АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13
е-mail: vladimir.info@arbitr.ru, http://vladimir.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир Дело № А11-7824/2012
19 марта 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена – 12.03.2013.
Решение в полном объеме изготовлено – 19.03.2013.
В судебном заседании 05.03.2013 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 12.03.2013.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Батраковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюФИО2 о признании незаконным отказа Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов в рассмотрении по существу обращения за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО2 (лично);
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 18.01.2013 № 27-01-23/4,
установил:
ФИО2 (далее – заявитель, ФИО2) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов (далее – заинтересованное лицо, Управление) в рассмотрении по существу обращения за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что Управление необоснованно сослалось на пункт 8 протокола заседания Градостроительного Совета администрации Владимирской области от 21.03.2012 № 1/2012.
ФИО2 считает, что Управление неправомерно отказало в выполнение обязанности, возложенной на него федеральным законом, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определённом уставом муниципального образования. Решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства принимает глава местной администрации.
Кроме того, заявитель пояснил, что дом № 6 расположенный по ул. 1-я Никольская г. Владимира построен без противопожарного разрыва от существующих строений, что является нарушением действующих правил пожарной безопасности. До существующих строений расстояние от дома № 6 составляет 4,67 м, следовательно, при возникновении пожара в доме № 6 возникает угроза уничтожения пожаром строений ФИО2 Согласия на использование земельного участка в качестве мероприятия по противопожарной защите построенного дома № 6 заявитель не давал, что является нарушением его права собственности.
Закон № 123-ФЗ «Технический регламент о правилах пожарной безопасности» требует, чтобы эвакуационный выход вел в безопасную зону, в которой не могут возникать опасные факторы пожара. Заявитель лишился возможности эксплуатировать свои строения, так как эвакуационные выходы из дома № 8 попадают в противопожарное расстояние.
По мнению заявителя, ввод дома № 6 нарушил баланс прав участников гражданского оборота, поскольку восьми метровая полоса противопожарного расстояния на его участке является обременением в пользу собственника дома № 6. Для устранения нарушенных прав заявителя, ФИО2 был выполнен проект капитальной пристройки, в котором стена, обращенная на дом № 6, будет противопожарной в связи с чем нарушения прав заявителя будут устранены.
Управление указывает, что обжалуемый отказ прав и законных интересов ФИО2 не нарушает, в удовлетворении заявленных требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 17.12.2012.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
ФИО2 29.05.2012 обратился в Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира с заявлением о рассмотрении и выдаче ему разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по пристройке к дому № 8 по ул. 1-я Никольская г. Владимира.
В обоснование поданного заявления ФИО2 указал, что на соседнем участке <...> возведено трехэтажное торгово-офисное здание с расположением его на границе земельного участка д. №8, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Предписания, данные застройщику д.№6 в ГПЗУ, не выполнены: - не учтены границы соседних земельных участков, не выполнены требования СНиП 2.07.01-89* в части противопожарных разрывов до существующих зданий, сооружений и строений. Дом №6 построен окнами в двор заявителя и в качестве противопожарной преграды требует противопожарного расстояния (пустого пространства). В соответствии с заключением ОНД по г. Владимиру УНД ГУ МЧС России противопожарное расстояние должно составлять 8 метров, из которых, 7,5 метра располагается на земельном участке ФИО2
Устранение нарушения правил пожарной безопасности может быть достигнуто устройством между домами противопожарной стены вместо противопожарного расстояния, а также переносом эвакуационных выходов из д.№8 на тротуар ул. 1-я Никольская. Для этого необходимо возвести пристройку к д.№8, у которой стена, обращенная к д. №6 будет противопожарной, и довести дом №8 до 11 степени огнестойкости.
Габариты пристройки диктуются по ширине существующим зданием, а по главному фасаду шириной проходов в здание между пристройкой к д.№8 и домом №6 остается разрыв равный 4,67 метра, из которых 4,15 метра на участке д.№8. Высота пристройки диктуется высотой существующего дома №8, которая составляет 9,2 метра до верха карниза 3-го этажа и 11, 6 метра до конька кровли от отметки тротуара на ул. 1-я Никольская в г Владимире. Пристройка сохраняет высоту дома, к которому она пристраивается. Высота дома №6, с которым могла не гармонировать высота пристройки, составляет 13,0 метров от отметки пола 1-го этажа до конька кровли.
Таким образом, высота пристройки не диссонирует существующей застройке и не является высотным акцентом.
Необходимость пристройки к д.№8 диктуется также тем, что д.№8 не имеет вида законченного строения и боковой фасад д.№8, имея значительный сектор обзора с ул. 1-я Никольская, выглядит негармонично по отношению к сложившейся застройке. Общая площадь застройки дома №8 с пристройкой составит 387 кв. м. при площади земельного участка 692 кв. м плотность застройки составит- 55,9 %. Превышения предельных параметров, установленными Правилами землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) город Владимир, составляют: - плотность застройки - на 5,9% или 41 кв.м; высота - на 0,6 метра.
Администрация, рассмотрела указанное обращение ФИО2 о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на объекте по адресу: <...> письмом от 20.06.2012 № 27-03-10/300 отказала в его удовлетворении. В обоснование своей позиции указала на, что земельный участок по указанному адресу расположен в границах достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира».
В соответствии с пунктом 29 постановления Правительства РФ от 26.04.2008 № 315 разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения предоставляется по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны.
