тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13
http://vladimir.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Владимир Дело № А11-6953/2014
4 июня 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2015 года.
Решение в полном объёме изготовлено 4 июня 2015 года.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Тимчука Н.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коршуновым А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Венеция" (600033, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области (600000, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) от 19.06.2014 № 28-03-11/1491, при участии представителей сторон: от общества с ограниченной ответственностью "Венеция" – ФИО1 (по доверенности от 10.07.2014 сроком действия один год, ордер от 09.07.2014 № 023919), ФИО2 (по доверенности от 10.07.2014 сроком действия один год, ордер от 06.09.2014 № 017090); от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области – ФИО3 (по доверенности от 12.01.2015 № 28-08-38/05 сроком действия до 31.12.2015), ФИО4 (приказ от 05.05.015 № 32л/с); от третьего лица - Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области – ФИО5 (по доверенности от 19.12.2014 № ДРПТ-3111-03-05 сроком действия до 31.12.2015), ФИО6 (по доверенности от 19.12.2014 № ДРПТ-3111-03-05 сроком действия до 31.12.2015); информация о движении дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru, установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Венеция" (далее – Общество, ООО "Венеция") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области (далее – ТУ Росфиннадзора во Владимирской области) от 19.06.2014 № 28-03-11/1491.
В процессе судебного разбирательства Общество неоднократно изменяло и дополняло основания заявленных требований.
В обоснование предъявленного требования ООО "Венеция" пояснило, что не получало каких-либо субсидий из федерального бюджета, поскольку средства федерального бюджета направлены в виде субсидии не конкретному юридическому лицу, а в бюджет субъекта Российской Федерации, субсидируя его в части принятых расходных обязательств. Как отметило Общество, средства получены им по гражданско-правовому договору, а значит, нарушение условий договора влечёт применение мер гражданско-правовой ответственности, но не бюджетно-правовой.
По мнению ООО "Венеция", ТУ Росфиннадзора во Владимирской области не указаны конкретные нормы права, которые были нарушены Обществом. При получении Обществом субсидии были выполнены все условия, то есть получена она была законно. Цель, на которую направлена субсидия, достигнута: создан комплекс по производству ПЭТ тары, розливу бутилированной воды и доставке её до потребителя. На момент проведения конкурса по предоставлению субсидии документация полностью соответствовала требованиям законодательства. Из договора не следует, что приобретение оборудования должно иметь целью создание нового производства исключительно на базе именно ООО "Венеция" без привлечения третьих лиц. Доказательства нецелевого расходования средств в материалах дела отсутствуют. Как полагает Общество, оно не является субъектом бюджетных правоотношений, участником бюджетного процесса, а значит, ему не может быть выдано оспариваемое предписание; нормы, нарушение которых вменяется Обществу, не регулируют бюджетные правоотношения.
Подробно доводы ООО "Венеция" изложены в его заявлении, дополнительных пояснениях.
ТУ Росфиннадзора во Владимирской области требование Общества не признало, указав в отзыве, дополнениях к нему и возражениях на законность и обоснованность оспариваемого предписания, представив контрдоводы в отношении заявленного требования.
Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области (далее – Департамент), привлечённый к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, согласился с позицией Общества.
Департамент неоднократно в процессе судебного разбирательства изменял свои доводы, правовые и фактические основания своей позиции. В результате Департамент настаивает на своей позиции, изложенной в дополнении к отзыву от 07.04.2015 № ДРПТ-805-84-03. Данная позиция сводится к тому, что средства федерального бюджета, поступившие в качестве субсидии в областной бюджет, становятся средствами областного бюджета. Фактически субсидия выдана Обществу из средств областного бюджета, а значит, ТУ Росфиннадзора во Владимирской области, имеющее право проверять соблюдение условия соглашения о предоставлении средств федерального бюджета, вышло за пределы своих полномочий.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании были объявлены перерывы с 25.05.2015 до 27.05.2015 и с 27.05.2015 до 28.05.2015.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
На основании приказа от 26.05.2014 № 68-рп ТУ Росфиннадзора во Владимирской области в период с 27.05.2014 по 30.05.2014 провело в отношении Общества плановую выездную проверку целевого использования субсидий, предоставляемых в 2012-2013 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
В ходе проверки выявлено, что ООО "Венеция" не соблюдены условия получения субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития, модернизации производства товаров (работ, услуг), а именно: приобретённое оборудование не эксплуатировалось с целью создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), а находилось на складе с момента получения от поставщика до передачи 22.04.2014 в аренду другому юридическому лицу - ООО "АгроФлора", что привело к неправомерному расходованию средств субсидии из федерального бюджета в сумме 2 475 825 000 руб. Кроме того, субсидия получена на производство от изготовления бутылки до доставки бутилированной питьевой воды до потребителя и других безалкогольных напитков, в то время как данный вид деятельности Уставом ООО "Венеция" не предусмотрен. Сумма нарушения составляет 2 475 825 руб. (акт проверки от 30.05.2014).
