ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-6208/17 от 12.12.2017 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир Дело № А11-6208/2017

"26" декабря 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена – 19.12.2017.

Полный текст решения изготовлен – 26.12.2017.

В судебном заседании 12.12.2017 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 19.12.2017 до 09 час. 45 мин.

Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Ушаковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мельник И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" к обществу с ограниченной ответственностью "Мой Дом" о взыскании задолженности в сумме 485 407 руб. 58 коп.,

при участии представителей:

от АО "Владимирские коммунальные системы": Трелиной А.К. – по доверенности от 19.07.2017 № 622-п (сроком действия до 31.12.2017);

от ООО "Мой Дом": Никоновой Н.А. – по доверенности от 09.01.2017 № 2 (сроком действия на 1 год);

установил:

акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мой Дом" о взыскании задолженности по возмещению затрат на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Владимир, ул. Добросельская, д. 161, г. Владимир, ул. Юбилейная, д. 16-Б, в сумме 485 407 руб. 58 коп.

Заявлением от 06.12.2017 истец уточнил заявленные требования и просил суд взыскать с ответчика задолженность по возмещению затрат на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Владимир, ул. Добросельская, д. 161, г. Владимир, ул. Юбилейная, д. 16-Б, за период с ноября 2015 года по ноябрь 2017 года в сумме 202 253 руб. 15 коп.

Данное уточнение в силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято арбитражным судом как не противоречащее закону и не нарушающее права других лиц.

Ответчик в возражениях на иск от 24.07.2017 № 589 просил в удовлетворении заявленного требования отказать. При этом ответчик указал, что собственники помещений в указанных многоквартирных домах не принимали решений о возмещении истцу расходов на установку узлов учета единовременно в полном объеме.

Кроме того, ответчик пояснил, что у истца с жителями указанных домов заключены прямые договоры на отпуск тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение. По мнению ответчика, истец вправе самостоятельно выставить затраты на установку узлов учета тепловой энергии непосредственно собственникам помещений в данных многоквартирных домах в своих платежных квитанциях.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ответчик является управляющей компанией многоквартирных домов по адресам: г. Владимир, ул. Добросельская, д. 161, г. Владимир, ул. Юбилейная, д. 16-Б.

Истец поставляет в указанные дома тепловую энергию.

В рамках Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" истцом в многоквартирных домах по адресам: г. Владимир, ул. Добросельская, д. 161, г. Владимир, ул. Юбилейная, д. 16-Б, установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии.

Установленные приборы учета потребления тепловой энергии приняты в эксплуатацию актами допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 25.11.2015, подписанными истцом и ответчиком, организацией, ответственной за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Работы по установке общедомовых приборов учета были выполнены в спорных домах, так как собственники помещений не исполнили обязанность по установке общедомовых приборов учета в установленный законом срок.

Расходы по установке приборов учета в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Владимир, ул. Добросельская, д. 161, составили – 239 617 руб. 93 коп., и включают в себя:

- 12 510 руб. 36 коп. - разработка проекта узла учета в соответствии с пунктом 2.2.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170;

- 227 107 руб. 57 коп. - работы по установке прибора учета тепловой энергии из материалов истца.

Расходы по установке приборов учета в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Владимир, ул. Юбилейная, д. 16-Б, составили – 245 789 руб. 65 коп., и включают в себя:

- 12 510 руб. 36 коп. - разработка проекта узла учета в соответствии с пунктом 2.2.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170;

- 233 279 руб. 29 коп. - работы по установке прибора учета тепловой энергии из материалов истца.

Истец направил в адрес ответчика счет на оплату расходов по установке общедомовых приборов учета от 19.04.2017 № 25 на сумму 485 407 руб. 58 коп., однако оплата ответчиком не произведена.

Поскольку истцу не были компенсированы расходы на установку общедомовых приборов учета, последний обратился к ответчику с претензией от 25.04.2017 № 50101-19-00510.

Не получив от ответчика возмещения расходов по установке приборов учета, истец предъявил исковое заявление в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 5 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.06 № 491 (далее - Правила № 491) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в состав которого входят, в том числе, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Из приведенных правовых норм следует, что критерием для отнесения того или иного инженерного оборудования дома к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.

Факт выполнения истцом работ по установке общедомовых приборов учета установлен судом и ответчиком не оспаривается.

Таким образом, установленные приборы учета, являются частью системы инженерной инфраструктуры многоквартирных жилых домов, необходимые для обеспечения собственников помещений в этом доме тепловой энергией и в силу статьи 290 Гражданского кодекса и статьи 36 Жилищного кодекса являются общей долевой собственность указанных лиц.

В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.09 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ).

Как следует из частей 5 и 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета. При этом, в силу закона обязанность по оснащение жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.

Расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета подлежат возмещению собственниками помещений в многоквартирных домах в полном размере вне зависимости от факта пользования собственниками данными приборами учета.

При этом, установка индивидуального прибора учета (как самостоятельная обязанность) не освобождает собственника помещения от обязанности установить общедомовой прибор учета или возместить расходы лица, выполнившего за него данную обязанность в силу закона.

Согласно пункту 38 (1) Правил № 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил № 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, ответчик является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Владимир, ул. Добросельская, д. 161, г. Владимир, ул. Юбилейная, д. 16-Б.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, нормами Федерального закона № 261-ФЗ установлена обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, помимо прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае собственники помещений многоквартирных домов не исполнили обязанность, предусмотренную статьей 13 Федерального закона № 261-ФЗ.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.

Из пункта 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

Управляющая компания, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме и лишенное возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных собственников, не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.

На дату обращения истца в суд с иском пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета не истек.

При этом, из материалов дела не усматривается, что собственники помещений в многоквартирных домах приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Учитывая изложенное стоимость расходов истца на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии за период с ноября 2015 года по ноябрь 2017 года (25 месяцев) составила 202 253 руб. 15 коп. Расчет стоимости расходов на установку общедомовых приборов учета произведен истцом правильно и не нарушает права ответчика.

Таким образом, арбитражный суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

Расходы по госпошлине в сумме 7045 руб. подлежат отнесению на ответчика в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу подлежит возврату из федерального бюджета 5663 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 14.06.2017 № 9063.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мой Дом" (ИНН 3329034827, ОГРН 1053303616684), расположенного по адресу: г. Владимир, Суздальский пр-т, д. 3, в пользу акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ИНН 3327329166, ОГРН 1033301818659), расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Чайковского, д. 38-Б, задолженность по возмещению затрат на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Владимир, ул. Добросельская, д. 161, г. Владимир, ул. Юбилейная, д. 16-Б, за период с ноября 2015 года по ноябрь 2017 года в сумме 202 253 руб. 15 коп., расходы по государственной пошлине в сумме 7045 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

2. Возвратить акционерному обществу "Владимирские коммунальные системы" из федерального бюджета 5663 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 14.06.2017 № 9063.

Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.

3. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.В. Ушакова