задолженность Общества составила по состоянию на 31.12.2010 - 37946 тыс.руб., по состоянию на 31.03.2011 - 56175 тыс. руб., по состоянию на 30.06.2011 - 85717 тыс. руб.

Согласно бухгалтерскому балансу займы составили: по состоянию на 31.12.2010 - 126260 тыс. руб., в том числе: долгосрочные - 37810 тыс.руб., краткосрочные - 88450 тыс. руб., по состоянию на 31.03.2011 - 121850 тыс. руб., в том числе: долгосрочные - 36850 тыс.руб., краткосрочные - 85000 тыс. руб., по состоянию на 30.06.2011 - 121103 тыс. руб., в том числе: долгосрочные - 35890 тыс.руб., краткосрочные - 85717 тыс. руб.

Из материалов дела усматривается, что ряд коэффициентов, являющихся показателями экономического состояния Общества, а именно: коэффициент текущей ликвидности отражает платежные возможности предприятия, характеризует возможность расплатиться с краткосрочными долгами. Этот коэффициент принят в качестве официального критерия оценки платежеспособности предприятия. Данный коэффициент должен быть равен или больше двух. Если его значение менее двух, то это является для признания структуры баланса неудовлетворительной. Рассчитывается коэффициент по формуле: раздел II баланса (оборотные активы)/краткосрочные обязательства. Коэффициент текущей ликвидности Общества составил: по состоянию на 31.12.2010 – 0,585 (74041 тыс.руб./126396 тыс.руб.), по состоянию на 31.03.2011 – 0,591 (83500 тыс.руб./141175 тыс.руб.), по состоянию на 31.06.2011 – 0,651 (11203 тыс.руб./170930 тыс.руб.). Таким образом, коэффициент текущей ликвидности Общества составил менее установленной нормы, что подтверждает факт неблагоприятного экономического состояния Общества.

Помимо этого, следует отметить то обстоятельство, что 20.06.2011 в Инспекцию были представлены документы о создании общества с ограниченной ответственностью "ИВА-ОЙЛ".

Согласно сведениям, содержащимся в протоколе общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "ИВА-ОЙЛ" от 10.06.2011, принято решение о создании общества с ограниченной ответственностью "ИВА-ОЙЛ". Единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью "ИВА-ОЙЛ" в лице генерального директора избран Степанов Александр Иванович.

Как установлено, фактический адрес общества с ограниченной ответственностью "Ива" и общества с ограниченной ответственностью "ИВА-ОЙЛ" совпадает, совпадает и состав учредителей.

Из анализа бухгалтерского баланса вновь созданного общества следует, что по состоянию на 30.06.2011 у общества с ограниченной ответственностью "ИВА-ОЙЛ" отсутствуют основные средства, нематериальные активы, прочие внеоборотные активы, а так же оборотные активы (запасы, денежные средства, финансовые вложения, дебиторская задолженность, прочие оборотные активы).

Создание общества с ограниченной ответственностью "ИВА-ОЙЛ" с видом деятельности идентичным виду деятельности общества с ограниченной ответственностью "ИВА", учреждение обществ одними и теми же физическими лицами, управление ими одним физическим лицом, а так же отсутствие необходимых материальных ресурсов у вновь созданного общества обоснованно позволили Инспекции сделать вывод о том, что непринятие обеспечительных мер в отношении решения от 07.07.2011 № 13 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ИВА" к налоговой ответственности сделают невозможным его исполнение в дальнейшем.

Таким образом, арбитражный суд на основе оценки имеющихся в деле доказательств, исходя из фактических обстоятельств дела, а также учитывая, что стоимость имущества, в отношении которого применена обеспечительная мера, соответствует сумме налогов и пеней, доначисленных решением Инспекции от 07.07.2011 № 13 о привлечении Общества к налоговой ответственности, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Инспекции не нарушает прав налогоплательщика, а является гарантом отсутствия потенциальной возможности по реализации имущества и непосредственно связано с возможностью исполнения решения Инспекции от 07.07.2011 № 13 о взыскании сумм доначисленных по результатам проверки налогов и пеней; Инспекция действовала в пределах предоставленных ей полномочий и у нее имелись основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может привести к затруднительности или невозможности исполнения решения Инспекции.

Доводы Общества, приведенные в заявлении и дополнении к нему, судом признаются несостоятельными.

Факт нахождения имущества Общества в залоге у банка не лишает налоговый орган права принятия обеспечительных мер и это обстоятельство не влечет недействительность оспариваемого решения.

Таким образом, основываясь на изложенном, у арбитражного суда отсутствуют законные основания для признания недействительным оспариваемого решения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на Общество.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленного требования обществу с ограниченной ответственностью "Инвалиды Войны Афганистана", Владимирская область, г.Кольчугино (ОГРН: 1023300711840, ИНН: 3318003721), отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г.Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г.Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

С.Я.Шимановская