По результатам проверки ТУ Росфиннадзора во Владимирской области выдало Обществу предписание от 19.06.2014 № 28-03-11/1491 о возмещении суммы 2 475 825 руб. на лицевой счёт Департамента - администратора доходов бюджета.
ООО "Венеция", не согласившись с данным предписанием, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав в совокупности и проанализировав все представленные лицами, участвующим в деле, доказательства, оценив их доводы и возражения, пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
В силу пункта 3 указанной статьи внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка.
Под проверкой в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учёта и бюджетной (бухгалтерской) отчётности в отношении деятельности объекта контроля за определённый период (пункт 2 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3 рассматриваемой статьи проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.
Под выездными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершённых операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчётности и первичных документов.
Под встречными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
Пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчётности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Согласно пункту 2 названной статьи при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций (пункт 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 утверждены Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – Правила № 1092).
Пунктом 4 названных Правил определено, что плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий, который утверждается Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по согласованию с Министром финансов Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 6 Правил № 1092 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под предписанием в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 10 (подпункт "г"), 68 (подпункт "б") Правил № 1092.
Согласно пункту 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, договоров (соглашений) о предоставлении государственных или муниципальных гарантий.
Подпункт "ж" пункта 7 Правил № 1092 ограничивает круг таких лиц проверкой Федеральной службой финансово-бюджетного надзора предоставления средств из федерального бюджета.
На основании пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) осуществляется только в части соблюдения ими условий предоставления средств из бюджета, в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, их предоставивших.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178), постановлением губернатора Владимирской области от 15.06.2010 № 681 "О долгосрочной целевой программе "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во владимирской области на 2011 - 2013 годы" (далее – постановление губернатора Владимирской области от 15.06.2010 № 681) 31.07.2013 между Министерством экономического развития Российской Федерации и администрацией Владимирской области заключено соглашение № 008-МБ-13 (далее – соглашение от 31.07.2013 № 008-МБ-13).
Предметом данного соглашения является предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Владимирской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с утверждённой постановлением губернатора Владимирской области от 15.06.2010 № 681 долгосрочной целевой программой "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011-2013 годы" в размере 197 976 000 руб. на реализацию, среди прочих, мероприятий по субсидированию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) в размере 85 088 000 руб.
Согласно пункту 1.2 данного соглашения, субсидия предоставляется за счёт средств федерального бюджета в пределах утверждённых Минэкономразвития России объёмов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по заявке на перечисление субсидии, предусмотренной субъекту Российской Федерации, по результатам фактического расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
Субсидию, которая в установленном порядке перечислена со счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в бюджет субъекта Российской Федерации, получает Департамент (пункту 1.3 соглашения от 31.07.2013 № 008-МБ-13).
В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.3 рассматриваемого соглашения высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает соблюдение уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счёт субсидии в размере, не менее установленного приказом Минэкономразвития России от 21.05.2013 № 276 "Об утверждении уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счёт субсидий на 2013 год"; определяет Департамент уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Минэкономразвития Росси по вопросам реализации настоящего соглашения.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (статья 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путём предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются, среди прочего, бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 определено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в данном субъекте Российской Федерации, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения, увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 16 данного постановления предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения.
Согласно пункту 25 названного постановления контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Пунктом 25(1) рассматриваемого постановления предусмотрено, что не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в бюджет субъекта Российской Федерации - органами местного самоуправления), за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по возврату остатков целевых средств, в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае нецелевого использования субсидии она подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 25(2) постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178).
Во исполнение соглашения от 31.07.2013 № 008-МБ-13 в качестве целевой субсидии в порядке софинансирования из федерального бюджета в бюджет Владимирской области предоставлен межбюджетный трансфер в размере 197 976 000 руб. (уведомление от 08.08.2013 № 1067, платёжное поручение от 08.08.2013 № 690, закон Владимирской области от 26.12.2012 № 158-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").
