АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
25 января 2017 года Дело № А11-7582/2015
Резолютивная часть решения объявлена 24.01.2017.
В полном объеме решение изготовлено 25.01.2017.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Угрюмовой М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (Владимирская область, г. Ковров, ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным постановления администрации города Коврова Владимирской области (601900, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) от 15.04.2015 № 904 "О назначении даты проведения публичных слушаний о возможности строительства в районе <...>".
В судебном заседании приняли участие:
от ИП ФИО1: ФИО2 – представитель (доверенность от 12.10.2016 сроком действия один год, паспорт);
администрация города Коврова Владимирской области: ФИО3 – представитель (доверенность от 16.11.2016 № 01-44/2131 сроком действия до 31.12.2017, паспорт).
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 14.07.2015, в котором просит признать недействительным постановление администрации города Коврова Владимирской области (далее – администрация города Коврова) от 15.04.2015 № 904 "О назначении даты проведения публичных слушаний о возможности строительства в районе <...>".
В судебном заседании 17.01.2017, в котором в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 24.01.2017, представитель ИП ФИО1 поддержал заявленное требование.
Администрация города Коврова представила в материалы дела отзыв, в котором указывает на необоснованность заявленного ИП ФИО1 требования.
В заседании суда представитель администрации города Коврова поддержал изложенную в отзыве позицию.
Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, между администрацией города Коврова и ФИО1 заключен договор от 24.05.2013 № 08?06?01/10212 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 33:20:015505:1238 общей площадью 880 кв.м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Владимирская область, МО г. Ковров (городской округ), примерно в 13 м по направлению на запад от <...> для строительства магазина (пункт 1.1 договора).
Постановлением администрации города Коврова от 27.02.2014 № 449 утвержден градостроительный план указанного земельного участка.
18 марта 2015 года в администрацию города Коврова поступило обращение от жителей дома № 16/1 по проезду Восточный города Коврова с просьбой об организации публичных слушаний по вопросу о возможности строительства магазина рядом с жилым домом № 16/1 по проезду Восточный.
6 апреля 2015 года на заседании комиссии по землепользованию и застройке города Коврова принято решение рекомендовать главе города Коврова назначить дату проведения публичных слушаний по указанному вопросу и утвердить текст информационного сообщения (выписка из протокола заседания комиссии от 06.04.2015 № 13).
На основании данного решения администрацией города Коврова принято постановление от 15.04.2015 № 904 "О назначении даты проведения публичных слушаний о возможности строительства в районе <...>".
Полагая, что данное постановление не соответствует закону и нарушает ее права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы участвующего в судебном заседании лица, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа указанных положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным оспариваемого акта необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131?ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (часть 1).
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования (часть 2).
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4).
Решением Совета народных депутатов города Коврова от 21.06.2006 № 82 утверждено Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании город Ковров (далее – Положение о публичных слушаниях).
Пунктом 1.2 Положения о публичных слушаниях предусмотрено, что публичные слушания – это открытое обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования город Ковров, депутатов городского Совета и представителей администрации города Коврова.
Вопросы местного значения городского округа определены в статье 16 Федерального закона № 131?ФЗ.
В силу пункта 1.3 Положения о публичных слушаниях организатор публичных слушаний – Совет народных депутатов города Коврова, уполномоченный Советом народных депутатов города Коврова постоянный комитет городского Совета; глава города, назначенное главой города структурное подразделение администрации, обеспечивающие подготовку и проведение публичных слушаний.
Вопросом публичных слушаний является проект муниципального правового акта, по которому проводятся публичные слушания (пункт 1.7 Положения о публичных слушаниях).
Пунктом 1.11 Положения о публичных слушаниях установлено, что публичные слушания проводятся по инициативе населения города Коврова, Совета народных депутатов города Коврова и главы муниципального образования город Ковров и носят открытый характер.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или городского Совета, назначаются городским Советом, а по инициативе главы города – главой города.
Для назначения публичных слушаний по инициативе населения инициативная группа представляет в городской Совет заявление о проведении публичных слушаний с указанием обсуждаемого проекта муниципального правового акта, обоснования необходимости проведения публичных слушаний, предполагаемого состава участников публичных слушаний и список инициативной группы по утвержденной форме.
