600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
17 декабря 2020 года Дело № А11-6951/2020
Резолютивная часть решения объявлена 10.12.2020.
В полном объеме решение изготовлено 17.12.2020.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Угрюмовой М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области (600000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (600000, г. Владимир,
ул. Большая Московская, д. 1, ИНН <***>, ОГРН <***>) от 13.04.2020 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок
№ 033/06/69-280/2020, предписания от 13.04.2020 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок по делу
№ 033/06/69-280/2020.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
общество с ограниченной ответственностью "Вереск" (390507, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>);
администрация муниципального образования Меленковский район (602102, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>);
комитет по управлению имуществом Меленковского района (602102, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>);
общество с ограниченной ответственностью "Водосток Стройремонт" (155523, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>);
государственное унитарное предприятие Владимирской области "Дорожно-строительное управление № 3" (600023, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>);
общество с ограниченной ответственностью "Технопром" (109341, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).
В судебном заседании приняли участие:
Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области: ФИО1 – представитель (доверенность от 09.07.2020 № 68 сроком действия до 31.12.2020, диплом, паспорт);
УФАС по Владимирской области: ФИО2 – представитель (доверенность от 09.01.2020 № 01-51/07 сроком действия до 31.12.2020, диплом, удостоверение).
Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением (с уточнением от 29.09.2020), в котором просит признать незаконными и отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее – УФАС по Владимирской области) от 13.04.2020 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 033/06/69-280/2020, предписание от 13.04.2020 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок по делу
№ 033/06/69-280/2020.
В судебном заседании 03.12.2020, в котором в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 10.12.2020, представитель Департамента поддержал заявленное требование.
УФАС по Владимирской области представило в материалы дела отзыв, в котором указывает на необоснованность заявленного Департаментом требования.
Представитель УФАС по Владимирской области в заседании суда поддержал изложенную в отзыве позицию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Вереск"; администрация муниципального образования Меленковский район; комитет по управлению имуществом Меленковского района; общество с ограниченной ответственностью "Водосток Стройремонт"; государственное унитарное предприятие Владимирской области "Дорожно-строительное управление № 3"; общество с ограниченной ответственностью "Технопром".
От общества с ограниченной ответственностью "Вереск" в материалы дела поступил отзыв, в котором третье лицо указывает на необоснованность заявленного Департаментом требования.
Администрация муниципального образования Меленковский район и общество с ограниченной ответственностью "Водосток Стройремонт" представили в материалы дела отзывы, в которых рассмотрение заявленного Департаментом требования оставляют на усмотрение суда.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 13.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0128200000120001093.
Предметом электронного аукциона являлось строительство наружных сетей водоснабжения с водозаборным сооружением д. Адино Меленковского района Владимирской области.
В соответствии с протоколом подведенияитогов электронного аукциона от 30.03.2020 вторая часть заявки участника закупки ООО "Вереск" признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе на основании пункта 2 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) – несоответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частями 1, 1.1, 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, в случае закупок лекарственных средств дополнительно пункты 1, 2 части 10 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ: пункт 49 информационной карты электронного аукциона, пункт 2 части 6 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ, часть 13.4 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе – не предоставление документов (согласно дополнительным требованиям закупки строительных работ по постановлению № 99 пункт 2, пункт 5 договором подтверждающим опыт должен быть договор на право заключить который проводится закупка. Договор ООО "Бурводстрой" не является подтверждением опыта.
ООО "Вереск" обратилось в УФАС по Владимирской области с жалобой на действия комиссии припроведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Вереск" УФАС по Владимирской области приняло решение от 13.04.2020 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 033/06/69-280/2020, согласно которому жалоба ООО "Вереск" признана обоснованной; комиссия попроведению электронного аукциона признана нарушевшей требования пункта 2 части 6, части 7 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ.
Аукционной комиссии и оператору электронной торговой площадки выдано предписание от 13.04.2020 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем отмены результатов процедуры подведения итогов электронного аукциона на выполнение работ по строительству наружных сетей водоснабжения с водозаборным сооружением д. Адино Меленковского района Владимирской области и соответствующего протокола заседания аукционной комиссии от 30.03.2020; возвращения на этап подведения итогов электронного аукциона и проведения процедуры рассмотрения вторых частей заявок на участие в данном электронном аукционе в соответствии с выводами, содержащимися в решении УФАС по Владимирской области от 13.04.2020.
Согласно предписанию от 13.04.2020 оператору электронной торговой площадки – АО "Единая электронная торговая площадка" необходимо обеспечить устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем обеспечения отмены результатов процедуры подведения итогов электронного аукциона на выполнение работ по строительству наружных сетей водоснабжения с водозаборным сооружением д. Адино Меленковского района Владимирской области и соответствующего протокола заседания аукционной комиссии от 30.03.2020; обеспечения возвращения аукционной комиссии на этап подведения итогов электронного аукциона и проведения процедуры рассмотрения вторых частей заявок на участие в данном электронном аукционе в соответствии с выводами, содержащимися в решении УФАС по Владимирской области от 13.04.2020.
Во исполнение указанного предписания аукционной комиссией рассмотрены вторые части заявок участников электронного аукциона, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0128200000120001093 от 28.04.2020 ООО "Вереск" признано победителем.
Между администрацией муниципального образования Меленковский район и ООО "Вереск" 18.05.2020 заключен муниципальный контракт на строительство наружных сетей водоснабжения с водозаборным сооружением д. Адино Меленковского района Владимирской области.
2 июля 2020 года Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания УФАС по Владимирской области от 13.04.2020 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 033/06/69-280/2020.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы участвующих в судебном заседании лиц, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявленного требования.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ любой участник закупки, имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
На основании части 6 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Частью 8 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размешаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о идентификационных номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их идентификационных номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 2 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Заказчик при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №. 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 99) в Извещении о проведении электронного аукциона, а также в части 49 Информационной карты электронного аукциона устанавливает такое дополнительное требование как: наличие за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитальное строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
-копия исполненного контракта (договора);
-копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
-копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением
Как следует из материалов дела, предметом электронного аукциона для закупки № 0128200000120001093 является строительство наружных сетей водоснабжения с водозаборным сооружением д. Адино Меленковского района Владимирской области.
ООО "Вереск" в составе второй части заявки на участие в аукционе представило копию договора подряда от 15.05.2019 № 20/05/19, предметом которого является выполнение работ по строительству здания водоподготовки с реконструкцией сетей водоснабжения и водоотведения на территории базы
ООО "Бурводстрой" на сумму 123 134 434 руб. (НДС не облагается), заключенного между ООО "Бурводстрой" (заказчик) и ООО "Вереск" (подрядчик).
К данному договору приложены акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 30.08.2019 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме
КС-3 от 30.08.2019 на сумму работ, предусмотренную контрактом.
Исходя из акта о приемки выполненных работ усматривается, что большая часть работ связана со строительством линейных объектов канализационной и водопроводной сети. Расчетная стоимость выполненных строительно-монтажных работ составляет 118 647 630 руб., что составляет более 50 процентов от цены заключенного контракта.
Таким образом, аукционная комиссия неправомерно признала заявку участника закупки ООО "Вереск" несоответствующей требованиям, установленным документацией по основаниям указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 30.03.2020.
На основании изложенного, оспариваемые решение и предписание УФАС по Владимирской области приняты в пределах его компетенции, соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы Департамента.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления
Департамента не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Ю. Давыдова