Из указанных средств Обществу по договору с Департаментом от 05.10.2013 № 71 (далее – договор от 05.10.2013 № 71) предоставлена субсидия в размере 2 475 825 руб. 30 коп. Данное обстоятельство подтверждается названным договором, платёжным поручением от 09.10.2013 № 403, финансовыми отчётами, приказом Департамента от 19.08.2013 № 52 с приложением и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, Общество в порядке софинансирования бюджета Владимирской области получило средства федерального бюджета.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктами 1, 2 пункта 2 рассматриваемой статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (подпункт 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
В целях реализации мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области, постановлением губернатора Владимирской области от 14.07.2011 № 715 утверждён Порядок финансирования за счёт средств областного бюджета мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области.
В соответствии с пунктом 1.3 данного Порядка государственная поддержка предпринимательства осуществляется Департаментом - главным распорядителем бюджетных средств в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на указанные мероприятия.
На основании пункта 3.1 рассматриваемого Порядка контроль за целевым использованием бюджетных средств получателями государственной поддержки осуществляется Департаментом и органами государственного (муниципального) финансового контроля.
Обязательная проверка Департаментом и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и Порядка предоставления субсидий осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, в том числе в форме проведения анализа поступающих документов и (или) участия в принятии решения о предоставлении субсидии и (или) согласования решений о предоставлении субсидии.
При составлении договора (соглашения) на предоставление субсидии включается пункт о согласии получателя субсидии на осуществление главным распорядителем бюджетных средств и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
ООО "Венеция", получив бюджетные средства, стало участником расходов бюджета и в силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации - объектом финансового контроля (составной частью бюджетных правоотношений), а значит, приняло статус субъекта бюджетных правоотношений.
В рассматриваемом случае Обществу, как объекту финансового контроля (субъекту бюджетных отношений), нарушившему нормы, регулирующие бюджетные правоотношения, выдано предписание о возмещении ущерба (статьи 266.1, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Объект финансового контроля является самостоятельным субъектом бюджетных правоотношений со своими правами, обязанностями и ответственностью в рамках внутреннего финансового контроля, регулируемого главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ТУ Росфиннадзора во Владимирской области проведена проверка Департамента, в том числе в отношении предоставления спорных средств Обществу и выдано соответствующее предписание о принятии мер к возмещению данных средств в Департамент и последующем их возврате в федеральный бюджет (пункт 4 предписания от 23.07.2014 № 28-03-11/1879; представление от 23.07.2014 № 28-03-11/1881; приказ от 24.06.2014 № 36-3-рп; письмо от 24.06.2014 № 28-06-37/1520; справка от 25.06.2014).
Таким образом, ТУ Росфиннадзора во Владимирской области в пределах предоставленных ему полномочий по финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений (пункт 1 статьи 265, пункт 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 4 Правил № 1092) провело выездную проверку Общества, являющегося субъектом бюджетных правоотношений (объектом финансового контроля), в ходе финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов в части соблюдения условий предоставления Обществу средств из федерального бюджета, в процессе проверки Департамента (пункт 3 (подпункт 5), пункт 5 статьи 78, пункты 1, 2 статьи 266.1, Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункты 1.3, 3.1 постановления губернатора Владимирской области от 14.07.2011 № 715) на основании приказа от 26.05.2014 № 68-рп, плана контрольных мероприятий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в финансово-бюджетной сфере на 2014 год, централизованного задания от 17.01.2014 № 01-05-25/355@ и выдало оспариваемое предписание о возмещении ущерба (пункты 1, 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 10 (подпункт "г"), подпункт 68 (подпункт "б") Правил № 1092, пункт 25 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178).
При этом исследуемая проверка Общества, как объекта финансового контроля, в силу прямого указания перечисленных выше норм права является самостоятельной и не относится к встречной. Вышеназванные нормы не предусматривают применительно к рассматриваемому спору возможность такой проверки Общества, имеющего статус объекта финансового контроля, исключительно в рамках встречной проверки, связанной с деятельностью Департамента, как на то ошибочно ссылаются Общество и Департамент. В свою очередь необходимо отметить, что в отличие от объектов финансового контроля перечень которых в силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исчерпывающий, закон не ограничивает круг проверяемых лиц в ходе встречных проверок в связи с деятельностью объектов финансового контроля (пункт 3 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В данном случае факт поступления федеральной субсидии в бюджет Владимирской области и её распределение из этого бюджета, в том числе Обществу, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора и, в частности, в отношении определения пределов полномочий ТУ Росфиннадзора во Владимирской области на проведение спорной проверки.