Заявление инициативной группы жителей по проведению публичных слушаний подается в городской Совет и рассматривается в присутствии представителей инициативной группы на заседании городского Совета. По результатам рассмотрения инициативной группы жителей по проведению публичных слушаний городской Совет принимает решение о проведении публичных слушаний или отказывает в их проведении (пункт 1.12 Положения о публичных слушаниях).
Согласно пункту 1.13 Положения о публичных слушаниях городской Совет или глава города, назначающие публичные слушания, издают соответствующий правовой акт о проведении слушаний, включающий информацию о теме, дате, времени, месте проведения слушаний и организаторе публичных слушаний, который подлежит обязательному обнародованию не позднее чем за 10 дней до начала слушаний.
Формы обнародования проекта муниципального правового акта: публикации в средствах массовой информации, объявления по радио и телевидению, вывешивание информационных сообщений на стендах в здании администрации города, размещение информационных сообщений на официальных сайтах администрации и городского Совета.
В случае назначения слушаний по инициативе населения правовой акт об их проведении издается на ближайшем заседании Совета народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1.10 Положения о публичных слушаниях итоговым документом публичных слушаний является заключение по итогам публичных слушаний, носящее рекомендательный характер для органов местного самоуправления города Коврова.
Перечень вопросов, которые в обязательном порядке выносятся на публичные слушания, приведен в пункте 2.1 Положения о публичных слушаниях. При этом на публичные слушания могут выноситься проекты муниципальных правовых актов по иным вопросам местного значения.
В силу пункта 2.9 Положения о публичных слушаниях на слушаниях ведется протокол, который подписывается ведущим публичных слушаний и секретарем.
В протоколе слушаний в обязательном порядке должны быть отражены конкретные предложения по внесению изменений и (или) дополнений в проект муниципального правового акта. К протоколу прикладываются предложения участников слушаний, поданные в письменной форме.
В течение 10 дней после окончания публичных слушаний по их итогам организатором слушаний готовится заключение с последующим опубликованием его в средствах массовой информации (пункт 2.10 Положения о публичных слушаниях).
Таким образом, публичные слушания являются составным элементом местного самоуправления и одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, перечисленных в главе 5 Федерального закона № 131?ФЗ. Их проведение имеет определенные основания, условия и порядок.
Оспариваемое постановление не соответствует указанным требованиям действующего законодательства. Основанием для издания данного постановления послужило решение комиссии по землепользованию и застройке города Коврова, которое в свою очередь принято по обращению населения. Вместе с тем решение о проведении публичных слушаний по инициативе населения принимается в ином порядке – Советом народных депутатов.
Из оспариваемого постановления невозможно установить, какой проект муниципального правового акта вынесен на обсуждение.
Обсуждение на публичных слушаниях возможности строительства объекта недвижимости на конкретном земельном участке нормами действующего законодательства не предусмотрено.
Вместе с тем, публичные слушания носят рекомендательный характер, их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения, однако результаты публичных слушаний не являются обязательными при принятии такого решения.
В данном случае оспариваемое постановление администрации города Коврова само по себе не нарушает права и интересы ИП ФИО1, не ограничивает ее деятельность, в том числе в отношении арендуемого земельного участка.
С заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина на арендуемом земельном участке ИП ФИО1 в администрацию города Коврова не обращалась.
Доказательства принятия каких-либо муниципальных правовых актов на основании публичных слушаний, состоявшихся в соответствии с оспариваемым постановлением, в материалах дела отсутствуют.
Каких-либо обязательных предписаний для заявителя оспариваемое постановление не содержит.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и интересов заявителя.
Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
При этом избранный стороной способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
В рассматриваемом случае доводы заявителя о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым постановлением не могут быть признаны обоснованными, поскольку не подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
ИП ФИО1 не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемое постановление нарушает ее права и законные интересы в сфере экономической деятельности, что является необходимым условием для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ИП ФИО1 не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействительным постановления администрации города Коврова Владимирской области от 15.04.2015 № 904.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Ю. Давыдова