АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-735/2014
«05» мая 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена – 24.04.2014.
Решение в полном объеме изготовлено – 05.052014.
В судебном заседании 24.04.2014 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 24.04.2014 до 16 час. 30 мин.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Е.В. Ушаковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.И. Дьяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Владимир" (ОГРН <***>, местонахождение: <...>) о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (местонахождение: <...>) от 24.01.2014 № 11.2-В1072прпл-Пс/0037-2014 (с учетом уточнения),
при участии представителей:
от ОАО "Газпром газораспределение Владимир": ФИО1 – по доверенности от 14.10.2013 № 226 (сроком действия до 31.12.2014);
от Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: ФИО2 – по доверенности от 30.12.2013 № 251 (сроком действия до 31.12.2014);
установил:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир" (далее – Общество, ОАО "Газпром газораспределение Владимир", заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление, административный орган) от 24.01.2014 № 11.2-В1072прпл-Пс/0037-2014; о признании недействительными и отмене результатов проверки.
Заявлением от 24.04.2014 Общество уточнило предъявленные требования и просило признать незаконным и отменить постановление Управления от 24.01.2014 № 11.2-В1072прпл-Пс/0037-2014.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Данное уточнение принято арбитражным судом как не противоречащее закону и не нарушающее права других лиц.
Дело рассматривается по существу о признании незаконным и отмене постановления Управления от 24.01.2014 № 11.2-В1072прпл-Пс/0037-2014.
В обоснование предъявленного требования заявитель указал на отсутствие у Управления оснований для проведения проверки, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Управление в отзыве на заявление от 27.02.2014 просило отказать в удовлетворении заявленного требования, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
На основании распоряжения от 24.12.2013 № В-1072-пр должностными лицами Управления была проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
В ходе контрольных мероприятий были выявлены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности, а именно:
1. сеть газоснабжения г. Меленки и Меленковского района рег. № А15-03475-0010, расположенная по адресу: Владимирская область, г. Меленки и Меленковский район:
- рабочие не проходят периодическую проверку знаний в объеме производственных инструкций и/или инструкций для конкретных профессий не реже одного раза в 12 месяцев (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктов 1.2.7, 1.2.9 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03) утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9, пункта 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-20-2007), утвержденного приказами Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, от 05.07.2007 № 450, от 15.12.2011 № 714, от 19.12.2012 № 739);
- лица, допущенные к работе на опасном производственном объекте, не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям, а именно: слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов 4-го разряда - ФИО3 не имеет свидетельства о соответствующей квалификации (профессии) с указанием разряда (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 11 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-20-2007), утвержденного приказами Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, от 05.07.2007 № 450, от 15.12.2011 № 714, от 19.12.2012 № 739);
- лица, допущенные к работе на опасном производственном объекте, не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям, именно: слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов 4-го разряда - ФИО4 не имеет свидетельства о соответствующей квалификации (профессии) с указанием разряда (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 11 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-20-2007), утвержденного приказами Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, от 05.07.2007 № 450, от 15.12.2011 № 714, от 19.12.2012 № 739);
- лица, допущенные к работе на опасном производственном объекте, не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям, именно: слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов 3-го разряда – ФИО5 не имеет свидетельства о соответствующей квалификации (профессии) с указанием разряда (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 11 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-20-2007), утвержденного приказами Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, от 05.07.2007 № 450, от 15.12.2011 № 714, от 19.12.2012 № 739);
- в нарядах-допусках за 2013 год на выполнение газоопасных работ не записываются результаты контрольной опрессовки (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 10.23 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9);
- не представлены акты периодического приборного обследования подземных полиэтиленовых газопроводов с целью определения мест утечек газа за 2013 год (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктов 5.3.16, 5.3.26 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9);
2. участок механизации г. Меленки рег. № А15-03475-0029, расположенный по адресу: <...> Октября, д. 3:
- не представлены в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов в связи с ликвидацией ОПО (нарушение части 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов");
3. установки резервуарные Меленковского района рег. № А15-03475-000019, расположенные по адресу: Владимирская область, Меленковский район, д. Злобино:
- перечень газоопасных работ филиала ОАО "Газпром газораспределение Владимир" в г. Меленки не содержит такие работы как: слив СУГ из автоцистерн в резервуары, откачка неиспарившихся остатков сжиженных газов из резервуаров; текущий ремонт, связанный с разборкой арматуры на месте проведения работ; замена КИП на технологическом оборудовании (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктов 9.1, 9.3, 9.4 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (ПБ 12-609-03) утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 27.05.2003 № 40, пункта 10.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9);
- не обеспечено проведение диагностики газового оборудования (технических устройств) редукционных головок емкостной установки сжиженного газа, введенной в эксплуатацию в 1991 году (нарушение статей 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 5.3.7 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (ПБ 12-609-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 27.05.2003 № 40);
4. сеть газоснабжения п. Красная Горбатка и Селивановского района рег. № А15-03475-0007, расположенная по адресу: Владимирская область, п. Красная Горбатка и Селивановский район:
- рабочие не проходят периодическую проверку знаний в объеме производственных инструкций и/или инструкций для конкретных профессий не реже одного раза в 12 месяцев (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктов 1.2.7, 1.2.9 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03) утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9, пункта 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-20-2007), утвержденного приказами Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, от 05.07.2007 № 450, от 15.12.2011 № 714, от 19.12.2012 № 739);
- лица, допущенные к работе на опасном производственном объекте, не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям, именно: слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов 4-го разряда – ФИО6 не имеет свидетельства о соответствующей квалификации (профессии) с указанием разряда (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 11 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-20-2007), утвержденного приказами Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, от 05.07.2007 № 450, от 15.12.2011 № 714, от 19.12.2012 № 739);
- лица, допущенные к работе на опасном производственном объекте, не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям, именно: слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов 3-го разряда – ФИО7 не имеет свидетельства о соответствующей квалификации (профессии) с указанием разряда (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 11 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-20-2007), утвержденного приказами Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, от 05.07.2007 № 450, от 15.12.2011 № 714, от 19.12.2012 № 739);
- лица, допущенные к работе на опасном производственном объекте, не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям, именно: слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов 3-го разряда – ФИО8 не имеет свидетельства о соответствующей квалификации (профессии) с указанием разряда (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 11 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-20-2007), утвержденного приказами Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, от 05.07.2007 № 450, от 15.12.2011 № 714, от 19.12.2012 № 739);
- количество газовых и других сооружений (коммуникаций), указанных в маршрутных картах №№ 1В2, 2В1, 1А, не соответствует журналу обхода трассы газопровода (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 5.3.11 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9);
- не проведен обход вновь построенных в 2013 году газопроводов непосредственно в день ввода в эксплуатацию и на следующий день (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 5.3.11 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9);
- испытание спасательных веревок производится в течение 5 минут, вместо 15 минут в соответствии с установленными требованиями (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 10.60 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9);
- в нарядах-допусках на выполнение газоопасных работ не записываются результаты контрольной опрессовки (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 10.23 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9);
- манометр, установленный на байпасе ГРП по ул. Механизаторов, 22 не прошел периодическую метрологическую проверку (нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 5.7.5 Правил безопасности систем газораспределение и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9).
По результатам проверки оформлен акт от 13.01.2014 № 11.2-В1072прпл-А/0008-2014.
Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 15.01.2014 № 11.2-В1072прпл-Пр/0021-2014.
Рассмотрев названный протокол и материалы проверки, 24.01.2014 государственный инспектор Управления принял постановление № 11.2-В1072прпл-Пс/0037-2014 о назначении Обществу административного наказания по вышеуказанной статье в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Предметами правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются опасные производственные объекты. К их числу относятся предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов, а именно газопотребления.
В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В силу части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к грубым нарушениям относится, в том числе, нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьи 9 настоящего Закона, касающихся периодичности проведения проверок.
В части 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
При этом в силу пункта 15 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" специальным федеральным законом может устанавливаться иная периодичность проведения проверок.
На основании пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 10 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" плановая проверка может быть проведена по истечении одного года с момента проведения последней плановой проверки.
Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:
а) принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта опасного производственного объекта, в том числе используемых при эксплуатации опасного производственного объекта зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;
б) регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
в) окончания проведения последней плановой проверки.
В рассматриваемом случае основанием для включения плановой проверки Общества в ежегодный план проведения плановых проверок является дата окончания проведения последней плановой проверки.
Как следует из материалов дела, проведенная административным органом с 30.12.2013 по 13.01.2014 плановая проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 13.01.2014 № 11.2-В1072прпл-А/0008-2014, проведена с нарушением требований подпункта "в" пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", положениями которого установлена возможность включения плановой проверки в ежегодный план Управления проведения плановых проверок по истечении одного года со дня окончания последней плановой проверки, поскольку предыдущие выездные плановые проверочные мероприятия в отношении Общества и ряда его филиалов осуществлены административным органом в марте, июне, ноябре-декабре 2013 года.
В рассматриваемом случае положения части 4 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не подлежат применению, поскольку филиалы Общества расположены в пределах одного субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что плановая выездная проверка, проведенная в отношении Общества с грубым нарушением требований, предъявляемых законодательством к порядку проведения подобных проверок, что в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" влечет ее недействительность и свидетельствует о неправомерности привлечения ОАО "Газпром газораспределение Владимир" к административной ответственности.
При таких обстоятельствах требование Общества подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.01.2014 № 11.2-В1072прпл-Пс/0037-2014 признать незаконным и отменить.
2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.В. Ушакова