Поскольку условия договора от 05.10.2013 № 73 (пункты 1, 2.1, 2.3) предусматривают соблюдение его сторонами требований постановлений губернатора Владимирской области от 15.06.2010 № 681, от 14.07.2011 № 715, следовательно, ТУ Росфиннадзора во Владимирской области правомерно в соответствии с вышеназванными нормами проверило ООО "Венеция" на предмет соблюдения этих условий договора.
В силу пункта 1.6 постановления губернатора Владимирской области от 14.07.2011 № 715 субъекты предпринимательства несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для участия в мероприятиях государственной поддержки.
В случае выявления недостоверных или неполных сведений, представленных в заявках, субъекты предпринимательства, претендующие на государственную поддержку, отстраняются от участия в мероприятиях государственной программы на любом этапе.
Согласно пункту 2 раздела IV долгосрочной целевой программы "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011 - 2013 годы" (приложение к постановлению губернатора Владимирской области от 15.06.2010 № 681), предоставление средств областного бюджета, предусмотренных на государственную поддержку предпринимательства во Владимирской области, осуществляется в соответствии с Порядком, утверждаемым нормативными правовыми актами, в том числе на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).
Подпунктом 3.1.1 пункта 3.1 Положения о проведении конкурсов на оказание государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, утверждённого постановлением губернатора Владимирской области от 12.03.2007 № 159, определено, что для участия в отборе по конкурсным мероприятиям государственной поддержки (для субсидирования части затрат субъектов предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)) субъект предпринимательства представляет в Департамент, в том числе: заявление на участие в конкурсном отборе согласно приложению № 1 к настоящему Положению; технико-экономическое обоснование приобретения оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), содержащее общее описание проекта, общее описание предприятия, описание продукции и услуг, маркетинг-план, производственный план, календарный план, финансовый план, штатное расписание, документы, подтверждающие права на использование результатов интеллектуальной деятельности (если есть).
Согласно пункту 2.2.3 Порядка финансирования за счёт средств областного бюджета мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области, утверждённого постановлением губернатора Владимирской области от 14.07.2011 № 715, возмещение осуществляется при условии подтверждения субъектом предпринимательства технико-экономического обоснования (ТЭО) приобретения оборудования в целях создания и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), соответствующего форме и структуре ТЭО, утверждённого приказом директора Департамента, и доступного на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (http://drpt.avo.ru).
Из раздела 5 "Производственный план" формы ТЭО, утверждённой приказом директора Департамента от 14.09.2012 № 49, следует, что если в технологическую цепочку предприятия встроены прочие организации, то необходимо описать их роль в реализации проекта.
Таким образом, нормативным правовым актом, закладывающим основы субсидирования, регламентирован вопрос достижения цели самим субъектом субсидирования, а не иными лицами. При этом их участие при определенных обстоятельствах не исключается, но оно должно быть обосновано и подлежит оценке при принятии решения о субсидировании.
Данный вывод об адресности субсидии соотносится среди прочего и с положениями ранее обозначенного пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 о направленности субсидии по оказанию государственной поддержки именно субъектам малого и среднего предпринимательства на обеспечение благоприятных условий для их развития, повышение конкурентоспособности, увеличения их количества, обеспечение занятости населения, увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг).
В ТЭО проекта, представленного Обществом в Департамент и в ходе проведения выездной проверки в ТУ Росфиннадзора во Владимирской области, отсутствует информация о роли ООО "АгроФлора", включённого в технологическую цепочку предприятия, в реализации проекта ООО "Венеция".
Обществу вменяется нарушение условий получения субсидии. В данном случае ООО "Венеция" нарушило условия, под соблюдение которых предоставлена субсидия, а именно: приобретённое оборудование в силу требований пунктов 2.2., 2.2.3 Порядка финансирования за счёт средств областного бюджета мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области, должно обеспечивать достижение конечной цели его приобретения в форме создания и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) лицом его приобретавшим.
Однако приобретённое оборудование, компенсация затрат которого была получена Обществом в форме субсидии, не эксплуатировалось в целях, предусмотренных мероприятием и документами, на основании которых субсидия была получена, передано другому юридическому лицу, эксплуатирующему его в своих коммерческих интересах.