На заседании Градостроительного Совета администрации Владимирской области от 21.03.2012 (пункт 8 протокола № 1/2012) отмечено, что отклонение от градостроительных регламентов, установленных постановлением губернатора области от 31.12.2010 № 1407, по планируемым к строительству объектам, которые не рассматривались на заседании областного Градостроительного Совета 31.10.2011, и возможны только после внесения изменений в указанный нормативный правовой акт в установленном действующим законодательном порядке.
Полагая указанный отказ Управления от 20.06.2012 незаконным и нарушающим его законные права и интересы, ФИО2 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению суда, не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением Совета народных депутатов администрации г. Владимира от 23.05.2012 № 100 утверждено Положение об управлении архитектуры, строительства и земельных ресурсов.
В соответствии с пунктом 2.2 указанного Положения основной задачей Управления является обеспечение осуществления градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Владимир в соответствии с основными принципами законодательства о градостроительной деятельности, Генеральным планом города Владимира (муниципального образования город Владимир), Правилами землепользования и застройки, документации по планировке территории, направленными на устойчивое развитие территории города, создание экологически безопасной и благоприятной среды жизнедеятельности жителей, комплексное и эффективное развитие социальной, производственной и инженерно-транспортной инфраструктуры, бережное природопользование, сохранение исторического и культурного наследия, природных ландшафтов, повышение уровня архитектурно-художественной выразительности застройки и улучшение архитектурного облика города.
Одной из основной функции Управления является подготовка для рассмотрения комиссией по землепользованию и застройке территории муниципального образования город Владимир предложения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в принятии такого разрешения, о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (пункт 3.10 Положения об управлении архитектуры, строительства и земельных ресурсов, утвержденного решением Совета народных депутатов администрации г. Владимира от 23.05.2012 № 100).
В соответствии со статьей 3 Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
К одному из видов объектов культурного наследия настоящим Федеральный закон относит достопримечательные места, как творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Согласно пункту 3 статьи 35 указанного закона характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2.2.2 приложения № 2 к постановлению губернатора Владимирской области от 31.12.2010 № 1407 «Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» установлен следующий режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны (Р-2) (для участков и кварталов, непосредственно связанных структурно, пространственно, композиционно с территорией объектов культурного наследия, основная площадь кварталов исторического центра города Владимира):
-сохранение характерной для города Владимира периметральной застройки и свободного внутриквартального пространства с допустимым процентом застройки в границах земельного участка - до 50%;
-возведение построек высотой до 11 метров от земли до конька крыши.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Частью 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
Согласно п.п. 2.1.5 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам градостроительных решений на территории муниципального образования город Владимир, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 21.04.2005 № 109, на публичные слушания по проектам градостроительных решений в обязательном порядке выносятся вопросы предоставления разрешений на отклонение от предельных размеров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории города Владимира.
В соответствии с пунктом 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, предоставляется по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны.
Согласование предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения, с соответствующими органами государственной власти осуществляется до проведения публичных слушаний.
Из материалов дела усматривается, что на день обращения ФИО2 (29.05.2012) в комиссию по землепользованию и застройке территории муниципального образования город Владимир, постановлением губернатора Владимирской области не было согласовано отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, установленных постановлением губернатора области от 31.12.2010 № 1407 «Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения «Исторический центр города Владимира», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», следовательно, вопрос о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции такого объекта как дом 8 по ул. 1-й Никольской г. Владимира не мог быть вынесен на публичные слушания.
На заседании областного Градостроительного Совета 21.03.2012 установлено, что для решения вопроса о выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по объектам, которые не рассматривались на заседании областного Градостроительного Совета 31.10.2011, возможны только после внесения соответствующих изменений в постановление губернатора области от 31.12.2010 № 1407.
Кроме того, в материалы дела представлен ответ Департамента строительства и архитектуры от 16.01.2013 № ДСА/36-06-10 на обращение ФИО2 о порядке выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, расположенного в зоне охраны объекта культурного наследия. Согласно которому Департамент указал, что порядок предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства установлен статьёй 40 Градостроительного кодекса РФ, поскольку планируемый к реконструкции объект капитального строительства в отношении, которого испрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, расположен в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения, при принятии вышеназванного решения следует, кроме законодательства о градостроительной деятельности, руководствоваться также законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия. Режимы использования земель и градостроительные регламенты для зон охраны исторического центра г.Владимира утверждены постановлением губернатора от 31.12.2010 №1407.
Департамент строительства и архитектуры письмом от 15.01.2013 №ДСА/22-06-07 также обратил внимание Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира на то, что при принятии градостроительных решений по строительству и реконструкции объектов, расположенных в зонах охраны исторического центра г. Владимира следует строго руководствоваться постановлением губернатора области от 31.12.2010 № 1407. Отклонение от установленных градостроительных регламентов является нарушением законодательства о градостроительной деятельности и законодательства об охране объектов культурного наследия.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд считает, что у Управления основания для подготовки в комиссию по землепользованию и застройке территории муниципального образования г. Владимир предложений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении разрешения отсутствовали.
Ссылка заявителя на письмо Управления надзорной деятельности по г. Владимиру от 23.09.2011 № 1423-2-5 несостоятельна, поскольку адресовано директору ООО «Владимирский пассаж» С.В. ФИО4.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку оспариваемые действия Управления соответствуют законодательству, не нарушают права и законные интересы ФИО2, с учетом норм статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует признать, что у арбитражного суда не имеется оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявленных требований ФИО2 о признании незаконным отказа Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов в рассмотрении по существу обращения за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.Н. Батракова