Данные обстоятельства подтверждаются: объяснением генерального директора ООО "Венеция" от 30.05.2014; актами приёма-передачи оборудования от 05.02.2013 № 18, от 12.02.2013 № 27, от 13.03.2013 № 58; актами о приёмке (передаче) оборудования унифицированной формы ОС-14 от 07.02.2013 № 153, 154, от 14.02.2013 № 155, 156, 157, от 15.03.2013 № 159, 160; актом о проведении пуско-наладочных работ с 05.03.2014 по 12.03.2014; договором аренды от 22.04.2014.
Перечень оборудования, переданного Обществом ООО "АгроФлора" по договору аренды от 22.04.2014, полностью совпадает с перечнем оборудования, приобретённого ООО "Венеция" по договорам, перечисленным в заявке на получение субсидии.
Пунктом 1 договора аренды от 22.04.2014 сторонами сделки определено, что полученное в аренду оборудование будет использовано ООО "АгроФлора" в своих производственных целях и в целях получения коммерческих результатов в соответствии с конструктивными и эксплуатационными данными оборудования.
Кроме того, согласно пункту 4.5 рассматриваемого договора, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования им оборудования, полученного в аренду в соответствии с условиями настоящего договора аренды, являются собственностью арендатора.
Таким образом, фактического отношения к непосредственно производству и изготовлению продукции с использованием приобретённого оборудования ООО "Венеция" не имеет; цель по созданию комплекса производства, включающего в себя изготовление ПЭТ тары, добывание воды из скважины, розлив бутилированной воды и доставку её до потребителя на базе ООО "Венеция", не достигнута.
Появление в спорных отношениях ООО «АгроФлора» после получения субсидии Обществом, а также наличие дистрибьюторского договора от 20.04.2014 № 001Д/2014 не являются значимыми для настоящего дела обстоятельствами. При этом суд соглашается с позицией ТУ Росфиннадзора во Владимирской области, что фактические предпосылки для возникновения отношений с ООО «АгроФлора» у Общества уже были перед получением субсидии, принимая во внимание аффилированность указанных лиц, и то, что у Общества, в отличие от ООО «АгроФлора», на момент получения субсидии (и до настоящего времени) отсутствовала водозаборная скважина, соответствующее оборудование и лицензия на её использование. Дистрибьюторский договор и документы, подтверждающие его исполнение, не свидетельствуют об адресности субсидии и достижении целей её предоставления.
Ссылка ООО "Венеция" на нормы главы 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации неправомерна, поскольку данные нормы не регулируют спорные взаимоотношения. Обществу не вменяется совершение бюджетного нарушения, оно не является субъектом бюджетного правонарушения, а ТУ Росфиннадзора во Владимирской области – органом по принятию мер бюджетного принуждения (пункты 1, 4 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счётной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 № 74н) и к Обществу со стороны ТУ Росфиннадзора во Владимирской области не могут быть применены меры бюджетного принуждения.
Как указывалось ранее, Общество как объект контроля является самостоятельным субъектом бюджетных правоотношений в рамках внутреннего финансового контроля, регулируемого главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учётом изложенного доводы Общества и Департамента судом не принимаются как основанные на неверном толковании перечисленных норм права и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, требование ООО "Венеция" удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительная мера в виде приостановления действия оспариваемого предписания, принятая арбитражным судом определением от 18.07.2014, подлежит отмене после вступления в законную силу настоящего решения.
В соответствии со статьёй 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьёй 333.40 (подпункт 1 пункта 1) Налогового кодекса Российской Федерации Обществу из федерального бюджета подлежит возврату как излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2000 руб., перечисленная платёжным поручением от 10.07.2014 № 642 за рассмотрение заявления о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб. относятся на ООО "Венеция".
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Венеция" (600033, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) в удовлетворении требования о признании незаконным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области (600000, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) от 19.06.2014 № 28-03-11/1491.
Со дня вступления настоящего решения в законную силу отменить обеспечительную меру, принятую Арбитражным судом Владимирской области определением от 18.07.2014 по делу № А11-6953/2014, в виде приостановления действия предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области (600000, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) от 19.06.2014 № 28-03-11/1491.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Венеция" (600033, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., перечисленную платёжным поручением от 10.07.2014 № 642 за рассмотрение заявления о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Венеция" (600033, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) подлинный экземпляр платёжного поручения от 10.07.2014 № 642.
Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Г. Тимчук